11:03 БЛАГО с головной болью (Надежда КАХАНОВА) | |
Время от времени в редакцию нашей газеты поступают звонки с жалобами на работу городского автотранспорта. Высказываются претензии по поводу того, что автопарк не обновляется, не соблюдается график движения автобусов и маршруток, а наибольшее возмущение пассажиров вызвало повышение стоимости проезда на 10 тенге по маршруту №3. Мы решили встретиться с руководителями автотранспортных предприятий, чтобы прояснить наболевшие вопросы, а заодно рассказать горожанам об их работе, проблемах и перспективах. По «социальному» маршруту Основным видом деятельности специализированного предприятия по перевозке пассажиров ТОО «СтепногорскАвтотранс» является обслуживание межобластных, междугородних и внутрирайонных маршрутов. Предприятие под разными названиями существует уже более 30 лет. В последние годы старые автобусы советского производства постепенно заменили иностранные, преимущественно марки «VOLVO», которые используются на междугородных и межобластных маршрутах. По словам заместителя директора предприятия Петра Савкина, это хорошие автобусы, комфортные и безопасные. Таких за десять лет было приобретено 16. На внутрирайонных маршрутах, таких как Степногорск - Бестобе, Степногорск - Ерейментау, работают, в основном, автобусы марки «ПАЗ». Их в автопарке 6, и этого количества, по мнению руководства предприятия, вполне достаточно для бесперебойного обслуживания маршрутов. Автобусы куплены в 2005 - 2006 годах и находятся в хорошем техническом состоянии. На внутригородских линиях ТОО «СтепногорскАвтотранс» обслуживает только один маршрут - №3, который заместитель директора предприятия назвал «головной болью». Объясню почему. В настоящее время на маршруте работает 4 автобуса, каждый из которых совершает 3 - 4 рейса в день (всего 11 рейсов) с 8 часов до 19.10. Здесь используются старые автобусы типа «ЛАЗ», срок эксплуатации которых давно перешагнул за 20 лет. Правда, для такого вида транспорта, по словам Петра Савкина, срок службы не имеет ограничений – годен, пока «бегает». Тем более что при всем желании заменить автобусы на новые предприятие не имеет никакой возможности. Даже упомянутые выше автобусы «VOLVO» приобретались уже, так сказать, бывшими в употреблении, и за каждый из них заплатили от 300 до 400 тысяч евро. Но их техническое состояние, конечно же, не идет ни в какое сравнение с «ЛАЗами», поскольку ездили «VOLVO» не по привычным нам колдобинам, резко сокращающим жизнь любого средства передвижения, а по нормальным европейским дорогам. Срывы рейсов, нарушение графика движения происходят как раз из-за частых поломок автобусов. В декабре, например, из-за поломок встали на ремонт сразу три автобуса из четырех, а найти запчасти на побитые «ЛАЗы» в настоящее время не так-то просто. В подобных случаях, чтобы не нарушать график движения, предприятие вынуждено выпускать на линию «ПАЗы», но практика показывает, что на внутригородских маршрутах однодверные автобусы очень неудобны в использовании. Конечно, варианты замены автобусов для маршрута №3 рассматривались неоднократно, но для того чтобы купить даже подержанные автобусы, тариф на проезд должен быть как минимум в 4 раза выше. Пока же доходы от эксплуатации на данном направлении не покрывают даже расходов, что уж там говорить о прибыли. Тем не менее, руководство предприятия, идя навстречу потребностям горожан, не закрывает «социальный» маршрут, несмотря на убытки. Однако, по словам Петра Савкина, это вполне может случиться по одной простой причине – из-за отсутствия пассажиров. Все дело в том, что частные извозчики, как правило, перехватывают пассажиров за 5 минут до прибытия автобуса, из-за чего автобусы ходят полупустые. Пока ТОО «СтепногорскАвтотранс» идет навстречу людям, сохраняя, в общем-то, убыточный маршрут. И если сегодня частники берут 150 - 250 тенге за проезд до поселка, в зависимости от времени дня, то понятно, что при отсутствии «тройки» их цены сразу же резко возрастут. И не на 10 тенге, как с 20 января поднялась стоимость проезда до Кварцитки в автобусе. Петр Савкин напомнил, что в последний раз цены на билеты повышались в 2008 году. За это время бензин подорожал на 40%, шины – на 50%, значительно поднялись цены на запчасти и энергоресурсы, заработная плата в среднем по городу выросла приблизительно на 30% (а водителям ведь тоже детей кормить надо). Почему же цены на билеты должны оставаться на прежнем уровне, задает резонный вопрос Петр Савкин. К тому же, по-прежнему сохраняются льготы: 50-процентная стоимость проезда детям от 7 до 15 лет и бесплатный проезд детям до 7 лет и ветеранам Великой Отечественной войны. Тут стоит пояснить, что льготы для ветеранов должны компенсироваться автопредприятию из средств городского бюджета, однако руководство ТОО «СтепногорскАвтотранс» никому счета не предъявляет и несет все расходы самостоятельно. Нынешней стоимости билетов едва хватит на то, чтобы хотя бы избежать убытков, и решение вопроса по обновлению автотранспорта в ближайшее время вряд ли возможно, честно признался Петр Савкин. На мой вопрос по поводу культуры обслуживания Петр Савкин ответил, что никаких жалоб на водителей руководство предприятия не получало. К подбору кадров здесь подходят очень серьезно, ведь ответственность за безопасность пассажиров несут не только водители и технический персонал, но и сами руководители. Вот только найти подготовленного водителя сегодня очень проблематично. Если раньше автошколы специально готовили группы водителей категории «Д», то теперь такие группы не набираются. К тому же водитель должен иметь достаточно хорошее состояние здоровья и не иметь дурных наклонностей (алкоголь, наркотики), ведь он отвечает за десятки человеческих жизней. Поэтому водителей ежедневно осматривает врач, а 4 механика круглосуточно контролируют техническое состояние автобусов. Благодаря этому и, главным образом, профессионализму водителей дорожных происшествий на счету водителей автопарка нет, и давно уже не бывало случаев отстранения водителей от рейса по причине нетрезвости. Не «частный» подход Примерно то же самое, что и руководители ТОО «СтепногорскАвтотранс», рассказали нам в другом автотранспортном предприятии - ТОО «Степногорск-экспресс». По словам Руслана Мухамедьярова и Булата Есжанова, никто из пассажиров ни разу не обращался к ним с письменной жалобой на конкретного водителя. Случается, звонят, жалуются, но при этом не могут назвать даже номера машины. Надо признать, что пассажиры у нас тоже зачастую не блещут воспитанием, а то и в нетрезвом виде садятся в маршрутку, отчего возникают конфликты с водителями. Не так давно, например, был случай, когда в маршрутке подрались двое пьяных пассажиров, в итоге досталось водителю, пытавшемуся высадить их из машины. Тем не менее, меня заверили, что если на кого-то из водителей поступит обоснованная жалоба, меры к нарушителю будут приняты. Надо сказать, что оба автопредприятия объединяют сходные проблемы. ТОО «Степногорск-экспресс» было создано в 2004 году практически на пустом месте, когда остро назрела необходимость отрегулировать работу рухнувшей системы городского автотранспорта. На сегодняшний день автопарк предприятия насчитывает 56 машин, 8 из которых обслуживают маршрут №2, столько же – маршруты №6 и №9, две машины ездят в Карабулак, остальные – по маршруту №4. Движение всех маршруток, соблюдение водителями графика находятся под неусыпным контролем руководства, поскольку окна офиса предприятия выходят как раз на конечную остановку маршруток, где диспетчер фиксирует в специальном журнале время выезда каждой машины. Поэтому нарекания пассажиров на то, что «девятку» якобы приходится ждать по полчаса, руководители предприятия назвали безосновательными. Интервал движения по данному маршруту составляет 15 минут. Нарушается он только в случае поломки машины, которую стараются заменить как можно скорее. Интервал движения «четверки» вообще составляет всего лишь 3 минуты, «двойки» - 30 минут, «единицы» - 1 час. Кстати, я имела возможность посмотреть журнал и убедиться в том, что установленный график, действительно, соблюдается. По словам руководителей, предприятие вполне могло бы развиваться, для этого есть все предпосылки, но на пути, опять же, встают частники, которые перехватывают львиную долю средств. И это действительно так. Достаточно подойти к любой остановке, как перед вами тут же распахнет дверь какая-нибудь легковушка. И далеко не каждый водитель имеет документы, дающие право вас обслуживать. Пару лет назад по просьбе руководства ТОО «Степногорск-экспресс» представители отдела ЖКХ, налоговой инспекции и дорожной полиции проводили рейды по поимке «левачивших» водителей. На какое-то время (недолгое) воцарился порядок, потом водители снова осмелели. Мало того, знаки, обозначающие остановку автобуса с указанием интервала движения, которые предприятие изготовило за свой счет, кто-то вырвал буквально с корнем (надо полагать, частники, которым эти знаки явно мешали). А ведь стоимость каждого такого знака составляет порядка 20 - 25 тысяч тенге. Да еще нужно пройти вереницу всевозможных согласований на городском и областном уровне. Поскольку предприятие не получает никаких дотаций и существует лишь на собственные средства, то легко понять обиду его руководства на бездействие властей в отношении частных водителей. Если от предприятия, официально осуществляющего перевозки пассажиров, требуют соблюдения массы условий (страховка на пассажиров, санитарный паспорт водителя, ежедневный медицинский контроль и прочее), то от частника не требуется ничего. Никто не проверяет техническое состояние его машины, никого не интересует, сколько он выпил накануне, перед тем как сесть за руль. Однако это, как у нас водится, до первого ЧП. А потом сразу найдется управа на нелегальных таксистов. Но пока гром не грянет, наш мужик и не почешется. Преимущество официально работающего автотранспорта перед частным очевидно. Это не только более низкая цена, безопасность, но еще и стабильность. Если в морозные дни таксисты не могут завести свои машины, ночующие на открытых стоянках, то для автомобилей ТОО «Степногорск-экспресс» таких проблем не существует, поскольку стоят они в теплом боксе. К тому же, руководство предприятия прислушивается к пожеланиям пассажиров и старается идти навстречу. Например, по просьбам родителей, спешащих по утрам в детские сады на другой конец города, маршрутки теперь начинают движение от отделения «Народного банка» в 4 микрорайоне в 7 часов 15 минут. А за организацию маршрута в Карабулак жители этого поселка приезжали лично благодарить руководителей предприятия. Ведь теперь многие из них имеют возможность работать в городе. Кстати, и частники резко снизили цены на этом направлении. Но так же, как в случае с «тройкой», наличие «первого» маршрута напрямую зависит от наличия пассажиров. Нужно отметить, что с 2004 года стоимость проезда на городских маршрутках не повышалась ни разу. Однако здесь тоже за счет предприятия предоставляется льготный проезд ветеранам войны и детям до 7 лет. Кроме того, бесплатным проездом пользуются воспитанники детского дома, для которых изготовлены специальные проездные билеты. Руководители предприятия не скрывают, что необходимость повышения стоимости проезда давно назрела по причинам, которые я уже перечисляла выше. Пока этот вопрос не решен, но, скорее всего, его решение уже не за горами. Надежда КАХАНОВА | |
|
Всего комментариев: 0 | |