Главная » 2011 » Сентябрь » 9 » На золоте живём, а хлеб чёрствый жуём (Максим БАЛУЕВ)
10:08
На золоте живём, а хлеб чёрствый жуём (Максим БАЛУЕВ)
Наконец-то утихла шумиха вокруг золотодобывающей компании «Казахалтын»: после долгих разборок, угроз судами Асаубаевы снова выкупили у российского «Полюс золота» казахстанские активы. Но в погоне за выгодой и прибылью «золотые» бизнесмены совсем забыли про рабочих людей, которые, как выясняется, за гроши трудятся на кошельки своих хозяев, из недр земли добывая этот самый драгметалл, за который «люди гибнут».

Шахтерские страдания

Мы уже не удивляемся, когда к нам в редакцию обращаются жители Бестобе. Люди из, казалось бы, «золотого» поселка имеют кучу нерешенных проблем, многие не могут устроиться на работу, живут в нищете и впроголодь, страдают от взрывов на карьере, пьют грязную воду. Последняя просьба о помощи пришла от бестобинского шахтера Юрия Тахирова, которому не на что содержать свою семью.
- Началось всё с того, что перестали платить. Руководство мой труд и труд других рабочих по моей специальности ограничило 21 тысячей тенге, - рассказывает Юрий Пулатович. – Я имею третий разряд, час моей работы оценивался раньше в 570 тенге – получалось около 87 тысяч тенге в месяц. Наверное, чтобы сэкономить, руководство решило перевести нас на сдельную оплату труда. Мы-то знаем, что производимая нами работа оценивается гораздо выше, но нормировщик говорит: «Всё равно больше не заплачу, хоть заработайтесь». На шахту я был принят в 2008 году – устроился кварцевиком в бригаду по сбору флюсовой руды. Руководство менялось, и прежний руководитель рудника Мусаев попросил нас, чтобы мы помимо своей работы разгрузили старые забои. Мы и согласились. Потом пришло новое, российское руководство и подсунуло нам бумаги, а мы их подписали. Оказывается, теперь я числился уже ГРОС – горнорабочим очистного забоя. Эти рабочие выполняют различные работы – могут и крепить леса, и бурить. Но ГРОС обязательно должен иметь пятый разряд, быть обученным. Мы за неимением квалификации, естественно, отказались выходить на работу в новом качестве, а на следующий день началась «прессовка»: ко мне подошел начальник участка и в приказном порядке сказал, что все пойдут бурить в забой. Я еще раз дал понять, что делать этого мы не будем, так как не обучены и не имеем квалификации. Через неделю все ущемленные в правах обратились в наш профсоюз с жалобой, что нам не дают спокойно работать. А вскоре после этого руководство рудника и вовсе дало указание охране не пускать нас на шахту. Мы посидели на улице перед зданием и ушли домой. Я был у прокурора – в итоге в этот же день меня и еще нескольких рабочих уволили по статье за прогул. Какие прогулы, если мы всего лишь отказались выполнять несвойственную нам работу? Тогда мы обратились в суд.

Встретились в суде

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы (Юрий Тахиров и еще двое шахтеров – Александр Мазур и Марат Нургалиев) 9 декабря 2010 года дополнительным соглашением были переведены на работу в качестве подземных горнорабочих очистного забоя шахты «Центральная-2» рудника Бестобе. 5, 6 и 10 января 2011 года их бригаду направили на бурильные работы, для которых рабочие не имели соответствующей квалификации. 14 января 2011 года приказом №10 с ними расторгнут трудовой договор, и они были уволены по ст. 54 п. 6 Трудового кодекса за отсутствие на рабочем месте без уважительной причины. Не согласившись с приказом, рабочие обратились в комиссию по трудовым спорам. 11 февраля 2011 года состоялось заседание этой комиссии, где было принято решение о восстановлении их на прежней работе. Но решение комиссии в установленный срок работодателем выполнено не было. Сам же работодатель, расторгая трудовой договор с шахтерами, ссылается на их отсутствие на рабочем месте 5, 6 и 10 января 2011 года без уважительной причины. Но в суде выяснилось, что шахтеры на рабочем месте находились, вот только в «раскомандировочной» комнате, потому что дальше нее их не пускали. Кстати, совет не отлучаться от рабочего места шахтерам дал председатель профсоюза Поляков. 
Как пояснил госинспектор труда по Акмолинской области Е. Оразбеков, истцы являются горнорабочими очистного забоя, которые согласно единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих связаны с обслуживанием (крепление, отгрузка руды и прочие работы). Бурение, куда пытались отправить шахтеров, согласно ЕТКС, относится к забойной группе горнопроходческих работ, где необходимо иметь соответствующую квалификацию и стаж по данной специальности. Фактически работодателем истцы направлялись для выполнения работ, не обусловленных трудовым договором. Как установлено в судебном заседании, истцы не имели необходимой квалификации для выполнения данных работ. Доказательств наличия данной квалификации работодатель не предоставил.
К слову, суд критически расценил и поведение руководства «Казахалтына». Во-первых, работодатель был извещен о дне рассмотрения спора комиссией по трудовым спорам, но туда не явился. Во-вторых, после расторжения трудового договора госинспектору труда не были предоставлены необходимые документы. В-третьих, представители «Казахалтына» не пожелали объяснить возникший спор в суде, хотя неоднократно вызывались туда. Все действия работодателей в отношении шахтеров были расценены как воспрепятствование исполнению трудовых обязанностей истцами.
В итоге исковые требования шахтеров были удовлетворены. Юрия Тахирова, Александра Мазура и Марата Нургалиева суд восстановил на работе и обязал выплатить им среднюю зарплату за время вынужденного прогула, а все незаконные приказы отменить.

Земля-то у нас золотая, да изба пустая

По словам Юрия Тахирова, зарплату руководство предприятия им выплатило, все приказы отменили и выдали «бегунки» для прохождения медкомиссии. Полторы недели уволенные и снова принятые шахтеры ходили по медицинским кабинетам, проходя тщательный осмотр. Руководство рудника хоть и обязали вернуть обратно рабочих, но, по словам Тахирова, проигравшим оно себя не считает – ведь фактически никого не наказали. Да и как оказалось, уволенным шахтерам теперь в шахте могут предложить только одну работу, тоже связанную с бурением, – мол, остальные места уже заняты. 
- Другого места, говорят, нет! – сетует Юрий Тахиров. – Я считаю, что нас просто боятся принять на другое место, так как знают, что мы себя покажем с лучшей стороны и выполним план. Обидно, что других людей берут на наши должности кварцевиков, после того как они идут на поклон к начальству. Нам же, коренным бестобинцам, только грубят. Вообще, я еще в 1975 году мальчишкой пришел на шахту «Западная», а сегодня нас, бестобинцев, выгоняют и набирают чужаков – около 50% работников со стороны. Жена мне сказала, что если завтра я не пойду в шахту, то она мне будет готовить отруби. Она получает 25 тысяч тенге, я получаю пособие 13 тысяч тенге, а у нас в Волгограде по программе «Болашак» учится дочь, которую нужно кормить и одевать. Мне уже просто стыдно смотреть ей в глаза. Последний раз я был в шахте 31 декабря 2010 года! К сожалению, как мы видим, решение суда до конца не исполнено, шахтеры оставлены один на один со своими проблемами. Все позабыли, что кроме плана есть еще и человеческие отношения. Но я не буду падать кому-то в ноги – все должно быть по закону. Если не поможет ваша публикация, обратимся на телеканал КТК – пусть о наших проблемах узнает вся страна.

Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 1294 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar