Главная » 2010 » Ноябрь » 26 » Повелители электричества (Надежда КАХАНОВА)
08:56
Повелители электричества (Надежда КАХАНОВА)
Александр Рейзлин - директор Степногорских межрайонных электрических сетей охотно согласился на встречу с корреспондентом нашей газеты, заметив при этом, что журналисты не очень жалуют СтМЭС. И то правда – мы давно ничего не рассказывали об этой организации, а между тем здесь работает довольно большой коллектив – 550 человек, и от слаженной работы этого коллектива, в прямом смысле, зависит наше благополучие, ведь вряд ли сегодня можно представить себе нормальную жизнь без электричества. 

Еще при въезде на территорию СтМЭС я обратила внимание на то, какая безупречная чистота царит повсюду: выметенные дорожки, ровненько выстриженные газоны, порядок в помещениях. Сразу видно, что хозяин здесь есть. Оказалось, чистоту поддерживают не только штатные уборщики, но и сами сотрудники СтМЭС. И чистота здесь – не прихоть директора, а суровая необходимость в целях пожарной безопасности.
Что же такое СтМЭС и какое значение эта организация имеет для нас с вами? Как рассказал Александр Рейзлин, СтМЭС является филиалом акционерного общества «Акмолинская распределительная электросетевая компания» (сокращенно АО «АРЭК»). Компания занимается энергоснабжением 14 районов Акмолинской области, которые территориально разделены на 3 филиала: Акмолинский, Есильский и Степногорский. В свою очередь, задачей Степногорского филиала является организация и управление электроснабжением 4 районов области: Буландинского, Шортандинского, Аккольского и Ерейментауского. Во всех этих районах имеются структурные подразделения СтМЭС. Общая площадь подконтрольной СтМЭС территории огромна – 700 - 800 км от одного края до другого. Хозяйство солидное: 7 000 км электрических сетей напряжением от 0,4 до 110 кВ, 67 подстанций, около 1000 комплектно-трансформаторных подстанций мощностью 0,4 – 10 кВ. Установленная мощность оборудования только одной подстанции «Степная» составляет 250 МВт. Тем, кому эти цифры ничего не говорят, поясню: они означают, что в случае выхода из строя городской ТЭЦ запасов мощности СтМЭС хватит, чтобы обеспечить весь регион электроэнергией, как это и случилось в 2008 году, когда на ТЭЦ произошла серьезная авария. Как мы помним, на жизни горожан и работе предприятий это особенно не отразилось. 
Основными потребителями СтМЭС являются крупные предприятия, такие как АО «СПЗ» и ГМК «Казахалтын». Для сравнения: если город потребляет от 8 до 12 МВт в час (в зависимости от времени года), то один только СПЗ берет в 2 - 2,5 раза больше. Крупнейшим партнером СтМЭС является городская ТЭЦ. Ее связь с энергосистемой Казахстана осуществляется непосредственно через подстанцию «Степная», которая находится на территории СтМЭС и к которой от ТЭЦ идут 2 линии электропередач, по 110 кВ каждая. Кроме предприятий СтМЭС снабжает электроэнергией 41 000 частных абонентов. Если принять, что одна семья в среднем состоит из 3 - 4 человек, то выходит, что СтМЭС обслуживает примерно 164 000 человек. Цифры впечатляющие.
Бесперебойную работу всей системы Степногорских МЭС поддерживают три кита. Первый - это техническая служба, которая занимается эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом энергооборудования. За ее работу отвечает главный инженер предприятия Бахтияр Барбасов. Второй - служба по работе с потребителем, которая занимается учетом, реализацией элекроэнергии и контролем над балансом потребления. Возглавляет эту службу заместитель директора Виктор Шатило. И третий кит - это финансово-экономическая служба, от которой, как выразился директор СтМЭС, зависит безбедное существование всего предприятия и которой руководит главный бухгалтер Айгуль Мушкарова. Кстати, все руководство СтМЭС довольно молодо, средний возраст – 40 лет. Возраст, когда еще достаточно энергии, чтобы стремиться к вершинам, и уже достаточно опыта, чтобы выбрать верную дорогу. Возможно, это тоже способствует тому, чтобы все три кита СтМЭС дружно плыли в одном направлении.
Самая многочисленная служба - техническая. В нее входит служба релейной защиты и автоматики, служба подстанций, служба линий электропередач (35 - 110 кВ), служба распределительных сетей, служба безопасности и охраны труда, оперативно-диспетчерская служба. Основной директор СтМЭС считает оперативно-диспетчерскую службу. Ее работу Александр Рейзлин сравнил с работой сердца, которое связано кровеносными сосудами со всеми органами и от которого зависит их жизнеспособность. Точно так же от диспетчера зависит круглосуточная бесперебойная и качественная работа всей организации. Любое отключение любого объекта в любом районе диспетчер сразу же видит на пульте. Он знает, сколько в данную минуту вырабатывает электроэнергии ТЭЦ, сколько отдает в систему, сколько – потребителям. Он может сказать, сколько электроэнергии АО СПЗ потребляет сегодня, а сколько потреблял вчера, какие линии сейчас в работе, а какие участки отключены.
Работа диспетчера СтМЭС должна быть точной и оперативной, так как на нем лежит ответственность не только за бесперебойную работу оборудования, но и за жизнь людей, которые это оборудование обслуживают. И это не громкие слова. Каждый из нас с детства знает, что нельзя засовывать пальцы в розетку – может убить током. Но если в розетке напряжение 220 Вольт, то ремонтные бригады СтМЭС работают с оборудованием, где напряжение составляет от 380 до 110 000 Вольт. И это уже не шутки. Попав под такое напряжение, человек может просто обуглиться. Причем же здесь диспетчер, спросите вы? А при том, что именно он, получив сообщение об аварийной ситуации на какой-либо линии, принимает решение, какие подключить резервы, чтобы потребитель не пострадал, дает команду об отключении аварийного участка, проверяет заземление и только после этого дает разрешение на допуск ремонтных бригад к устранению аварии. Затем, после соответствующих переключений, снова дает команду на ввод в эксплуатацию отремонтированного участка. Конечно же, при такой огромной протяженности линий происходит немало всевозможных аварий. И не дай Бог, если вдруг пропадет связь с бригадой, которая работает где-нибудь в глухой степи. Понятно, что держать в памяти такое количество информации не под силу ни одному человеку, а любое неправильное действие диспетчера или несоблюдение правил техники безопасности может привести к самым тяжелым последствиям. Поэтому все свои действия диспетчер дублирует на мнемосхеме - огромном стенде, на котором отражена вся система электросетей СтМЭС. Разноцветными флажками здесь отмечены аварийные участки, показано, где работают ремонтные бригады, на какой подстанции выявлен дефект, какие линии на данный момент находятся в работе. Из диспетчерской осуществляется прямая связь с дежурными всех подстанций, с центральным диспетчерским пунктом в Астане, со всеми крупными потребителями (АО СПЗ, МГК «Казахалтын» и другими), устанавливается радиосвязь с работающими на линиях бригадами. Словом, как это принято говорить, диспетчер постоянно «держит руку на пульсе».
Самое сложное время наступает в осенне-зимний период, когда очень многое зависит от капризов погоды. Например, в Ерейментау идет снег и машина не может пробиться к месту аварии, а в Буландинском районе, наоборот, все тает. И ситуация в нашем нестабильном по метеопоказаниям регионе может меняться каждый час. Еще не забыли диспетчеры зиму 2008 года, когда из-за обледенения рвались провода в Шортандинском районе, оставив без электроснабжения целый регион. Тогда для устранения аварии пришлось привлекать сотрудников из всех районов. А еще персонал диспетчерской службы хорошо помнит то время, когда случались и более серьезные аварии, например, падали опоры. Сейчас таких проблем уже нет. За последние два года необходимый объем капитальных ремонтов выполнен на 100%. И теперь директор СтМЭС с уверенностью говорит, что в случае любой непредвиденной ситуации потребители без света не останутся.
Словом, работа у диспетчеров СтМЭС напряженная и даже стрессовая. Побывав в диспетчерской, я лично смогла в этом убедиться. Телефон звонил почти непрерывно, и Александр Баскаков, один из «долгожителей» диспетчерской службы (он работает здесь 14 лет), быстро и четко отдавал распоряжения о подключении или отключении объектов. Звучали названия Жолымбет, Богембай, Черняховский, назывались время и номера линий. Я удивилась, сколько же нужно знать и помнить, чтобы так четко работать! И никакой нерешительности от осознания величины ответственности я не увидела. Причем зарплата у диспетчеров СтМЭС не самая высокая. Как сказал Александр Рейзлин, стаж диспетчерам надо было бы исчислять из расчета 1 год за 3, трудятся они, можно сказать, на голом энтузиазме, и низкий поклон им за это.
Руководит оперативно-диспетчерской службой один из опытнейших сотрудников -Александр Тимошенко. Он сам прошел весь путь от диспетчера до начальника службы и отлично знает все тонкости работы. О своих подчиненных Александр Тимошенко говорит очень тепло, никого не желая выделять. По его словам, все они не новички в своем деле, все работают грамотно. Все имеют высшее или среднетехническое образование, до прихода сюда уже имели определенный опыт работы в других организациях и прошли необходимую стажировку, прежде чем быть допущенными к самостоятельной работе. Конечно же, бывают и шероховатости в работе, не без этого - люди ведь не роботы, но, как говорит начальник диспетчерской службы, все свои действия сотрудники стараются довести до автоматизма. Поэтому учатся они постоянно.
Учебный класс в СтМЭС заслуживает особого внимания. Это не обычный класс в нашем понимании, это подстанция в миниатюре. Директор СтМЭС считает (и справедливо), что невозможно стать специалистом с помощью плакатов, сидя за партой. А здесь, на мини-подстанции, есть все: трансформатор, высоковольтная линия, счетчики, устройство релейной защиты и автоматики, вакуумные и масляные выключатели. Все это работает, и кто-то может поучиться, а кто-то вспомнить, как делать отключения и переключения. Отсюда есть прямая связь с диспетчером, отчего создается полное ощущение, что все происходит по-настоящему.
Кстати сказать, в СтМЭС проходят ежегодную подготовку не только диспетчеры. С наступлением зимы заканчиваются массовые ремонтные работы и начинается учебный год для всего персонала, включая главного инженера. В качестве учителей руководство приглашает бывших сотрудников, которые ныне находятся на пенсии, но не отказываются поделиться своим бесценным опытом. Такая система обучения очень результативна - за последние 3 года произошел только один несчастный случай.
Но забота о персонале проявляется не только в создании условий для обучения. Все сотрудники СтМЭС имеют медицинскую страховку и могут использовать ее не только для собственного лечения, но и для лечения своих родных, например, у зубного врача. Как в любой серьезной организации, в СтМЭС есть трудовой договор, в соответствии с которым сотрудникам оказывается материальная помощь в связи с юбилеями или похоронами родных, а в случае смерти самого сотрудника СтМЭС все затраты на погребение организация берет на себя. Приезжающим из других городов молодым специалистам оплачивается квартира за счет предприятия. А еще есть такая «услуга», как бесплатное получение молока согласно списку вредных для здоровья профессий. Когда же сотрудники отказались питаться в служебном буфете, изъявив желание обедать дома, то и тут руководство пошло навстречу и арендовало автобус дополнительно на обеденный перерыв.
Директор СтМЭС Александр Рейзлин с гордостью говорит, что, несмотря на кризис, ни один человек в течение последних трех лет не был сокращен. Удалось не только сохранить весь персонал, но и удержать на прежнем уровне заработную плату. Более того, впервые за последние несколько лет в прошлом году сотрудникам была начислена так называемая «тринадцатая» зарплата.
Директор Степногорских МЭС считает, что перспективы у предприятия очень хорошие. «За последние годы уровень потребления электроэнергии ничуть не снизился, - говорит Александр Рейзлин, - ведь все блага цивилизации связаны с электроэнергией, и что бы ни происходило, а мы будем нужны всегда. Недавно у СтМЭС появился еще один крупный потребитель – ТОО «Семисбай - U». В перспективе ожидается ввод в эксплуатацию в полном объеме инновационного проекта «Тепличные технологии». Поэтому в будущее мы смотрим с оптимизмом».

Надежда КАХАНОВА
Просмотров: 1998 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar