Главная » 2010 » Сентябрь » 16 » Через «кордон»
12:36
Через «кордон»
Я давно уже никуда не ездила, и мне казалось, что сейчас, когда сервисные услуги приобрели такой размах, наше путешествие будет легким и приятным. Но я ошибалась.

Говорят, ожидание праздника всегда лучше самого праздника. В справедливости этих слов я убедилась лично, когда решилась вместе со своей семьей отправиться этим летом через две границы в гости к украинским родне. И хотя путь был неблизкий (ехать предстояло трое суток), я всегда предпочитала поезд самолету, не столько из-за более низкой цены билета, сколько из-за возможности увидеть
новые места. А какая прелесть - задушевные разговоры с попутчиками за стаканом чая в традиционных металлических подстаканниках!
Но все стало складываться не так, как надо, еще при получении заграничного паспорта. Оказалось, предварительная плата за срочность его изготовления еще не гарантирует того, что вы получите паспорт в указанный срок. А без паспорта вам никто не продаст и даже не забронирует билет. В результате чего места нам достались не самые лучшие. Тем не менее, мы были рады тому, что вообще успели взять билеты на нужное число и, наконец, сели в вагон, счастливые от предвкушения новых впечатлений.
Счастье оказалось недолгим. Следующие три дня и три ночи стали для нас сущей пыткой. Небывалая жара стояла и в Казахстане, и в России, и на Украине. Днем под палящими лучами солнца вагон разогревался так, что температура внутри достигала 48 градусов. Открытые окна ситуацию не меняли. В соседнем купейном ва- гоне сломался кондиционер, и люди, заплатившие за билеты почти в два раза больше ради удобств, страдали от жары так же, как и пассажиры плацкартных вагонов. Всю дорогу я наблюдала одну и ту же картину: на станциях в вагон входили эффектные женщины и уверенные в себе мужчины, но уже на второй день выражение уверенности на лицах сменялось выражением обреченности, по щекам и ногам пассажиров струился пот, одежда прилипала к телу. Еще вчера эффектные женщины сегодня выглядели ощипанными курицами. 
К счастью, в нашем вагоне обошлось без чрезвычайных происшествий, но ходили разговоры, что в других вагонах поездка окончилась благополучно не для всех.
Да, путешествие в раскаленном металлическом ящике – это надо пережить! К тому же никакого сервиса казахстанская фирма «Пассажирские перевозки» не предлагала. Упразднили даже некоторые существовавшие раньше услуги. Например, чай проводники по вагону уже не разносят. На мой вопрос по этому поводу проводник ответил: «Ну, Вы вспомнили! Прошли те времена!». А мне азалось, что в нынешние времена должно быть лучше, а не хуже – на дворе-то 21 век. Но что чай? В поезде «Астана - Киев» упразднили даже вагон-ресторан, и люди вынуждены были на остановках бегать по перрону в поисках съестного, поскольку все, что брали с собой в дорогу, на второй день уже испортилось. Бывалые пассажиры успокаивали нас: «Это еще ничего! В таком же украинском поезде условия еще хуже. Здесь хоть пол моют». Но измученных людей это как-то мало успокаивало.
Поначалу все мы надеялись на ночную передышку – ночью не так жарко. Но не тут-то было…
- Таможня!
Мы еще долго будем содрогаться, услышав это слово. Нашествие (подругому не скажешь) таможенников по дороге в Киев нам пришлось пережить 8 (!) раз. И, как назло, почти всегда ночью. Маршрут поезда «Астана - Киев» пролегает так, что поезд дважды пересекает территорию Казахстана, соответственно, дважды въезжает в Россию, а затем еще пересекает российскоукраинскую границу. Каждый раз сотрудники таможенной службы соответствующей страны делали 4 прохода по вагону: сначала проверяли паспорта, потом – сумки, затем проходил кинолог с собакой, завершал проверку сотрудник с металлоискателем. Не могу сказать, что к пассажирам как-то придирались или каждый раз перетряхивали сумки – нет, но спать во время проверок не разрешалось. Исключение делали только для детей. После двух бессонных ночей моя мама – человек пожилой и больной – с тоской сказала: «Ну ладно вы, молодые, а менято куда понесло на старости лет? Если бы я только знала, что все будет так, да ни за что…».
Кстати сказать, больше всех мне понравились казахстанские таможенники: все молодые, подтянутые, корректные. Паспорта проверяли с помощью специального сканера, отчего проверка шла быстро. В этом плане меня удивили российские таможенники, которые таскали с собой огромную толстую книгу, которую так и называли «толстуха», и по которой проверяли, не числится ли фамилия очередного пассажира в розыске.Глядя на эту книгу, я думала: «Неужели и правда на дворе 21 век?». 
Неприятный инцидент произошел на украинской границе. Несколько лет назад я уже имела опыт общения с украинской таможней. Тогда вместе со мной в вагоне ехали 4 человека, имевшие при себе только казахстанское удостоверение личности. Трое из них – женщина и двое мужчин, казахи по национальности, ехали на похороны. На Украине умер их отец. Телеграмма, сообщавшая о его смерти, была отправлена на имя женщины. Только ей одной украинские таможенники и разрешили ехать дальше. Остальных высадили из вагона. Напрасны были мольбы и слезы, напрасны были объяснения, что у казахов женщинам не положено заниматься похоронами – таможенники были непреклонны. Однако четвертый беспаспортный пассажир каким-то образом оказался в вагоне, когда поезд тронулся. Как ему это удалось – догадаться нетрудно.
И на этот раз украинские таможенники проявили себя не лучшим образом. Поводом для конфликта послужила копченая рыба, которую все мы купили, когда поезд стоял в Уральске. Одна женщина купила сразу шесть больших рыбин. Почему таможенники подошли именно к ней – неизвестно, ведь вкусный запах стоял по всему вагону, но пассажиры подозревали, что здесь не обошлось без «помощи» проводников. Женщину отвели в купе к проводникам и начали, как говорят, «раскручивать на бабки». Человек в форме сотрудника таможенной службы Украины долго объяснял ей, что на территорию Украины запрещено ввозить любые продукты питания и какова сумма штрафа за каждую такую рыбину. «Разве вы не знаете, какие везде эпидемии?» - строго спрашивал он, при этом делая вид, что собирается заполнять протокол, но авторучка всякий раз застывала в воздухе, доводя женщину до «нужного» состояния. Наконец, запуганная нарушительница украинских законов поняла, чего от нее ждут, и сунула таможеннику деньги. И вот она, гнилая человеческая сущность: пусть и другим плохо будет, – женщина тут же «сдала» свою соседку. Та тоже безропотно заплатила неизвестно за что – у нее всего-то две рыбки было. Никто из пассажиров не решился задать украинским таможенникам простой вопрос: если нельзя везти с собой продукты, то как же люди должны питаться в дороге трое суток, когда вагон-ресторан напрочь отсутствует? Но все промолчали (в том числе и я), так как в каждой сумке лежала «запрещенная» рыба. Понятно, с каким облегчением перевел дух весь вагон, когда поезд, наконец, тронулся.
Все время, пока мы гостили на Украине, меня не покидал страх предстоящей обратной дороги. Тем более что предполагалась остановка в России, а значит, ехать нужно было с пересадками, что еще тяжелее. Но, на удивление, обратная дорога, за время которой мы сменили 4 поезда, оказалась намного легче и интереснее. К тому же границы мы пересекли только два раза, причем днем. Самым комфортным оказался фирменный поезд «Мордовия» сообщением Москва – Саранск. Это тем более меня удивило, что когда-то мне частенько приходилось ездить на нем. В то время это был самый обыкновенный поезд с грязными вагонами и замызганными шторками на окнах. Теперь же здесь были мягкие диваны во всех вагонах, независимо от стоимости билета, занавески – в тон обивке, качественные постельное белье и полотенца, биотуалеты, благодаря чему на стоянках туалеты не запирались, в конце вагона над дверью - световое табло, которое сообщало необходимую информацию: температуру воздуха, дату, время и т.д. Проводница в чистеньком передничке разносила по вагону чай, кофе, какао и разные вкусности. Полной противоположностью оказалась поездка в фирменном поезде «Казахстан» сообщением Москва- Астана. Из всего перечисленного выше присутствовали только мягкие диваны и шторки в тон. Когда я вы- сказала проводнику свое сомнение в праве этого поезда называться фирменным, проводник ответил: «А вы зайдите в купейный вагон – там у нас все условия: кондиционер есть и чай носят». Вот это здорово! А в плацкартном вагоне, что же, не люди ездят? Тогда, выходит, нужно комплектовать фирменные поезда только из купейных вагонов. Между прочим, хоть плачь, хоть смейся, но и в этом поезде, в соседнем купейном вагоне, сломался кондиционер. Вот и решайте, стоит ли платить за железнодорожный билет вдвое дороже, если услуги наши перевозчики гарантировать не могут? Тогда уж лучше самолетом. Пусть подороже и никаких красот не увидишь, зато спокойно, быстро и с комфортом.

***

А, между прочим, жизнь простых россиян и украинцев мало чем отличается от нашей. И те, и другие жаловались: производство стоит, хорошую работу найти трудно, зарплаты низкие, коммунальные услуги дорогие. Знакомо, правда? Верно говорят: везде хорошо, где нас нет.

Просмотров: 1139 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar