Главная » 2011 » Сентябрь » 2 » До нового учебного года осталось… (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
10:13
До нового учебного года осталось… (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
На пороге новый учебный год. Каковы его задачи? Перспективы? Приоритеты? С какими итогами педагоги подошли к очередному школьному сентябрю? Этим вопросами в канун нового учебного года задается начальник городского отдела образования Татьяна СЕМЕНЮК, готовясь к разговору с коллегами на большом августовском педсовете.

Одним из важнейших приоритетов развития страны остаются модернизация и повышение конкурентоспособности национальной модели образования. Сегодня стратегия развития системы образования Казахстана направлена на создание эффективно действующей системы непрерывного обучения, обеспечивающей широкие слои населения качественными образовательными программами.
Система образования Степногорска представляет собой слаженный механизм из 32 организаций: 18 общеобразовательных школ, 7 дошкольных организаций, 3 внешкольные организации (ДХШ, ДДТ, ДМШ), 2 вечерние школы ( СШ п. Заводского, СШ №1), МУПК, ДЮК «Батыр».

Школа начинается с детсада

В семи дошкольных организациях и двух мини-центрах воспитываются и обучаются 1573 ребенка, 96 воспитанников с нарушением речи получают конкретную помощь в детском саду №1, 45 детей с туберкулезной инвазией проходят оздоровление и дошкольное обучение в детском саду №3. Всего охват дошкольными программами детей в возрасте от двух до шести лет в детсадах составляет 53,1%.
Степногорские дошкольные организации соответствуют требованиям времени и всегда подтверждают это своими достижениями. Так, в прошлом учебном году детский сад №2 «Балдырган» на областном конкурсе «Лучший детский сад 2010» завоевал 2 место (заведующая Р.С. Сапарова, методист Л.А. Шинкарецкая); 3 место на областном конкурсе «Балгын шак» завоевали воспитанники детского сада №3 (Куралай Бештаева).
В рамках комплексной подготовки ребенка к школе в детских садах введена система накопления достижений ребенка «Портфолио», которые формируются совместно с родителями на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. Лучший семейный опыт воспитания рассматривается на родительских собраниях, конференциях.
Динамика положительных перемен в дошкольном образовании не исключает наличия проблем в системе дошкольного образования. Актуальной проблемой остается дефицит мест в детсадах. На сегодняшний день 1578 детей от 2 до 6 лет нуждаются в устройстве в детские сады. В декабре 2011 года будет введен в эксплуатацию детский сад с государственным языком обучения на 280 мест, на что из республиканского бюджета выделено 480 млн тенге. В октябре планируется открытие мини-центра при СШ №2 п. Аксу на 40 мест, на что из местного бюджета выделено 25 млн 700 тысяч тенге.

ЕНТ все покажет

Основные задачи системы образования должны быть направлены на обеспечение равных возможностей получения современных знаний на основе передовых технологий обучения и воспитания. Для этого необходимо создать эффективную инфраструктуру образования.
ЕНТ сегодня является государственной оценкой качества образования. В 2011 году в ЕНТ приняли участие 375 выпускников, что составляет 80% и выше уровня 2010 года (78%). Средний балл по пяти предметам составил 83,14 (2010 – 84,6).Средний балл по 4 предметам – 67,8 (2010 - 67,2). Лучшие результаты показали: ШГ №4 - 97,52 балла, СШ с. Карабулак - 90,66 балла, СШ №2 - 89,43 балла, ШГ №6 - 89,18 балла. Количество выпускников, подтвердивших «Алтын белгi», - 5 (45%, в 2010 году – 11,65%); количество выпускников, подтвердивших аттестат с отличием, – 3 (43%, в 2010 году – 3,30%). Количество детей, набравших более 100 баллов, – 79 (в 2010 - 68). Количество детей, не набравших порогового уровня в 50 баллов, - 39 (2010 - 42). Трое выпускников получили «2» по математике (в 2010 – 6). Для достижения более эффективных результатов необходима системная подготовительная работа, поэтапное её отслеживание. Формируя ситуацию успеха для сдачи ЕНТ, надо учитывать, что успехи детей находятся в прямой зависимости от установок и настроения учителей и родителей. Исходя из этого, работу с родителями надо строить по двум направлениям: знакомство с нормативными документами и процедурой ЕНТ, целями, задачами; выработка способов адекватного психологического воздействия на детей через обсуждение того, какие условия могут стать предпосылкой успешной итоговой аттестации. Но непременным условием хорошей результативности экзамена является стремление самого выпускника к успеху. Успех экзамена зависит в первую очередь от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме проверки знаний. Руководителям школ необходимо пересмотреть систему распределения факультативных часов.

Из учебного процесса – в производственный

Как показывают отечественный и зарубежный опыт, социальное партнёрство - это один из решающих факторов улучшения ситуации на рынке труда, способ улучшения социального климата и стабилизации экономики. Непременным условием обучения новым профессиям является сотрудничество отдела образования с областными учреждениями образования (колледжами, СГТК, ПЛ №2, 13), сотрудничество между работодателем и лицеем. Для нашей системы образования обучение учащихся 10, 11 классов на базе МУПК и получение первоначальных сведений о профессиях – это уникальная возможность реализовать свои творческие способности. Для проведения практических занятий используется хорошая база, где цеха, лаборатории и мастерские отвечают требованиям современного производства.
Для учащихся, окончивших основную школу, есть возможность продолжения учебы в системе ТиПО, основная цель которых – подготовка специалистов среднего звена, а главным конечным результатом профессионального образования является готовность специалиста к профессиональной деятельности. Современные запросы государства диктуют нам необходимость подготовки такого специалиста, который с легкостью шагнет из учебного процесса в производственный, вооруженный актуальными, современными знаниями. Насколько важно на этапе окончания основной школы, пройдя предпрофильную подготовку, определившись с выбором профессии, безошибочно решить – профессиональное обучение или профильное, это и есть постепенный переход на 12-летнее обучение.

На пути к 12-летнему образованию

Указом Президента РК срок перехода на 12-летнее обучение перенесен на 2014 - 2015 учебный год. В городе ведется работа по подготовке к внедрению 12-летнего образования. Так, уже с 2006 - 2007 учебного года в 10 - 11 классах осуществляется профессиональное обучение по двум направлениям: естественно-математическое и общественно-гуманитарное. Профили предметов разнообразны. В профильных классах работают 68 учителей высшей и I категории. В 17 школах получено 48 кабинетов новой модификации и мультимедийных кабинетов. Поставка современных предметных кабинетов продолжается, до конца 2011 года планируется приобретение двух кабинетов биологии и 1 мультимедийного кабинета на сумму 22 535 тыс. тенге. В рамках перехода на 12-летнее обучение в образовательную деятельность внедряются информационные и здоровьесберегающие технологи, в банке данных методкабинета отдела образования насчитывается 77 прикладных курсов, курсов по выбору. Например, опыт работы ШГ №6 подсказывает, что учащиеся самоопределяются в соответствии со своими интересами: так, в 2009/2010 учебном году из 98 учащихся 30 ушли в колледж, 9 – в ПТШ, 56 – в 10 класс. Опыт работы МШЛ №3 по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет ученикам в дальнейшем, по окончании 11 класса, ответить на вопрос о правильности выбора направления профессии, связать углубленно изученные предметы с выбранной профессией, специальностью. Успешно и системно реализуется третий этап – профильное обучение – в наших образовательных учреждениях. Мы начали накапливать практический опыт. Поэтому всеми учреждениями образования выбрана на 2014 - 2015 годы функциональная модель ресурсного центра. За 2010 - 2011 учебный год по вопросам 12-летнего образования разработано 14 программ инновационной деятельности (в 2010 - 4), 62 авторские программы (2010 - 13), 10 программ экспериментальной деятельности (2010 - 6), обобщен опыт руководителей СШ №1, МШЛ №3, ШГ №6. С 2010 года в МШЛ №3 и СШ №8 начался эксперимент по технологизации УВП. 

Обучение и творчество неразделимы

В соответствии с Программой развития образования в РК большое внимание уделяется творческому развитию детей и подростков, организации их досуга, доступности услуг по культурно-эстетическому развитию, физкультурному оздоровлению. В городе действуют 4 внешкольные организации образования, и дети имеют возможность бесплатно посещать занятия в художественной школе, Доме детского творчества, музыкальной школе. В ДЮК «Батыр» работают 10 секций. Коме того, при двух дворовых клубах в Степногорске и Заводском занимаются около 300 воспитанников. Всего постоянными формами внеурочного досуга занято 6035 учащихся, или 72% от их общего количества.
Организацию свободного времени учащихся необходимо рассматривать и как пространство для отдыха и развлечений, и как сферу применения знаний, умений, навыков, как сферу формирования интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Педагогика сотрудничества поможет разбудить внутренние силы и возможности ребенка.
Бесспорно, в воспитании нравственно-здоровой личности огромную роль играет семья, но при этом нельзя не отметить значительную роль в этом процессе и учителей. Педагогическими коллективами делается немало. Однако все еще серьезную обеспокоенность вызывает ситуация с нравственным поведением подростков и молодёжи. Анализируя профилактическую работу и уровень состояния подростковой преступности, следует отметить снижение роста преступности на 11,8% за 5 месяцев прошлого учебного года.
В каждой школе работают родительские комитеты. Эффективными формами являются заседания «семейных клубов» и «семейных гостиных» (СШ №2, МШЛ №3, СШ №7), конференции отцов (СШ №8), «Школы матерей» и «Школы отцов» (МШЛ №5).
При Доме детского творчества и подростково-молодёжном центре «Таншолпан» в летний период работала коррекционно-развивающая группа для детей, составляющих группу риска. Педагоги ДЮК «Батыр» организовали летние профильные секции дневного пребывания. В течение лета работали футбольные площадки во всех микрорайонах города. Наблюдается снижение количества учащихся, поставленных на учет в ОДН: в 2011 г. - 67 (в 2010 -109).

Государство гарантирует опеку

Одна из наиболее важных проблем нашего общества - это дети-сироты, опекаемые дети. В городе и поселках 149 опекаемых, из них 55 - круглые сироты. В течение всего учебного года ведется работа по оказанию социальной помощи опекаемому 91 ребенку. Охвачены бесплатным питанием 337 детей из фонда всеобуча и 138 из привлеченных средств. Общий охват питанием составляет 96%, горячим питанием - 61%, общественным питанием – 34%. С начала учебного года в школах предлагается 5 - 6 вариантов меню. 564 ребенка обеспечены одеждой, обувью и канцелярскими принадлежностями в рамках проводимых акций «Забота». 
Основной вопрос всеобуча – обеспечение всеобщего среднего образования детей и подростков, контроль за посещаемостью и организацией питания. На данный момент 107 детей поставлены в очередь на жилье из государственного фонда. 87 опекунов имеют право на получение пособия, выплата которого начнется после подписания правительственного постановления «О назначении и выплате пособий опекунам».
Говоря о системе и качестве образования, нельзя не сказать о здоровье детей, так как именно оно является важнейшим индикатором уровня социально-экономического положения страны. Инвалидность – одна из тяжелейших проблем, с которой сталкиваются сегодня семьи. В городе и поселках насчитывается 178 детей-инвалидов, 39 из них обучаются на дому. В СШ №7 работают классы для детей с задержкой психического развития. В детском саду №1 воспитываются 20 детей с задержкой речевого развития и двое детей-инвалидов. Впервые выделены средства в размере 8800 тыс. тенге, что позволило обеспечить 11 детей с нарушением опорно-двигательной системы специальным оборудованием, с помощью которого они будут иметь возможность получать полноценное образование, участвовать в конференциях, семинарах, проводимых в режиме онлайн.

Наши учителя – наша гордость

Ведущим звеном в обеспечении качества образования являются педагогические кадры. В 32 организациях образования работают 1043 педагога, из которых 685 (72%) имеют высшее профессиональное образование, что свидетельствует о высоком потенциале педагогических кадров. В 2011 году было аттестовано на первую и высшую категорию 103 педагога. Если учитывать, что согласно Закону РК «Об образовании» повышение квалификации должно осуществляться 1 раз в 5 лет, то всего в период с 2007 по 2011 год прошли курсовую переподготовку 2789 педагогов.
Свой творческий потенциал учительство Степногорска проявило в конкурсных состязаниях. 3-е место на республиканском конкурсе «Алтын диск» и гран-при на областном занял учитель информатики МШЛ №5 Ернар Рахметуллин. Гран-при на областной педагогической олимпиаде у ШГ №4. Гран-при на республиканском конкурсе лучших музыкальных коллективов детских домов получили воспитанники Детского дома под руководством Владимира Боярского. На 1-й международной ярмарке инновационных проектов Степногорск представил 35 проектов - 31 проект награжден сертификатами. 3 место на 1-й областной олимпиаде по НВП у МШЛ №5 (Д. Тукенов). Лауреатами республиканского конкурса «Уроки устойчивого развития» стали педагоги ШГ №4, СШ №7, СШ №2. По результатам областного мониторинга нашей профсоюзной организации присвоено имя «Лучшей профсоюзной организации 2010». Учителя ШГ №4 Любовь Грищенко, Елена Ряскина – участники IV республиканского фестиваля инновационных проектов. Ежегодно Александр Кинцель, учитель биологии ШГ №6, и Светлана Булаева, учитель английского языка СШ №1, приглашаются в Национальный центр тестирования в Астану для составления тестов по ЕНТ. На республиканском уровне даны открытые уроки в режиме онлайн учителями ШГ №4, 6, МШЛ №5, СШ №9. Постоянными участниками всех международных, областных конференций по критическому мышлению являются педагоги МШЛ №5, ШГ №4. На республиканском этапе конкурса учебно-методических материалов дополнительного образования 2 место занял сценарий Ирины Акимовой, 3 место – проект Лилии Кайданович. 4 место на республиканской олимпиаде завоевал ученик СШ №8 Яков Вольф (учитель Оксана Гребенюк). Много достижений на международном, республиканском, областном уровне у ДХШ. Это заслуга педагогов Елены Литовченко, Зои Свириденко, Ирины Семенковой, Юлии Захаровой, Ирины Цветковой. С большим успехом прошел в городе республиканский слёт ДОО «Жулдыз» с участием ДОО Караганды и Семея. 32 педагога окончили курс «Администрирование интернет-ресурсов Акмолинской образовательной сети». 1 и 2 место на областной выставке технического творчества завоевали работы учащихся МШЛ №3, учителя Марата Султанбекова. Воспитанники ШГ №4 на областном дебатном турнире среди 17 команд завоевали 2 место. На областной спартакиаде школьников по хоккею с шайбой команда Степногорска (ДЮК «Батыр») заняла 2 место. На базе МШЛ №3 городским методическим объединением учителей русского языка и литературы проведен обучающий семинар с приглашением преподавателей из МГУ и ЕГНУ. 3 место завоевал дуэт домбристов ДМШ на XI областном конкурсе детского творчества «Туган жер», посвященном 20-летию независимости Республики Казахстан.
Начальник городского отдела образования Татьяна Семенюк благодарит своих коллег за вдохновенный педагогический труд, поздравляет всех, посвятивших себя воспитанию и обучению детей, с началом нового учебного года, желает исполнения всех светлых надежд.

Подготовил Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 837 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar