Главная » 2011 » Сентябрь » 22 » Роды вдвоем (Максим БАЛУЕВ)
10:09
Роды вдвоем (Максим БАЛУЕВ)
Нашего первенца – дочь Маргариту – мы с женой Леной рожали вместе. Нет, я ничуть не умаляю великую миссию женщины, данную ей одной, – нести на свет новую жизнь. Но партнерские роды, которые практикуются во всем мире и у нас в городе, дали возможность и отцу увидеть рождение своего ребенка, разделить с женой радость появления маленького чуда на свет, поддержать в сложную минуту. 

История рождения нашей дочурки

В советские времена муж «сдавал» свою жену в родильный дом и мог видеть ее и ребенка после родов только через окно, а общаться через 5 - 7 дней, только после выписки. Родильный дом еще недавно напоминал по своим порядкам закрытое исправительное учреждение. Допуск в него «посторонних» вроде мужа был строжайше запрещен, передачи продуктов придирчиво контролировались, каждый шаг женщины был регламентирован, за малейшее отступление от правил (тайное свидание с мужем, прием от него посылки через окно на веревочке) следовало немедленное наказание – выписка «за нарушение режима». 
Наконец-то акушерство повернулось лицом к женщине и к новорожденному!
Мое решение присутствовать на родах жены было осознанным и взвешенным. Я не собирался следовать новомодным традициям, чтобы только посмотреть, как же рожают женщины? Ради такого вряд ли стоит идти на партнерские роды с женой. Я же был движим лишь одним – желанием помочь супруге, облегчить боль в схватках, помочь если не физически, то хотя бы морально. Признаюсь, некоторые мои знакомые недоумевали и даже отговаривали меня, приводя массу аргументов: «женщина в родах некрасива», «ты не сможешь ей ничем помочь», «ты обязательно упадешь в обморок от вида крови», а созерцание процесса родов навсегда отобьет какое-то желание близости и даже может привести к разводу. Полная чушь!
Да, роды – процесс сугубо индивидуальный, в нем могут возникать разные непредвиденные ситуации. Но не стоит забывать, что этот процесс еще и естественный. Так что испугаться я просто не успел – было некогда.
Поступили мы в роддом утром, прошли все необходимые процедуры как со стороны жены, так и с моей. В частности, от партнера требуется результат флюорографии, а также отсутствие температуры и кашля. Когда мы переоделись, нас отправили пережидать схватки в предродовую палату, которая одновременно является и родовой. Скажу, зрелище приятно удивило: это была небольшая комната с обычной кроватью (никаких устрашающих гинекологических кресел с разверзнутыми подставками для ног роженицы), на полу небольшой матрас, рядом стул и огромный мяч – так называемый фитбол.
Если честно, мы буквально завалили вопросами нашего акушера Дину Аишеву и заведующего акушерским отделением Илеса Бекманова. Нам повезло с медперсоналом! Дина – высокая женщина с крепкими руками и потрясающим чувством юмора – сразу вызвала у нас доверие. Она спокойно объясняла нам, что рожать будем на кровати – это намного облегчает боль при родах и сводит к минимуму случаи травматизма матери и ребенка. Да и условия в родовой максимально приближены к домашним, чего не скажешь про российские роддома, где женщины до сих пор тужатся на гинекологических креслах… Кроме того, Дина рассказала и про то, как облегчить боль во время схваток, показав с десяток приемов, – это и сжимание поясницы, и прыжки на мяче, и правильное дыхание. В общем, по мнению моей жены, все высказывания о том, что муж на родах максимум может помочь только лишь отвлекающими разговорами, - оказались несостоятельными.
Несколько часов мы переживали схватки вместе – я делал жене расслабляющий и обезболивающий массаж, а она стойко переносила боль. Лена не кричала, мы разговаривали, мечтали о том, какой будет наша малышка. По настоянию акушера (тоже своего рода отвлекающий маневр) даже стали думать над мужским именем, хотя были уверены, что у нас девочка. Все было тихо и спокойно, персонал роддома даже подумал, что мы уснули за закрытой дверью. Но скажу откровенно: напряжение нарастало с каждой минутой, становилось немного страшно от осознания того, что будет дальше.
Ближе к вечеру начался второй этап родов – потуги. По договоренности с супругой я планировал находиться у изголовья кровати, дабы никого не смущать своим присутствием и не мешать врачам принимать роды. Но жизнь внесла коррективы в наши планы, и я стал невольным помощником в этом деле. Да и было не до стеснений – лишь бы быстрее все завершилось! А пришедшая в палату еще одна акушерка даже настояла на том, что я должен увидеть появление малыша от начала и до конца. «Зачинали вместе, так теперь делите вместе радость появления малышки на свет. Будешь потом жену еще больше ценить и любить!» - сказала она и была права.
Непередаваемые ощущения нашли на меня, скупая мужская слеза прокатилась по щеке – вот оно счастье, появилось на свет и впервые закричало! Дочку положили маме на грудь, я успел сделать несколько первых снимков Маргаритки. Я даже собирался перерезать пуповину, но от чувства радости забыл это сделать, и акушерка сама умелыми движениями обрезала нить, соединявшую мать и дитя на протяжении девяти месяцев. А дальше было взвешивание, измерение роста, оценка новорожденной по шкале Апгар – системе быстрой оценки состояния ребенка на первых минутах жизни. Через пару часов жену и дочь перевели в послеродовую палату. Кстати сказать, в наших роддомах действует совместное пребывание матери и ребенка в отличие от некоторых российских роддомов, где детей забирают в детскую комнату и приносят только для кормления. Это, конечно, облегчает послеродовое восстановление матери, но сердце женское все равно не на месте, когда ее ребенок находится где-то в другом месте.
Во время наших партнерских родов Лена ни разу не накричала на меня и не нагрубила, хотя ей было нелегко. Роды оказались изнурительным делом, настоящей работой. И в том, что наша девочка родилась естественным путем, без повреждений, без эмоционального стресса, мы видим результат совместного успеха высокопрофессиональной работы акушера и врача и слияния воли моей жены и моей воли. Мы были вместе. И наши руки вместе, одновременно прикоснулись к нашей крохотной дочке, которая тоже потрудилась изо всех сил и теперь хотела только одного – поесть по-настоящему.
Как бы благополучно ни проходили роды, трудно выразить степень драматизма этого акта. По глубокому моему убеждению, родители должны в полной мере и совместно пройти через полное переживаний испытание, отдав ему все свои душевные и физические силы. Именно при такой самоотдаче чуду появления человека создается по-настоящему здоровая семья. Спасибо моей любимой жене за доченьку, а врачам за то, что они помогли нам стать родителями!

Из древности и до наших дней

Партнерские роды с папой – это не только западный подход. История открывает нам роды с отцом еще со времен древних славян. Отец не просто участвовал в родах, но и сам принимал ребенка в наш мир. Считалось, что это завершение создания ребенка. Предки вкладывали в такие роды символический смысл. Знали они и о важности присутствия папы для установления связи ребенка с отцом.
Но отец был защитой для ребенка еще и до рождения. Будущая мама укрывалась ночью плащом отца, охраняя ребенка. А днем беременная женщина для защиты надевала пояс мужа. Также для защиты малыша уже после рождения сына пеленали в рубаху отца для того, чтобы ребенок рос здоровым, сильным. Девочку после родов отцовской рубахой обтирали для обретения не только здоровья и выносливости, но и добра. Папа вместе с мамой общались с ребенком, который пока еще находился в утробе матери, как с уже рожденным.
После родов обрезание пуповины начиналось с перевязывания ее льняной нитью, которая была переплетена с волосами не только матери, но и отца. Одним из послеродовых обрядов было представление ребенка трем стихиям природы. И совершал этот обряд именно отец. Он поднимал ребенка в воздух – показывал его Ветру. Он клал малыша на землю – показывал его Земле. Зимой он окунал его в прорубь или омывал водой летом – показывал младенца Воде. Так отец помогал ребенку обрести здоровье. Папа первым вносил ребенка в дом, представляя ребенка домовым и домашнему очагу. Представлял его родным тоже именно папа.
Кстати, на одном исламском сайте муж задает вопрос, можно ли мужчине присутствовать на родах жены? Здесь же дается ответ, что присутствовать можно, потому что мусульманскому мужчине разрешено видеть все тело жены без исключений, но должно быть соблюдено одно условие: мужчина должен находиться в помещении, где нет других непокрытых женщин.
В разных современных странах присутствие папы на родах воспринимается по-разному.
В Германии практически все роды – это партнерские роды и воспринимаются с большим энтузиазмом. Во Франции партнерские роды разрешены, как и съемка родов. Папа может присутствовать даже при кесаревом сечении. Еще на курсах акушерки (кстати, оплачиваемых государством) будущим папам и мамам проводится экскурсия в больницу, в родзалы. Если проводят кесарево сечение, папу одевают в специальную медформу. После кесарева сечения он может пойти с акушеркой и ребенком на взвешивание, одевание и вернуться к жене вместе с ребенком.
В Англии совместные роды вполне привычны. Папы активно участвуют уже в процессе предварительного обсуждения с медперсоналом условий проведения родов в выбранной клинике.
А вот в Нидерландах проводятся преимущественно домашние роды, где папа играет вторую роль после профессиональной акушерки.
В Китае разрешено присутствие папы в роддоме, к тому же ему положен отпуск по уходу за женой. Хотя малочисленные роддома с давними традициями всё-таки запрещают присутствие папы в родах.
В Италии даже настаивают на присутствии мужа на родах, кроме проведения кесарева сечения.
В Испании папа обязан быть на родах, он ставит подпись свидетеля в первых документах ребенка. Врачи внимательно следят и за состоянием папы в родах.
В Турции в большинстве роддомов с восточными традициями присутствие папы запрещено. Современные роддома, наоборот, принимают пап для участия в родах.

Почему именно партнерские роды?

По мнению специалистов, женщины, рядом с которыми во время родов находится супруг, чувствуют себя лучше не только психологически, но даже физически, легче переносят боль, а позже – быстрее приходят в себя. Они практически никогда не сталкиваются с послеродовой депрессией (факт немаловажный: статистика показывает, что от послеродовой депрессии или послеродовой меланхолии в той или иной форме в наши дни страдает подавляющее большинство женщин, есть такие факты и у нас в Степногорске).
Врачам присутствие мужчины на родах в основном не мешает. Хотя, когда под руку начинают давать советы, как обращаться с «его любимой», это, конечно, отвлекает. Но такое случается редко.
По мнению психологов, в результате совместных родов семьи становятся крепче, «рожавшие» мужчины заботливей относятся к детям и берут на себя больше ответственности.
Большинство психологов считают, что распространенный аргумент «увидев жену в неприглядном виде, муж может потерять к ней интерес как к женщине» - это самый настоящий миф. Любой нормальный мужчина прекрасно осознает, что есть разница между женой в домашней обстановке, и женой в родильной палате.
Бытует еще один миф: «Роженица будет стесняться мужа, и это помешает ей выполнять указания медперсонала». Это зависит от воспитания женщины и от того, какие отношения связывают супругов. Большинство женщин в процессе родов настолько сосредоточены, что практически ничего вокруг не замечают. К тому же, супруг может покидать палату в самые интимные моменты.
А многим женщинам присутствие рядом близкого человека, наоборот, помогает выполнять указания акушера: отмечают, что команда, повторенная родным и любимым голосом, «доходит» быстрее, чем слова незнакомого врача.
В конце концов, во время схваток на муже можно висеть – многим женщинам такая поза помогает легче переносить боль.
Однако если мужчина ничего не знает о родах и идет на них ради удовлетворения любопытства, такое присутствие, скорее, навредит, нежели принесет пользу. Поэтому заранее нужно посетить курсы отца и матери в городской поликлинике, а также почитать статьи из Интернета.
Ни в коем случае нельзя использовать роды как фактор, призванный сгладить острые углы. Рождение ребенка слишком серьезное и неординарное событие, чтобы рисковать далекими от идеала отношениями. И не нужно пытаться заставить мужа пойти на роды, мотивируя это тем, что «пусть смотрит, как я мучаюсь» или «не мне одной страдать, пусть и он участвует». Скорее всего, «насильственно» приведенный муж не испытает ничего, кроме ужаса и отвращения, а потом будет ставить жене в пример «нормальных» женщин, которые рожали сами.
Каждая семейная пара индивидуальна. Не стоит идти рожать вместе потому, что это делают многие, или потому, что ваши знакомые поступили таким образом. Рождение ребенка – радостное и вместе с тем очень трудное событие в жизни каждой семьи. Оно меняет обоих родителей: и мать, и отец начинают новый этап своих отношений вместе с маленьким человечком. И только осознанное, свободное решение совместно помочь ребенку появиться на свет принесет пользу и ему, и родителям.
Роды с мужем, скорее всего, подойдут парам, в которых не стыдно болеть и плохо выглядеть при «второй половине», принято открыто делиться своими переживаниями, нет запретных тем и табу, муж действует разумно даже в критических ситуациях, не поддается панике, у супругов есть готовность всю ответственность, ласку и заботу о малыше делить пополам.

Подготовил Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 1518 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Лера • 14:54, 02.10.2011
Нет, вы конечно молодцы. Но я не хочу рожать с мужем. Пусть в дородовой со мной будет, а еще лучше в послеродовой с ребенком нянчится. А при родах - не надо. Я лично не готова. Стресс это для всех. И не уверенна, что семье он будет на пользу.
avatar