15:02 Прогноз - на тепло (Надежда КАХАНОВА) | |
Снег, неожиданно выпавший несколько дней назад, напомнил нам о том, что зима уже совсем близко. После аномальной летней жары синоптики пророчат, что из огня мы попадем прямо в полымя, то есть насколько лето было жарким, настолько зима будет холодной. Поэтому сегодня, когда в наши квартиры уже началась подача тепла, будет уместно рассказать о работе цеха теплоснабжения «Джета-7», от которого как раз и зависит подача тепловой энергии в наши дома. Ах, как хочется надеяться, что предстоящий отопительный сезон пройдет для нас благополучно, без сбоев и чрезвычайных ситуаций. Тем более что горожанам пришлось слегка «затянуть пояса», оплачивая услуги по повышенному тарифу в связи с ремонтом ТЭЦ. Но бесперебойная подача тепловой энергии потребителям, то есть нам с вами, зависит не только от бесперебойной работы ТЭЦ. Горячая вода должна еще преодолеть 22 километра по магистральным сетям от ТЭЦ до города, а затем уже по городским сетям попасть в наши дома. И за то, чтобы она гарантированно туда попала, отвечает цех теплоснабжения «Джета-7», о работе которого нам рассказал его начальник Эммануил Андреевич Гупперт - человек, который руководит цехом более 20 лет и знает его работу во всех тонкостях. Как рассказал Эммануил Гупперт, тепловые сети «Джета-7» делятся на две зоны: первая снабжает тепловой энергией пос. Заводской и промплощадку, вторая – город и предприятия, находящиеся по пути следования водяного потока, например, АО СПЗ и ЕЦ 166/11. В эту систему входят также пять насосных станций, которые обеспечивают необходимое давление в городских сетях. Но и это еще не все. Хозяйство в цехе теплоснабжения большое. Сюда входит участок электропривода и КИПиА, сотрудники которого отвечают за работу электроприборов, группа наладки, которая занимается испытаниями тепловых сетей, а также химическая лаборатория, где в соответствии с правилами эксплуатации тепловых сетей проводится анализ транспортируемой воды. Коллектив цеха достаточно большой – почти 100 человек. Работа, прямо скажем, не сахар. Если летом, по словам начальника цеха, условия труда еще сносные, то работать в траншеях в осеннюю слякоть или устранять порывы трубопроводов в зимнюю стужу, когда инструменты примерзают к мокрым рукавицам, – это настоящее испытание. К тому же все секционные задвижки находятся в камерах, температура в которых такова, что если туда просто заглянуть, то можно обжечь лицо. Поэтому перед началом работы пар из камер выгоняют продувочным вентилятором. И все равно перепад температур при выходе на воздух после работы в камере очень высок, что, случается, приводит к простудным заболеваниям. Если ко всему сказанному прибавить еще разочарование от не слишком высокой зарплаты (вопреки бытующему мнению), то можно понять тех, кто, не выдержав трудностей, уходит. Что ж, каждый вправе искать место получше, считает Эммануил Гупперт, обидно лишь, что предприятие несет от этого немалые потери. Дело в том, что в нашем городе найти нужных специалистов в области теплового хозяйства очень проблематично. Недостаточно быть просто слесарем или слесарем-сантехником, пусть и хорошим. Здесь нужны совсем другие знания. Поэтому предприятие вынуждено обучать кадры за свой счет. Слесарю-новичку приходится длительное время изучать схемы магистральных и городских сетей, иначе он просто не найдет нужный участок трубопровода или задвижку. Потом новичок должен набраться опыта в работе, ведь даже ту самую задвижку нужно уметь открыть грамотно, чтобы не допустить гидроудара, от которого может порвать трубопровод. И когда человек, прошедший обучение, но не прошедший испытание трудностями, увольняется - это большая потеря для цеха. Но основной костяк сохранить все же удается. В голосе Эммануила Гупперта звучит уважение, когда он говорит о слесарях Анатолии Терещенкове, Олеге Мартынюке, Манарбеке Вахитове, сварщике Сергее Малышко. Это люди, которые вместе с начальником цеха пережили самые трудные времена, которые знают всю цепочку сетей, как свои пять пальцев, на которых можно положиться в любой ситуации. И замечательно, что в «Джете-7» существует такая система оплаты труда, при которой старейшие, опытнейшие сотрудники получают доплату за свой профессионализм, иначе трудно было бы удержать хороших специалистов. «Ведь очень важно еще и то, как сотрудник подходит к выполнению полученного задания, - рассказывает Эммануил Гупперт. – Если один сделает только то, что ему было поручено, а увидев рядом еще один свищ или открутившийся болт, даже не прикоснется к нему (в лучшем случае сообщит о нем мастеру), то другой в той же ситуации самостоятельно примет все необходимые меры - и это должно соответственно оцениваться. К таким работникам относится, например, Анатолий Терещенков. Это настоящий профессионал, и если он выходит на линию, то за исход дела можно быть спокойным. Бывает, что и диспетчеру подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации». Кстати, диспетчерская служба цеха теплоснабжения – это особая тема. Здесь работают самые опытные и знающие сотрудники. А иначе и нельзя. Диспетчер лучше других должен знать схемы магистральных и городских сетей. Он отвечает за гидравлику всех тепловых сетей, задает температурный режим - в общем, можно сказать, что диспетчерская служба – это сердце цеха. Об опыте таких сотрудников диспетчерской службы, как Александра Пичурова и Нина Рензяева, говорит хотя бы тот факт, что в цехе теплоснабжения они работают почти три десятка лет. Отметил начальник цеха и инженерно-технических работников, таких как начальник участка городских сетей Даулбек Досманов, который работает в цехе теплоснабжения уже более 30 лет, и мастер участка городских сетей Владимир Гончаров, тоже имеющий немалый стаж работы в тепловом хозяйстве. Оба они не только профессионалы высокого класса, досконально знающие всю цепочку тепловых сетей, но еще и хорошие руководители, очень внимательные к своим подчиненным. А работать с людьми в этой системе не так-то просто. Работа сложная, условия труда – не самые лучшие, зарплата – тоже, а ответственность перед горожанами огромная – как в этом случае воздействовать на людей? Понижать их в должности за плохую работу некуда и увольнять нельзя – заменить-то некем. И здесь, считает начальник цеха, большое значение имеет личный контакт с каждым сотрудником в отдельности, когда указываешь на его недостатки, отмечаешь достоинства. В последние годы руководством «Джета-7» была возрождена хорошая традиция – помещать фотографии лучших сотрудников на Доску почета. Их на предприятии целых 3, одна из которых находится в цехе теплоснабжения. Это тоже своего рода стимул для профессионального роста. Сейчас в цехе самое горячее время – запуск отопления. Проблем в связи с этим, конечно, немало. Остается, например, нерешенным вопрос с затоплением тепловых сетей холодной водой. Не секрет, что затоплено около 70% сетей. А это очень опасно. Если в идеале трубы должны служить 20 лет, то у нас они выдерживают не более 5 лет. Кроме того, вода размывает грунт, отчего асфальт может попросту провалиться. Но когда город строился, никто не предполагал, что наши сети будут доведены до такого плачевного состояния, и трубы прокладывались как вдоль дорог и тротуаров, так и под ними. По-прежнему остро стоит проблема с потерями тепла. Каждый год сотрудники цеха производят изоляцию примерно пяти километров труб, но часть изоляции неизменно разворовывается. Горожане не хотят понять, что они сами рубят сук, на котором сидят. Оголенные трубы зимой – это выброшенное в атмосферу тепло, а соответственно, туда же выброшены и деньги. Тем не менее, Эммануил Гупперт считает, что прогнозы на эту зиму могут быть очень неплохими. Во-первых, это связано с хорошей подготовкой к зиме ТЭЦ, а во-вторых, с тем, что в этом году почти все потребители произвели промывку своих сетей и внутренней системы отопления. К двум факторам, названным начальником цеха теплоснабжения, я бы добавила еще и третий – профессионализм и ответственность сотрудников и самого начальника цеха, в чем я могла убедиться за время общения с ними. Будем надеяться, что прогноз окажется верным. Надежда КАХАНОВА
| |
|
Всего комментариев: 0 | |