Главная » 2010 » Сентябрь » 2 » Четыре задачи для педагогов (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
12:28
Четыре задачи для педагогов (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Сегодня дан официальный, торжественный старт новому учебному году в школах, – большой августовский педсовет обозначит главные ориентиры в обучении и воспитании школьников до следующего лета. Событие – республиканского масштаба, ведь образование, как известно, это наше все, и мы, журналисты «Престижа», неизменно следуя собственным традициям, за несколько дней до первого школьного звонка интересуемся у главного педагога Степногорска Татьяны СЕМЕНЮК (хотя ей совсем не до нас), что год учебный школьникам и их учителям готовит. 

Татьяна Викторовна, на что Вы нацелите степногорских педагогов на августовской педагогической конференции?
- На большом педагогическом совете мы с коллегами поведем разговор о стратегии развития казахстанского образования и, в связи с этим, о новых требованиях и возможностях, которые должны быть нами реализованы в обучении и воспитании школьников. Для нас, педагогов, главным ориентиром в воспитании подрастающего поколения должны стать идеалы родины, высокой нравственности и культуры, гражданского самосознания.
- Вечные задачи. А в каких конкретных делах они должны воплотиться?
- На августовской педагогической конференции состоится разговор о том, как наиболее эффективно осуществлять реализацию Государственной программы развития образования на 2011 - 2020 годы, в которой одним из приоритетных направлений станет модернизация существующей модели управления системой образования, что, в свою очередь, приведет к повышению качества образования. Разработана модель 12-летней школы, изданы проекты концепции и государственного общеобязательного стандарта 2010 - все это должно стать основной темой обсуждения на предметных секциях. В учительском разговоре будет сделан акцент на четырех направлениях, которые являются главными при реализации Государственной программы развития образования: развитие учительского потенциала, система поддержки талантливых детей, здоровье школьников, современная школьная инфраструктура.
- Будем считать, Татьяна Викторовна, что таким образом и задан план нашего с Вами разговора. Каково, скажем так, «качество» степногорского учительства? И, главное, какие условия созданы у нас для максимальной творческой реализации педагогов?
- Давайте начнем со статистики. На мой взгляд, она показательна. В прошлом году учебно-воспитательный процесс в степногорском регионе осуществляли 1065 педагогических работников. Из этого числа 77% имеют высшее образование, что выше областного показателя. С высшей квалификационной категорией - 185 педагогов, с первой - 353 учителя и со второй - 328. Только в прошедшем учебном году 45 педагогов получили и подтвердили высшую категорию, 70 успешно аттестованы на первую категорию, 56 - на вторую. В 2009 - 2010 учебном году на различного уровня учебных площадках повысили профессиональную квалификацию 575 работников образования.
Итогом успешной профессиональной компетентности наших педагогов стали победы на областных и республиканских конкурсах: 3 место на республиканской конкурсе эссе по программе «Мировая бизнес-этика» (учитель СШ п. Заводского Ш.А. Калкатова), 1 место на 4-й республиканской олимпиаде экологических проектов учащихся в Семее (ШГ №4, В.А. Щербина), 3 место на республиканской выставке декоративно-прикладного искусства «Культурное наследие предков сохраним и приумножим» (А.А. Шумская, ДДТ), 3 место на республиканском конкурсе «Компетенции как результаты образования» (С.А. Подманкова, МШЛ №3), гран-при на областном конкурсе «Неделя французского языка» и 2 место на республиканском конкурсе завоевали учащиеся МШЛ №5 (учитель Г.А. Алиева), на областном конкурсе «Лучший учитель казахского языка» победителем стала Бахтыгуль Шарипова, 3 место на областном конкурсе «Учитель года» у нашей В.А. Щербины, 2 место на областном конкурсе «Лучшая инновационная школа Акмолинской области» завоевала МШЛ №5, дипломы 1 и 2 степени на областном фестивале ансамблей педагогов получила ДМШ, 1 и 2 место – на областном конкурсе поэтов, прозаиков, чьи произведения посвящены детям (А.С. Шемалова, детсад №1; А.Б. Мухамеджарова, СШ №1 п. Бестобе).
- Обязательно назовем в газете всех, кого Вы, Татьяна Викторовна, упомянули. Но, наверное, неправильно будет умолчать о том, что еще лишь ждет приложения педагогических усилий.
- Поле педагогической деятельности определяется обновлением содержания образования, введением новых предметов (в их числе «Самопознание»), использованием современных педагогических технологий – все это требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. По-прежнему, в городе, как и по всей стране, существует проблема старения педагогических и руководящих кадров, проблема закрепления молодых специалистов, а значит, нужны конкретные меры - сохранение традиций наставничества, своевременная методическая помощь и улучшение морально-психологического климата в коллективе.
При методическом кабинете городского отдела образования разработана система работы с резервом кадров. На 2009 - 2010 учебный год в банке резерва управленческих кадров зарегистрировано 69 педагогов и 7 молодых специалистов, включенных в работу «Школы молодого учителя». Но, к сожалению, из 7 прибывших молодых специалистов в прошлом учебном году продолжают работать лишь 4 педагога. Здесь есть над чем подумать всем нашим руководителям.
- Все эти усилия, согласитесь, Татьяна Викторовна, мало чего стоят, если не решается, на мой взгляд, главная педагогическая задача – качественное обучение детей.
- Безусловно, одним из приоритетных направлений учительской работы является обеспечение качества школьного образования. Эффективность образовательного процесса наглядно демонстрирует единое национальное тестирование. Опять нам поможет статистика. 2009 - 2010 учебный год закончили на «4» и «5» 55% учащихся, успеваемость по итогам года составила 99,8% (99,5% в 2009 году). Из 17 претендентов на «Алтын белгі» свой высокий образовательный рейтинг подтвердили 13 учащихся, что составляет 76,4% (37,5% в 2009 году). Аттестат с отличием получили 3 учащихся из 10 претендентов, что составляет 30% (11% в 2009 году). Итоги ЕНТ отражают оптимистичную динамику: в 2009 году средний балл у нас составил 74,3, а в 2010 учебном году - 84,7. С помощью компьютерной обработки результатов ЕНТ был составлен рейтинговый список 20 общеобразовательных школ с самым высоким средним баллом, куда вошли ШГ №4 (94,2 балла) и ШГ №6 имени Абая Кунанбаева (93,2).
В числе общеобразовательных школ, показавших лучший результат, - СШ с. Карабулак (90,44 балла), СШ п. Заводского (89,8), СШ №9 (87,73). Но, к сожалению, в сравнении с 2009 годом ухудшили свой результат Аксуская СШ №1 (с 66,7 до 65,4 балла) и Аксуская СШ №2 (с 83,8 до 78,2 балла).
Приятно отметить, что 68 учащихся городских школ набрали более 100 баллов. В то же время еще раз заставляет пересмотреть систему подготовки школ к ЕНТ тот факт, что 33 ученика не смогли набрать порогового уровня (СШ №1, СШ №7, Аксуская СШ №1, Бестобинская СШ №1).
По результатам ЕНТ школы Степногорска заняли в минувшем учебном году 2 место в области. И как следствие высоких показателей ЕНТ - поступление наших выпускников в вузы: 71,1%, в том числе 46,3% по гранту.
- Татьяна Викторовна, в числе приоритетных направлений, реализацией которых должны постоянно заниматься степногорские педагоги, Вы назвали поиск и поддержку талантливых детей. И каковы успехи на этом пути?
- Именно с развитием талантов и способностей, подкрепленных с раннего возраста личным трудолюбием, мы связываем успешное будущее нашего общества. И как результат этой деятельности – достижения наших воспитанников.
Екатерина Дыбина, воспитанница учителя ДМШ Г.Б. Копеевой, заняла гран-при на международном форуме юных моделей и талантов и 3 место на международном конкурсе «Кинотаврик» в Сочи. 1 и 3 места на республиканском конкурсе «Туган Жерім» заняли учащиеся ШГ №6. 3 место на республиканском конкурсе дворовых клубов занял клуб «Арман» (руководитель Л.Г. Уренцева). Лауреатами 7 международного детского экологического форума «Зеленая планета 2009» стали 13 учащихся из ШГ №6 и СШ №7. Учащиеся ШГ №6 и СШ №7 заняли 1 и 2 места на областном конкурсе сочинений, посвященном Дню славянской письменности. Гран-при на областном конкурсе сочинений «Война в истории моей семьи» выиграла ученица ШГ №6 Анна Завьялова. 1 место на республиканском конкурсе «Школьный бизнес-проект по экологическому образованию для устойчивого развития» заняла ученица СШ №2 Марина Оськина. 2 место на областном конкурсе «Экология и дети» заняли учащиеся СШ с. Карабулак. На Второй президентской олимпиаде по химии 2 место заняла ученица ШГ №6 Анастасия Батанина.
- Назовем вслед за Вами лучших. Но хотелось бы, чтобы всем детям, и как можно раньше, были созданы максимально благоприятные условия для развития способностей и талантов.
- Согласна с Вами. Чем раньше ребенок попадет в комфортную образовательную среду, тем успешнее будет его путь. Поэтому, в первую очередь, необходимо создавать равные возможности для воспитания и обучения в дошкольных учреждениях. Всего у нас 3895 дошкольников от двух до шести лет, из них посещают детские сады 1755 воспитанников. Охват детей дошкольными учреждениями составляет 45% - к сожалению, и вполовину не удовлетворены потребности населения. Очередь в детсад сегодня составляет 2175 детей. С целью решения данной проблемы разработана городская программа по увеличению охвата детей дошкольным обучением и воспитанием. Согласно этой программе в августе начинается строительство детского сада на 280 мест, 2 мини-центра в СШ №1 п. Аксу и СШ с. Карабулак переводятся на полный день пребывания, достигнута договоренность с Национальным центром биотехнологии по передаче здания детсада в пятом микрорайоне в коммунальную собственность города.
- Одно из условий успешного развития детей – государственная забота об их здоровье. Вы, Татьяна Викторовна, также назвали это направление приоритетным в работе городского отдела образования.
- В учреждениях образования реализуются программы по здоровому образу жизни. Работают кружки, спортивные секции, проводятся дни здоровья, соревнования. Более 600 учащихся школ города и села Карабулак посещали занятия абонементных групп в плавательном бассейне при ДЮК «Батыр». Для детей были организованы экскурсии в Астану, Тараз, 3-дневные походы палаточных лагерей.
Здоровье ребенка – это еще и хорошо сбалансированное питание. Условия для организации горячего питания созданы в 16 из 18 общеобразовательных школ (к сожалению, проблемой остается на сегодняшний день организация горячего питания в школах Бестобе). Дети начальных классов и предшкольной подготовки полностью охвачены горячим питанием, бесплатное питание получают 10% учеников. Всего охвачены горячим питанием – 6051 ученик (66%) и буфетным питанием – 2671 (31%). Из 475 детей из малообеспеченных семей за счет фонда «Всеобуч» питаются бесплатно 325 детей, на что в течение года тратится 7 млн 421 тыс. тенге (стоимость питания в сутки составляет 155 тенге). 150 детей питаются за счет привлеченных спонсорских средств.
Одним из направлений работы школ по укреплению здоровья детей является их летнее оздоровление. На основании программы «Лето-2010» охвату всеми видами отдыха и занятости подлежало 7860 детей. В июне на базе школ была организована работа пришкольных площадок, на которых отдохнули 2823 учащихся (388 бесплатные и льготные путевки). В загородных оздоровительных центрах побывали 535 человек, в том числе 45 детей из малообеспеченных семей; профильные смены посетили 562 человека, палаточные лагеря – 410. С 17 по 28 августа 10 учащихся из малообеспеченных семей за счет республиканского бюджета отдыхают в Детском оздоровительном центре «Тау самалы».
Особое внимание при организации летней занятости уделялось детям, стоящим на учете в ОДН ГОВД. По состоянию на 25 июня учащихся, стоящих на учете, - 92. Из них 17 посещали летние пришкольные площадки, 7 отдохнули в загородных лагерях, 27 приняли участие в работе профильных смен, 11 учащихся были привлечены к работе производственных и ремонтных бригад, 7 трудоустроены. На отдых и оздоровление детей социально незащищенных категорий из фонда «Всеобуч» выделено 1 млн 105 тыс. тенге. Кроме того, предприятиями города было приобретено 395 путевок - не только для детей сотрудников, но и для малообеспеченных детей и воспитанников Детского дома на общую сумму более 1 млн тенге.
- Татьяна Викторовна, в начале нашего разговора Вы выделили еще одно направление, которое определено в приоритетных для педагогов, - создание современной школьной инфраструктуры. Вы имели в виду оснащение школ современным учебным оборудованием?
- Не только. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно. Никто не станет отрицать, что школьные классы, оснащенные современным оборудованием, обеспечат лучшие условия для развития ребенка. В школах работают 25 компьютерных классов. Рейтинговый показатель – 11 учащихся на один компьютер. За прошедшие три года для школ приобретено 11 мультимедийных кабинетов, 38 интерактивных досок. Библиотечные фонды в прошлом учебном году пополнились 558 электронными учебными пособиями. К началу этого учебного года в школах планируется установить 2 мультимедийно-лингафонных кабинета и 2 кабинета биологии.
К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры нужно отнести неукоснительное выполнение требований СанПиНов, пожарной безопасности и организацию капитальных и текущих ремонтов. В 2010 году в рамках «Дорожной карты» на ремонт кровли ШГ №6 выделено 47 млн тенге, на ремонт пожарной сигнализации в СШ №2 выделено 1 млн 700 тыс. тенге. 3,5 млн тенге предусмотрено для перевода мини-центров на полный день пребывания.
К сожалению, в нынешних социально-экономических условиях нет средств на капитальный ремонт школ, но все они с помощью привлеченных и спонсорских средств подготовились к началу учебного года.
- Из сказанного Вами, Татьяна Викторовна, следует, что степногорские учителя готовы к началу нового учебного года. Что ж, оставлю за пределами сегодняшнего разговора (все-таки праздничное интервью) заготовленные мной вопросы, которые не вписываются в контекст данной беседы, – до следующей встречи с Вами, надеюсь, скорой. А для окончания этого интервью вполне уместным будет Ваше праздничное обращение к степногорским учителям.
- Как я уже говорила, наша главная общая задача – способствовать качественному изменению образования в соответствии с требованиями времени. И нам есть для кого и с кем работать. Уверена, что все внимание, забота, тепло щедрых сердец учителей будут отданы учащимся, их родителям. Уважаемые коллеги, разрешите поздравить вас с началом нового учебного года, пожелать здоровья, профессионального роста, хороших учеников, успехов и признания! Пусть сбудутся все ваши мечты, желания и планы!

Интервью провел Виктор МОЛОДОВСКИЙ

Просмотров: 1273 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar