14:06 Понимать и творить прекрасное (Надежда КАХАНОВА) | |
Тридцать лет – это много или мало? Для человека совсем немного, а для школы – это серьезный стаж, значительные наработки и реальные результаты. Но речь пойдет не об общеобразовательной школе, а о школе художественной, которая уже 30 лет помогает городским ребятишкам развивать их дарование, воспитывает в них будущих творцов. Известно, что художественное образование зародилось еще в глубокой древности. Уже тогда люди понимали, что творческое, эстетическое воспитание подрастающего поколения неразрывно связано с нравственным, физическим, а в конечном итоге и с трудовым воспитанием. Детские художественные школы решают целый комплекс учебно-творческих и воспитательных задач. Здесь прививаются любовь и интерес к искусству, развивается художественный вкус. Обучение в художественной школе помогает детям не только научиться ценить и понимать прекрасное, но и решает одну из основных задач современной общеобразовательной школы - профессиональную ориентацию учащихся. Наиболее талантливые и способные выпускники, успешно окончившие художественную школу, имеют большой выбор сферы деятельности: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное оформление, архитектура, дизайн одежды и интерьера. Кроме того, художники востребованы в театре и кино, а также в педагогике - в качестве учителей рисования и черчения. Поэтому недооценивать значение художественной школы в развитии и воспитании наших детей – по меньшей мере, неразумно. Детская художественная школа (ДХШ) была открыта в нашем городе в 1979 году. Первым ее директором стал Евгений Анатольевич Генералов, затем школой руководил Юрий Владимирович Щипачев, чье имя многие горожане помнят до сих пор и который немало сделал и для самой школы, и для того, чтобы она обрела собственное имя. Спрос на художественное образование в нашем городе всегда был высоким. Со временем помещение в 6 микрорайоне перестало вмещать всех желающих, и 5 лет назад было выделено еще одно помещение во 2 микрорайоне, где разместился филиал школы. Но оказалось, что и этого катастрофически не хватает. Желающих учиться гораздо больше, чем школа может принять. Достаточно сказать, что каждый год на 1 место в художественной школе претендуют 3 желающих. Сегодня городская художественная школа насчитывает 250 учащихся, хотя и это – перебор, так как школа рассчитана только на 220 человек. Здесь ребятишек обучают рисунку, живописи, декоративно-прикладной композиции, скульптуре, есть даже такой предмет, как масляная живопись, который, по словам педагогов, преподается далеко не в каждой художественной школе. Педагоги в школе очень опытные. Ю.И. Захарова, например, работает уже 20 лет, И.А. Семенкова – 25 лет, А.Ф. Назаренко - 19 лет (13 из них – в качестве директора школы). Шестеро из десяти преподавателей тоже окончили когда-то Степногорскую детскую художественную школу и вернулись сюда уже как педагоги. А такой предмет, как история искусств, в школе не первый год преподает человек с большим стажем и опытом работы - методист городской библиотеки Н.В. Тележинская, она же помогает организовывать городские выставки изобразительного творчества учеников и учителей ДХШ. Все педагоги - настоящие патриоты своей школы. Они делятся со своими подопечными творческим опытом, учат пониманию профессиональных тонкостей, помогают постигать основы изобразительной грамоты. В художественную школу принимаются дети в возрасте 11 - 12 лет, проявившие яркие способности к изобразительному искусству. Почему именно с такого возраста? Дело в том, что рука ребенка не сразу овладевает сложными движениями с карандашом и кистью, и только к 10 - 12 годам дети учатся видеть направленно, различать особенности цвета и объема предметов. Но есть и подготовительные классы, где обучаются дети с 7 - 8 лет. Все дети принимаются в школу с месячным испытательным сроком, по истечении которого происходит небольшой отсев учащихся. Причин здесь несколько. Во-первых, большим препятствием являются проблемы со зрением, во-вторых, педагоги не потерпят пропуски занятий и плохое поведение, за что тоже грозит отчисление, а главное, далеко не каждому ребенку дано чувствовать цвет, все его оттенки. Случается, что сами дети со временем теряют интерес к рисованию. Педагогами давно отмечен такой факт: все маленькие дети очень любят рисовать (иногда им проще выразить свои мысли в рисунке, чем в речи), но после 10 - 12 лет число детей, рисующих по собственному желанию, резко сокращается. Обучение в школе ведется в течение 4 лет. Плата за обучение в школе невысока – 2500 тенге в месяц (для сравнения: плата в некоторых художественных школах Астаны достигает 36000 тенге в месяц). Если учесть, что небольшой кусок холста стоит 2500 тенге, а тюбик краски от 400 до 900 тенге, то стоимость обучения в нашей школе покажется просто смешной. Повышать оплату директор школы Александр Назаренко считает недопустимым, так как в этом случае школа потеряет многих одаренных детей, родители которых не смогут оплачивать обучение. Уровень подготовки детей в ДХШ был и остается очень высоким. Выпускники школы практически имеют в руках профессию. Но, как с сожалением говорит директор школы, держать планку также высоко педагогам становится все труднее. В последнее время значительно сокращено финансирование школы (если в прежние годы закупалось 200 листов ватмана в год, то теперь только 30), снижена зарплата и сокращена продолжительность отпуска у педагогов. Как считает Александр Назаренко, художественная школа фактически стала приравниваться к уровню кружка. Хотя правильнее было бы считать ее дополнительным образованием. Более всего педагогов огорчает то, что детям негде выставлять свои работы. В городе нет ни одного выставочного зала, в котором были бы (как это требуется) свободный доступ к картинам и правильное освещение. В качестве выставочного зала в настоящее время используются фойе ДК «Горняк», помещения городской библиотеки или просто улицы города. А ведь для того, чтобы у детей было желание работать и дальше, было стремление развиваться и совершенствоваться, просто необходима зрительская оценка. Кому интересно работать, как говорится, «в стол»? Тем более что ученикам школы есть что показать и есть чем гордиться. Они принимают самое активное участие в городских, областных, республиканских и международных художественных конкурсах. Достижения юных художников города только за последние два года - впечатляющи. В прошлом году лауреатом Международного конкурса «Пушкин глазами детей», который проходил в Вязьме, стали Р. Рожкова, А. Анафина, Д. Мадиева, Д. Мастепанова, Т. Криницына, О. Лутикова, Р. Сарсенбаев. Их преподаватели Е.Ю. Литовченко, А.Ж. Есылбаева и З.С. Свириденко отмечены дипломами конкурса. Лауреатами Международного конкурса юных художников «Земля и люди: вчера, сегодня, завтра», проходившего в Белоруссии, стали А. Байжанова, С. Назаренко, Д. Гаподченко, Н. Заварухина. Финалистами Международного конкурса детского рисунка «Арт Город - 2009» в Санкт-Петербурге стали сразу 9 учащихся ДХШ. В набор из 16 открыток «Арт Город», выпущенный по итогам конкурса, вошла авторская работа Марии Койлыбаевой «Восточная невеста». Между прочим, председателем жюри был Президент Российской Академии художеств Зураб Церетели. То есть оценивались работы наших детей на самом высоком уровне. В таком же конкурсе 2010 года снова стали финалистами двое учеников Степногорской детской художественной школы – О. Капустина и Е. Захарова. Их работы отправились в выставочное турне по всему миру. В прошлом году в Японии полуфиналистами Азиатского конкурса «Это моя жизнь» стали Сабина Бексеитова и Елизавета Захарова. Дипломантом 1 Международного конкурса прикладного искусства «Кукла-2010» стала еще одна ученица ДХШ - Эльмира Хабибулина. Ее кукла вместе с другими лучшими работами выставлена в Музее первого президента в Астане. Диплом полуфиналиста Международной выставки детского рисунка «Добро и зло в сказках и мультфильмах» (Новодвинск) получила Евгения Новик. И это далеко не полный перечень достижений юных художников нашего города. Перечислять можно еще очень долго. Педагоги ДХШ гордятся тем, что 9 их учеников внесены в книгу-справочник «Надежды Казахстана», выпущенную издательством «Гылым». Лучшие учащиеся 2009 - 2010 гг. названы золотым фондом Казахстана. Вот их имена: Мария Койлыбаева, Валерия Кузнецова, Семен Назаренко, Камила Халитова, Дмитрий Гаподченко, Екатерина Кневец, Алима Байжанова, Елизавета Захарова, Дарья Мастепанова. Педагоги ДХШ с гордостью рассказывают и о своих бывших учениках, которым учеба в художественной школе помогла определиться с выбором профессии и достичь в ней определенных успехов. Это Ксения Жуйкова, творческие выставки которой с успехом проходят в Америке, Владимир Видернер, работающий иллюстратором в Германии, несколько человек работают ведущими дизайнерами на предприятиях Алматы. Вообще, как говорят педагоги школы, 80% их учеников без труда поступают в учебные заведения, связанные с художественным образованием. Сегодня выпускники Степногорской художественной школы учатся в Астане, Алматы, Караганде, Новосибирске, Омске. Бывшая ученица ДХШ Оля Задиранова учится в одном из самых престижных вузов - Московской Строгановской академии. За всеми успехами бывших и настоящих учеников детской художественной школы, конечно же, стоит кропотливая работа их педагогов, имена двоих из них – Ю.И. Захаровой и И.А. Семенковой внесены в сборник «Учитель – это призвание» (Лучшие учителя РК), выпущенный в прошлом году тем же издательством «Гылым». Как будет дальше жить и развиваться городская детская художественная школа? Смогут ли все одаренные дети попасть в число ее учеников и какое образование они там получат? Не растеряем ли мы опытных педагогов при таком отношении к их труду (а опасения по этому поводу есть)? Эти вопросы в нынешней ситуации нужно адресовать не столько к руководству ДХШ, сколько в вышестоящие инстанции. Вряд ли нужно кому-то объяснять, как воздействует на чувства и мысли детей, положительно сказывается на их общем эстетическом и творческом развитии посещение музеев и выставок. Еще 60 лет назад выдающийся художник Михаил Нестеров, обращаясь к детям со страниц журнала «Юный художник», писал: «…желаю вам, чтобы вы познали природу и ее украшение – человека. Ваше внимание, наблюдательность должны быть постоянно готовыми к восприятию ярких, происходящих вокруг вас явлений жизни. Все живет и дышит, и это дыхание нужно уметь слушать и понимать». Давайте же оставим нашим детям возможность научиться понимать и творить прекрасное! Надежда КАХАНОВА
| |
|
Всего комментариев: 0 | |