Главная » 2010 » Ноябрь » 5 » Чтобы взошли ростки милосердия (Надежда КАХАНОВА)
15:48
Чтобы взошли ростки милосердия (Надежда КАХАНОВА)
Название открытого урока «Инвалидность - не приговор…» поначалу вызвало у старшеклассников МШЛ №3 некоторое недоумение. И в самом деле, ну какое это имеет отношение к ним, молодым и здоровым? 

Тема урока намеренно звучала как неоконченная фраза, чтобы каждый участник дискуссии мог закончить эту фразу в соответствии со своим пониманием проблемы. Оказалось, что с проблемами инвалидности ребята немного знакомы (кое-кто предварительно заглянул в Интернет в поисках информации). Например, они знают о том, что существует Международный день инвалидов, имеют некоторое представление о сути Международной Конвенции о правах инвалидов, знают о том, что в современном мире инвалиды не оставлены без внимания общественности и имеют социальные гарантии. Но многое старшеклассники узнали впервые. К примеру, они были поражены тем, что в некоторых странах, таких, как Африка, где существует масса социальных проблем, учет инвалидов вообще не ведется, и потому невозможно установить точное количество инвалидов в мире. Впервые ребята увидели, что представляет собой азбука Брайля, и с интересом рассматривали журналы с рельефно-точечным шрифтом, предназначенные для незрячих людей. А еще они с удивлением обнаружили, каким красивым может быть язык жестов, когда «услышали» на этом языке слова: «Надежда – мой компас земной, а удача – награда за смелость».
Урок проводился в форме игровых тестов, что помогло школьникам совсем иначе взглянуть на проблемы инвалидов, на то, как эти люди ощущают себя в обществе. Не сомневаюсь, что предложенные тесты заставили старшеклассников всерьез задуматься, насколько корректно они ведут себя по отношению к другим людям.
Например, любому желающему предлагалось завязать глаза шарфом и наощупь (как это делают инвалиды по зрению) определить, какие предметы он держит в руках. Молодые люди были удивлены тем, что не все предметы смогли назвать правильно. Но самым сложным оказалось задание донести до присутствующих свою мысль с помощью жестов. Ребята впервые осознали, как это непросто - жить среди людей и не иметь возможности нормально общаться. Они заинтересованно слушали рассказ сурдопереводчика Татьяны Лисицыной о том, как общаются глухонемые, пытались «говорить» языком жестов и запоминали несложные, но такие необходимые правила общения с этими людьми. А ведь что греха таить, некоторые из нас, случается, отпускают колкие шуточки, встретив глухонемых на улице, или ведут себя по отношению к ним бестактно, думая, что те ничего не слышат, а потому и не поймут. Но мало кто знает, что все глухонемые отлично владеют техникой считывания речи по губам. И далеко не все из них являются инвалидами от рождения. Зачастую люди теряют слух по причине какой-либо болезни или часто и подолгу слушая громкую музыку через наушники, а перестают говорить они только потому, что не слышат самих себя. Думаю, что эта информация навела ребят на некоторые размышления по поводу своего поведения и своего здоровья.
Много говорили на уроке о том, как люди должны относиться к инвалидам. Главное, что педагоги пытались донести до сознания ребят, - это то, что инвалиды такие же люди, как все мы, и их проблемы – это наши общие проблемы. Среди инвалидов есть немало талантливых и образованных людей. А задача общества – помочь им реализоваться, жить полной жизнью, не чувствовать себя в обществе ненужными.
Настороженное отношение к инвалидам идет из глубокой древности. Когда-то считалось, инвалидность – это наказание Божье, и потому люди старались держаться от инвалидов подальше. Теперь времена изменились, и есть немало примеров, когда инвалиды достигали в жизни гораздо большего, чем здоровые люди. Все, что им нужно, – это наше понимание.
Пришли ли старшеклассники к этому пониманию, стало ясно в конце урока, когда школьный психолог Марина Савкина предложила им разработать собственную программу «Что я могу сделать, чтобы приобщить детей-инвалидов к нашей жизни?». Ответы посыпались вполне конкретные. Во-первых: детей-инвалидов не нужно выделять в отдельную группу, с ними нужно общаться и нужно заботиться о них. Это предложение ребята подкрепили рисунком с забавными рожицами под названием «Мы вместе». Во-вторых: необходимо сотрудничать с предприятиями, чтобы они изготавливали для инвалидов предметы, необходимые им в повседневной жизни. В-третьих: организовывать в поддержку инвалидов различные акции. В ответ сотрудники социальной службы сразу же предложили старшеклассникам принять участие в акции «Новогодняя открытка», чтобы порадовать детей-инвалидов своим творчеством. Одним из пунктов программы было даже создание общества волонтеров для оказания адресной помощи детям с ограниченными возможностями.
Заведующая отделением социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями Майра Жунусова и консультант отделения Татьяна Верхорубова считают, что первый опыт проведения подобных уроков очень обнадеживает. Педагоги помогли школьникам увидеть проблемы инвалидов своими глазами, почувствовать их изнутри. Главное, сказали социальные работники, что мы услышали друг друга.
А в фойе, толпясь у раздевалки, ребята долго еще обсуждали все услышанное. Это значит, что урок не прошел бесследно, затронул их души. И, может быть, взойдут в этих душах новые ростки добра и милосердия.

Надежда КАХАНОВА
Просмотров: 1076 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Странница • 16:25, 08.11.2010
Статья понравилась, урок наверное был интересным, даже самой захотелось на нем побывать. И я считаю это правильно, надо освещать такие темы, тем более со старшекласниками, ведь они не всегда понимают, что своими поступками и словами могут нанести боль. Спасибо педагогам!
avatar