Главная » 2009 » Февраль » 13 » Не ставьте телегу впереди лошади (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
21:12
Не ставьте телегу впереди лошади (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
У нас зачастую бывает так: сначала создаем проблемы, а потом героически их преодолеваем (или не преодолеваем, но, как говорит героиня популярного фильма, здесь ведь важен сам процесс). Еще одно подтверждение тому, что телега ставится впереди лошади, - возможное строительство в верховьях Селетинского водохранилища обогатительной фабрики с хвостохранилищем для разработки медно-молибденового месторождения «Кызыл-Ту» (мы начали этот разговор в третьем номере газеты «Престиж», «Над Степногорском новая экологическая угроза?»).

На наш тревожный сигнал, который мы подали акиму Акмолинской области Альберту Рау и мажилисмену Валерию Котовичу, переадресовавшему редакционное обращение руководству «Казатомпрома», отреагировали пока только в Национальной атомной компании, которая получила лицензию на разработку медно-молибденового месторождения «Кызыл-Ту».
Публикуем переданный нам Валерием Котовичем официальный ответ вице-президента НАК «Казатомпром» Сергея Яшина (сохранено авторское написание).

АО «НАК «Казатомпром» с участием руководства ТОО «Степногорский горно-химический комбинат» и ТОО «Кызыл-Ту» внимательно ознакомилось со статьей «Над Степногорском новая экологическая угроза?», опубликованной в газете «Престиж», и выражает свое несогласие по нагнетанию экологической обстановки вокруг уранового хвостохранилиша в Степногорске и намерений об одном из вариантов размещения хвостохранилища медно-молибденовой обогатительной фабрики ТОО «Кызыл-Ту».
Прежде всего, для экологической реабилитации хвостохранилища в Степногорске разработана «Программа развития хвостового хозяйства гидро-металлургического завода на период 2007 - 2041 годы». По данной программе предусматривается поэтапная реконструкция карт №1, №2 и испарительной, направленная на увеличение их объемов емкостей. При этом будет использован передовой опыт в строительстве противофильтрационного экрана гидравлическим способом намыва нерадиоактивных хвостов медно-молибденового производства.
В настоящее время разработанный по заданию ТОО «СГХК» Ташкентским проектным институтом «УзГеоТехЛИТИ» и адаптированный ТОО «ИВТ» к национальному законодательству «Проект рекультивации испарительной карты хвостохранилища ГМЗ методом гидронамыва нерадиоактивных отходов медно-молибденового производства» прошел все стадии согласований, и получены положительные заключения: Министерства охраны окружающей среды РК, Республиканского Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РК, Министерства РК по чрезвычайным ситуациям, ГУ «Межоблгосатоминспекция», ИЦ «Безопасность производства». На сегодняшний день инвестиции по данному проекту на ПИР и СМР уже составили около 6 млн долларов США.
Во-вторых, по вопросу строительства хвостохранилища обогатительной фабрики по переработке медно-молибденовых руд месторождения «Кызыл-Ту» сообщаем, что нами рассматриваются несколько вариантов реализации проекта, среди которых есть как размещение планируемого объекта в районе площадки ГМЗ, а также на карьере отработки месторождения. При этом будут учитываться одновременно экологический аспект и экономическая целесообразность. Поэтому беспокойство консультанта ТОО «СГХК» по вопросам охраны окружающей среды г-на Исакина B.C. о якобы замораживании проекта по урановому хвостохранилищу г. Степногорска и принятом решении строительства хвостохранилища в районе месторождения «Кызыл-Ту» является преждевременным.
Выявлять и анализировать отрицательные экологические аспекты предполагается в случае выбора варианта в районе месторождения «Кызыл-Ту». Здесь потребуются дополнительные инженерно-геологические исследования и государственная экспертиза принимаемого технического решения.
В рамках экологического законодательства будет выполнена оценка воздействия на окружающую среду последовательно с учетом стадий градостроительного и строительного проектирования.
На сегодняшний день по рассматриваемому варианту размещения хвостохранилища в районе отработки месторождения выдано с учетом замечаний положительное заключение ГУ «Ишимская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов» Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК за № 03-06/895 от 29 декабря 2008 года.
Таким образом, при организации работ по проектированию и строительству данного объекта будут прорабатываться все замечания и дополнения с соблюдением экологических требований и норм и принят вариант, обеспечивающий экологическую безопасность и предотвращение загрязнения окружающей среды.

Иными словами, руководство «Казатомпрома» упрекает нас в том, что это мы, предав гласности тревожные рассуждения В.С. Исакина относительно проекта «Кызыл-Ту», ставим телегу впереди лошади – «беспокойство… является преждевременным».
Начнем с того, что своей публикацией мы как раз и хотели упредить возможные негативные экологические последствия строительства обогатительной фабрики с хвостохранилищем в верховьях Селетинского водохранилища. Такое наше стремление вполне согласуется с законодательством. Руководствуясь именно законом, а также народной мудростью о том, что негоже ставить телегу впереди лошади, мы предложили всесторонне, с упором на экологическую составляющую, рассмотреть предлагаемый проект строительства обогатительной фабрики и хвостохранилища в районе медно-молибденового месторождения «Кызыл-Ту».
Что же должно предшествовать проектированию любого полигона токсичных промышленных отходов (то, что отходы медно-молибденового производства токсичные, пусть и малотоксичные, написано в документах ТОО «Кызылту»)?
К сожалению, в ответе руководства «Казатомпрома» ничего не говорится о действующем в Казахстане Своде правил по проектированию и строительству с рекомендациями по проектированию полигонов промышленных отходов. В СП РК №1.04-06-2004, в частности, говорится: (п. 2.3.21) полигоны захоронения токсичных промышленных отходов … размещаются … на территориях, которые допускают осуществление инженерных решений, исключающих возможное загрязнение … зон массового отдыха, источников питьевого и хозяйственного водоснабжения … открытых водоемов и подземных вод.
Как видим, Свод правил выдвигает очень жесткие требования к размещению токсичных промышленных полигонов, и если эти требования неукоснительно (а иначе нельзя) выполнять, то в верховьях Селетинского водохранилища полигон любого класса вообще размещать нельзя. Кто готов гарантировать невозможность загрязнения источников питьевого водоснабжения при размещении полигона промышленных отходов выше по течению, чем водозабор?
Гарантировать – значит выполнить комплекс обязательных мероприятий, которые сделают строительство полигона промышленных отходов в районе Кызыл-Ту экономически невыгодным. К сожалению, в ответе руководства «Казатомпрома» ничего не говорится и о действующих строительных нормах и правилах проектирования полигонов токсичных промышленных отходов. А между тем, в СНиПе РК №1.04-14-2003 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов» говорится: (п.6.5) при размещении карт для захоронения отходов IV класса опасности при любых грунтах необходимо устройство противофильтрационных экранов из полиэтиленовых сваренных термической сваркой листов.
Разработчики проекта, как известно, планируют строить намывное хвостохранилище, говорят, что это хорошо и дешево, а СНиП требует для отходов 4 класса опасности, независимо от подстилающих пород, выполнения противофильтрационного экрана из полиэтиленовых листов. Листы просто так не кладутся, нужны глиняные прослойки, нужна сварка. Не обойтись без экранов не только в днище, но и в дамбах. При таком, единственно возможном подходе к делу хвостохранилище удорожится в добрый десяток раз по сравнению с нынешними расчетами. Какая уж тут экономическая выгода?
Конечно, можно попытаться закрыть глаза на все эти своды и СНиПы. И вполне вероятно, что разработчики проекта «Кызыл-Ту» не обо всем говорят в «Казатомпроме» - таким образом подталкивают его к принятию, мягко скажем, спорного решения.
И еще о том, кто же все-таки пытается ставить телегу впереди лошади.
Министерством охраны окружающей среды утверждена инструкция, которая определяет общий порядок экологического сопровождения проектов и проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при подготовке и принятии решений о ведении хозяйственной деятельности на всех стадиях ее организации - от разработки программ и регионально-планировочных документов до проектирования конкретных объектов.
В упрощенном виде порядок таков. Сначала выполняется предварительная оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, готовится декларация о намерениях, проводится общественное обсуждение проекта (должны быть услышаны мнения не только тех, кто живет в районе медно-молибденового месторождения, но и тех, кто будет пить воду, протекающую в этом районе), и только после положительного заключения исполнительного органа по охране окружающей среды можно приступать к разработке проекта. Без официального одобрения экологов нет смысла создавать бизнес-план – пустая трата времени и денег. Тем более что уже разработан «ташкентский» проект рекультивации испарительной карты хвостохранилища ГМЗ. К сожалению, этот вариант в письме вице-президента «Казатомпрома» не получил развития, более того, две его важные составляющие (реабилитация уранового хвостохранилища и размещение отходов медно-молибденового производства) разделены и рассматриваются самостоятельно. А между тем, проект уже разработан, затрачены деньги, пройдены процедуры согласования. Идти бы по этому пути и дальше - как говорится, «и волки были бы сыты, и овцы остались бы целы».
Большое спасибо руководству «Казатомпрома» за оперативный отклик на нашу первую публикацию, но ответа на вопрос, разместится ли хвостохранилище в районе Кызыл-Ту или отходы медно-молибденового производства буду использованы для укрытия карт уранового хвостохранилища, мы так и не получили. При этом по прочтении письма меня не покидает ощущение, что проект строительства полигона промышленных отходов на месторождении «Кызыл-Ту» кажется весьма привлекательным руководству «Казатомпрома». При таком раскладе наше предложение о публичном обсуждении возможной экологической угрозы Степногорску никак не видится «преждевременным». Напротив, мы укрепились во мнении, что обращение В.С. Исакина, как сказал бы классик, «очень своевременная книга». Ждем на нее реакции и непосредственных разработчиков проекта, и депутата Валерия Котовича - секретаря комитета по вопросам экологии и природопользованию, и акима Акмолинской области, обещавшего направить в Степногорск специальную комиссию для изучения вопроса.
Давайте все-таки не ставить телегу перед лошадью: сначала – обсуждение, потом – бизнес-планы.
 
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 3550 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Tosha • 20:43, 15.02.2009
Ничего удивительного – такое принятие решений уже привычное дело. Гораздо легче сделать всё без огласки за малые деньги, чем выполнять все законы и правила. Для многих, кто задействован в этом проекте, не имеет значения, кто будет ощущать на себе действия этого полигона. Многие из них живут за десятки километров от этого места. Построив полигон в верховьях селетинского водохранилища – это потенциальная опасность для отдыха людей. Можно спросить любого человека на улицах города, и каждый ответит, что хоть раз за летний период, но проводит отдых на берегах водохранилища. Многие промышленные предприятия города разбили там свои базы отдыха, куда приглашают не только своих сотрудников, но и других людей, в том числе и детей. При постройке полигона нет никакой гарантии, что радиоактивные вещества не проникнут в воду. Это будет экологическая катастрофа. Если на юге страны экологическая проблема – высыхающее море Арал, то в Акмолинской области будет своё – Селетинское водохранилище. Оно было построено для удовлетворения нужд населения города – это постоянный источник воды в городе. Загрязнив этот источник – город останется без воды.
Общественности города пора бить срочную тревогу! Необходимо привлекать все общественные и молодёжные организации! В противном случае, через несколько лет, можно будет Степногорску давать новое имя – «Мёртвый город».
avatar