Главная » 2010 » Ноябрь » 26 » Признайте нас живыми! (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
09:00
Признайте нас живыми! (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
В Степногорске живут (пока еще живут), по меньшей мере, 33 человека, в дальнейшей жизни которых, складывается впечатление, государство не заинтересовано. Сами обратившиеся к нам бывшие шахтеры ЦГХК, а теперь регрессники, бессрочные инвалиды 2 и 3 групп, имеющие профессиональные заболевания вследствие многолетней работы на вредном производстве, более категоричны: «Нас, видимо, не предполагали увидеть живыми после 70 лет». А они живы и требуют от государства признания этой данности.

Вне закона

Начать можно с 1998 года – в том уже далеком году, 13 августа, решением Акмолинского областного суда в отношении акционерного общества открытого типа «Целинный горно-химический комбинат» была начата процедура банкротства. Обанкротившееся предприятие оставило после себя 91 шахтера с профессиональными заболеваниями в Шантобе и 83 в Степногорске. В тот период государство о них, регрессниках – кредиторах первой очереди, «позаботилось»: за год до банкротства ЦГХК, в январе 1997 года, был принят Закон Республики Казахстан «О банкротстве», в соответствии с 77 статьей которого «определение суммы требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей (в размере на день признания должника банкротом), подлежащих выплате гражданину до достижения им семидесятилетнего возраста, но не менее чем за десять лет». Комментарии к 77 статье, которая менялась трижды, нетрудно найти в Интернете: «С подачи и по настоянию тогдашнего министра труда и социальной защиты населения Натальи Коржовой была принята позорная статья 77 Закона «О банкротстве, – говорит Герой социалистического труда, кавалер ордена Ленина и полный кавалер знака "Шахтерская слава” Дулат Аккошкаров. – По этой статье регрессные выплаты за потерянное на производстве здоровье продолжаются до достижения 70-летнего возраста» («Караван», №35, 29 августа 2008 года).
Сегодня в степногорском регионе из 174 регрессников обанкротившегося ЦГХК осталось в живых 33 инвалида 2 и 3 группы, и они дожили до той «критической» даты, когда их Закон «О банкротстве» в расчет уже не берет. Иначе сказать, эти больные старики, перешагнувшие, вопреки официальным расчетам госчиновников, свой 70-летний рубеж, остались без ежемесячных регрессных выплат. Что это значит для человека, вступившего в восьмой десяток своей жизни, - пожизненного инвалида, профессиональные заболевания которого вряд ли с возрастом пойдут на убыль? Это значит, считают мои собеседники, принудительное, хоть и не явное, понуждение их к смерти – ведь нет больше специальных государственных выплат, которые предусматривались для противостояния все усиливающимся профессиональным заболеваниям.
И вот оставшиеся в живых вынуждены тратить свои последние жизненные силы на то, чтобы докричаться до государства: «Признайте нас живыми!».
Признать живыми – это значит отменить позорную 77 статью Закона «О банкротстве» в той ее части, где регрессные выплаты больным профзаболеваниями ограничены 70-летним возрастом. Признать живыми – это значит взять государству на себя обязательства по дальнейшей пожизненной, до смертного часа, выплате регрессных платежей всем, кто подпадает под эту категорию. Наконец, признать живыми – это значит реализовать постоянно декларируемую в президентских посланиях задачу, направленную на улучшение качества и уровня жизни всех граждан Казахстана, укрепление социальной стабильности, защищенности пенсионеров и инвалидов.

Хождение по мукам

Передо мной переписка бывших степногорских шахтеров с представителями власти. Юрий Иванович Аверьянов, по доверенности представляющий интересы 33 степногорских регрессников, направил обращения, кажется, куда только можно - министру труда и социальной защиты населения РК Гульшаре Абдыкаликовой, первому заместителю председателя НДП «Нур Отан» Дархану Калетаеву, председателю Конституционного совета РК Игорю Рогову, руководителю администрации Президента Аслану Мусину: «Просим вас рассмотреть нашу жалобу. Нам, профбольным, выплачена государством капитализация до 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Прошло 10 лет, и, кому исполнилось 70 лет, выплаты прекратили. Ссылаются на пункт 1 статьи 77 Закона РК «О банкротстве». Тем профбольным, кому более 70 лет, регрессные суммы были выплачены за 10 лет, а тем, кто продолжает жить после 70 лет, выплачивать регрессные платежи на одиннадцатый и последующие годы уже не хотят. Мы, с участием депутатов Мажилиса Парламента РК В.Н. Котовича, М.Б. Тиникеева, обращались в различные государственные органы, но ответы приходили отрицательные - отказать на основании статьи 77 Закона РК «О банкротстве».
Министерство труда и социальной защиты не выносит рассмотрение вопроса об отмене ст. 77 в Парламент Республики Казахстан. Министерство соцзащиты обращалось к Премьер-министру с предложением о продлении регрессных выплат инвалидам труда – вопрос остался нерешенным. Хотя у всех профбольных есть справки о бессрочной инвалидности в связи с профессиональными заболеваниями. Мы все инстанции прошли, везде нам отказали. Мы судились с Министерством труда и соцзащиты. Суд толкует, что нам положено получать пособие, но статья 77 Закона «О банкротстве» не дает ходу. Ссылаются на то, что её отменят, и тогда мы будем получать пособие. Все профбольные отработали в ЦГХК не менее 20 лет на вредном производстве, на уране. Многих уже нет в живых. Неужели мы не заслужили право на пожизненные регрессные пособия, чтобы хоть как-то поддерживать остатки своего здоровья?».

С уважением, инвалиды труда г. Степногорска

Ответы, которые получали степногорские регрессники на свои обращения, не дают им оснований для оптимизма: «Ваше обращение, поступившее в Администрацию Президента Республики Казахстан, направлено для рассмотрения в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан с просьбой о принятом решении уведомить Вас» - это, кажется, самое оптимистичное уведомление. А вот в официальных ответах Министерства труда и социальной защиты населения я оснований для оптимизма не нашел. Г. Абдыкаликова – В. Котовичу: «Для формирования прогнозных сумм потребности расходов и выплаты кредиторам первой очереди, достигшим (достигающим) 70-летнего возраста, Министерством использовались данные Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов РК. При этом отмечаем, что представленные данные содержат неполную информацию по кредиторам первой очереди ликвидированных предприятий…». Председатель Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения РК С. Бисакаев – Ю. Аверьянову: «Установленный законом 70-летний возраст гражданина, до достижения которого производится капитализация сумм по возмещению вреда, причиненного здоровью, в случае ликвидации юридического лица, определен с учетом превышения средней продолжительности жизни человека в Республике Казахстан». Директор Департамента социального обеспечения и страхования Министерства труда и социальной защиты населения РК С. Жакупова – Ю. Аверьянову: «По результатам рабочей поездки министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в Карагандинскую область, состоявшейся в октябре 2009 года, принято решение в течение первого квартала 2010 года представить предварительные расчеты по прогнозным расходам бюджета для удовлетворения требований лиц, получивших капитализированные платежи и достигших 70-летнего возраста, на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии».
Из официальных ответов, на мой взгляд, явствует, что в Министерстве труда и социальной защиты населения, странное дело, не владеют точными данными о количестве кредиторов первой очереди ликвидированных предприятий – и на этом основании не могут в настоящее время помочь перешагнувшим 70-летний рубеж регрессникам. Еще одно кажущееся мне странным «препятствие»: 70 лет – это больше средней продолжительности жизни в Казахстане (по официальной статистике средняя продолжительность жизни мужчин в Казахстане составляет 60 лет, а женщин — 72 года), и что же - значит, всех «переживших» среднестатистический предел в расчет уже можно не брать?
Но ведь они есть, вопреки официальной статистике еще живы, и их нетрудно посчитать – потому что за годы действия 77 статьи Закона РК «О банкротстве» большая часть регрессников обанкротившихся предприятий поумирала, а оставшиеся давно уже сами себя посчитали. Более того, они, бывшие шахтеры Караганды, Усть-Каменогорска, Шахтинска, Степногорска, сами пытаются пробиться к госчиновникам – одни с обращениями, другие, как это было в Караганде, с акциями протеста. Последнее оказалось действеннее: госпожа Абдыкаликова в прошлом году побывала в Карагандинской области и подарила бывшим шахтерам надежду: «Есть у нас группа шахтеров-регрессников старше 70 лет, которые требуют изменить статью 77 Закона «О банкротстве», в соответствии с чем регрессные выплаты людям, работавшим на предприятиях-банкротах, производились только до достижения ими 70-летнего возраста. Думаю, уже в конце ноября будут определены пути решения этих проблем».
И вот уже на исходе ноябрь 2010 года – достаточный срок для воплощения надежд в конкретные дела. И, вроде бы, после многочисленных хождений стариков по мукам, практически не осталось равнодушных к чаяниям бывших шахтеров ликвидированных предприятий: министр труда и социальной защиты населения всем сердцем за регрессников, министр финансов входит в положение бывших шахтеров, в Администрации Президента сочувствуют старикам, депутаты бьются за своих избирателей, в Правительстве не возражают. Между тем, республиканский бюджет 2011 года практически сверстан, и в нем, по словам моего собеседника Юрия Ивановича Аверьянова, в свою очередь сославшегося на мажилисмена Валерия Котовича, не предусмотрены республиканской бюджетной комиссией (что за серый кардинал?) средства для ежемесячных выплат перешагнувшим 70-летний рубеж регрессникам.
Последняя надежда у бывших шахтеров обанкротившихся предприятий – на Президента, в адрес которого готовится коллективная телеграмма с просьбой заставить госчиновников всех уровней наконец-то признать живыми, а значит, нуждающимися в постоянной государственной поддержке, всех тех, кто выведен из этой категории Законом «О банкротстве» и, вопреки всему, продолжает жить.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ



Просмотров: 1383 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar