Главная » 2011 » Март » 10 » Измеряющая огонь (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
11:14
Измеряющая огонь (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Ирину Дружинину застать на одном месте трудно. Ее владения – весь токарно-термический цех СПЗ, причем самые, так сказать, жаркие его места. Ирина – пирометрист. Не совсем понятное вам, как и мне поначалу, слово? Давайте разбираться: пиро – с греческого огонь, метр – мера. Так кто же она, моя сегодняшняя героиня? Если сказать образно - повелительница огня, «огненная» женщина, хозяйка термички. Если согласно штатному расписанию – специалист, определяющий температуру в плавильных, нагревательных и сушильных печах при помощи стационарных пирометрических и контрольно-измерительных приборов. 

Вообще-то, Ирина на пирометриста не училась. По окончании средней школы она в числе десяти девчат поехала учиться по направлению ГПЗ-16 на техника-технолога по обработке металлов резанием на станках и автоматических линиях. Могла учиться в Омске, Томске или Куйбышеве, а выбрала провинциальный Шадринск – главное, чтоб ближе к родному дому. Три года пролетели скоро, и по окончании автомеханического техникума, в 1981 году, молодой техник-технолог вернулся на ГПЗ-16. Но по специальности Ирина не работала ни дня – заводу в только что созданную пирометрическую лабораторию нужны были пирометристы. Молодость все-таки замечательная пора: Ирина без особых раздумий взялась за новое дело и освоила его легко, как-то сразу. 
Представить смысл работы Дружининой и ее коллег по работе (а тогда на заводе было 4 пирометриста) можно в двух гранях. С одной стороны, это постоянный, многократно повторяющийся в течение дня бег по всем заводским цехам, туда, где всегда жарко, – к печам. С другой… Ну, тут не обойтись без должностной инструкции. А в ней записано (поскольку я не технарь, ответственность за характеристику работы возлагаю на Интернет): определение температуры в плавильных, нагревательных и сушильных печах при помощи стационарных пирометрических и контрольно-измерительных приборов; проверка правильности показаний приборов; замер температуры закалочных ванн; регулирование и текущий ремонт пирометрических приборов; проверка термопар и их установка на рабочем месте.
Все это знает и умеет Ирина Дружинина, поскольку у нее в этом деле высшая квалификация – 4 профессиональный разряд. Главный ее учитель – опыт. Давайте посчитаем: 17 лет в Центральной заводской лаборатории и, с перерывом в пятилетку, 8 последних лет в токарно-термическом цехе. Почему перерыв? Те, кто не один десяток лет работает на СПЗ, помнят трудные девяностые, когда все останавливалось и работы у людей не было. Но даже в эти тяжелые годы вынужденного безработья Ирина не допускала мысли, чтобы уехать из любимого города, даже когда муж настаивал на переезде, и уж тем более не могла сказать «прощай» родному подшипниковому заводу. Не только сама вернулась, когда позвали в токарно-термический цех, но и сына Сергея сюда привела: начинал он в токарно-термическом цехе, а сейчас, когда уже позади учеба на программиста в колледже и университете, работает диспетчером производственно-диспетчерского отдела.
Понимаю по немногословным ответам моей собеседницы, что ей пора делать очередной круг (а их в день десятки, если каждый с перерывом в 15 – 20 минут) по девяти печам токарно-термического цеха. И уже не пристаю с подробными расспросами – сам домысливаю из того, что услышал. Мне этот нескончаемый бег Ирины так примерно представляется: вот у одной печи замеряла температуру – все в порядке; у другой диаграмму поменяла, заодно оценила работу приборов – отступлений от технологии нет; а вот на третьей температура чуть выше нормы – это и приборы показали, и ползучие термопары – здесь можно управиться самой, скорректировать температуру; бывает, без помощи электриков не справиться – они всегда выручат. Кстати, они и заменяют единственного пирометриста в цехе (а всего на заводе их, пирометристов, теперь двое), когда Ирине Дружининой удается вырваться в двухнедельный отпуск. К слову сказать, дело пирометрическое в ЦТТ налажено как следует, да и как иначе: не будет выдержана в печах предусмотренная технологией температура – пострадает качество роликов и колец. Поэтому болеть Ирине нельзя (от всей души желаю ей здоровья) и в отпуск надолго тоже нельзя (а тут бы можно пожелать в помощь второго пирометриста в ЦТТ, но, как говорится, начальству виднее).  Но Ирина не только к нему, начальнику ЦТТ Юрию Москвитину, не в претензии – напротив, убеждена, что такая замечательная, спокойная, теплая атмосфера в родном коллективе - именно благодаря ему и технологам цеха.
Пора моей собеседнице в цех – и мой последний вопрос про ее внутренний мир. А там, на душе, хорошо: представляете, Ирине Дружининой ни разу не встречались негодяи и стервы, она видит в окружающих только хорошее – к плохому слепа. Лучше родного Степногорска, даже в нынешнем его состоянии, для нее города нет. А уж про завод и говорить нечего – дом родной. И зарплата Дружинину устраивает. А самое ценное для Ирины в людях – доброта.
Хозяйка термички ушла к своим печам, а я подумал: как здорово, что на нашем заводе есть такие люди, оптимисты, - они не только сами несут душевное тепло людям, но и пробуждают его в окружающих. А это же целый мир доброты и радости получается! Спасибо Вам, Ирина, за это.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

Просмотров: 1270 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar