15:37 Взгляд с высоты (Надежда КАХАНОВА) | |
«Больно смотреть на то, с каким трудом «заползают» старики на 9 - 12 этажи. Годы идут, старики дряхлеют, а лифты как не работали, так и не работают», - эти слова одного из председателей городских КСК побудили меня разобраться, в чем причина такого многолетнего застоя в системе лифтового хозяйства, что тормозит ее развитие и можно ли эту проблему как-то решить?
О том, как обстоят дела в системе городского лифтового хозяйства, мне рассказал заместитель акима Серик Исмагамбетов. По его словам, из 176 городских лифтов в работе находятся 117. Отработали свой нормативный срок и требуют замены 59 лифтов. В среднем, по расчетам городской администрации, на замену одного лифта потребуются приблизительно 2,1 млн тенге, на восстановление всех лифтов – не менее 352 млн тенге. Таких денег у города нет, а восстановить лифты за свой счет горожанам просто не по карману. Однако, обнадежил заместитель акима, в этом направлении кое-что все-таки делается. В рамках государственной программы модернизации ЖКХ уже в этом году нашему городу выделяется из республиканского бюджета 25 млн тенге. Эти деньги будут использованы на капитальный ремонт домов 3-16а, 5-28 и 5-29, часть средств пойдет на восстановление лифтов. Почему именно на эти дома? Да потому, что государственные деньги выделяются только для ремонта домов, имеющих кондоминиум, причем выделяются они под символические проценты и на достаточно длительный срок - 10 лет. В перспективе на ближайшие 3 года планируется выделение дополнительных трансфертов. Кажется, вот оно – решение проблемы. Но радоваться по этому поводу пока рано, поскольку в нашем городе только 5 домов имеют кондоминиум, вот они-то и находятся в привилегированном положении. А что же остальные дома, так и будут потихоньку разрушаться без государственной поддержки? На этот счет Серик Исмагамбетов не смог сказать ничего определенного, но заверил, что данный вопрос находится на рассмотрении в правительстве. И если какой-либо вариант решения проблемы будет найден, тогда и у КСК (КСП) появится возможность отремонтировать в своих домах кровлю, канализацию, водопроводные, электрические сети и, разумеется, лифты. Правда, здесь тоже есть свои подводные камни. Вопреки мнению заместителя акима, что председатели КСК охотно возьмут государственные деньги на ремонт жилого фонда, некоторые председатели высказывают большие сомнения на этот счет. Поскольку эти деньги предлагаются не безвозмездно, а как бы в кредит и возвращать их в любом случае придется, то что же делать в том случае, если, например, кто-то из жильцов уже отремонтированного дома через год захочет продать или обменять свою квартиру? Кто будет возвращать их часть долга? А если одинокий пенсионер (к сожалению, и такое может случиться) умрет, не выплатив всю сумму? На чьи плечи ляжет его долг? И пока все эти «если» не получат четких разъяснений, вряд ли КСК добровольно свяжут себя по рукам и ногам подобными обязательствами. Словом, на сегодняшний день все зависит от того, как скоро наше правительство примет решение, устраивающее все стороны, и примет ли вообще. А пока, считает Серик Исмагамбетов, реальной возможности помочь людям восстановить в их домах неработающие лифты - нет. Однако позволю себе с такими выводами не согласиться. Количество неработающих лифтов, по данным ТОО «Аспан» - единственной организации в городе, занимающейся ремонтом и обслуживанием лифтового хозяйства, за последние годы несколько сократилось и составляет 47 штук. Опыт некоторых КСК показывает, что при большом желании проблему неработающих лифтов решить все-таки можно. Возьмем, к примеру, КСК «Высота». Последний неработающий лифт здесь был запущен еще два года назад. Предвижу усмешки скептиков. Да, в этом КСК всего лишь 3 дома, и находится он в лучшем финансовом положении, чем многие другие. Да, в этом КСК все дома девятиэтажные, лифты нужны всем жильцам, и у председателя, можно сказать, не было вариантов - ремонтировать или не ремонтировать лифты. Но давайте посмотрим на ситуацию иначе. В КСК «Высота» на 3 дома – 25 лифтов, и, с учетом цен на лифтовое оборудование, восстановить такое количество лифтов – это не шутки. Разумеется, я не могла не поинтересоваться у председателя КСК А.Д. Касатой, скольким жильцам пришлось заплатить за ремонт лифтов? Оказалось – никому специально платить было не надо. Анна Дмитриевна пояснила, что в кооперативе «Высота» вообще не практикуются целевые сборы. Все проблемы решаются за счет небольшого повышения тарифа. Кстати сказать, в этом кооперативе тариф не так уж и высок - сейчас он составляет 26,75 тенге. «Главное, - сказала Анна Дмитриевна, - это то, что мы вовремя приняли меры, когда в 90-ых годах началось разграбление лифтов. Тащили все, что можно было сдать в приемные пункты как цветной металл. Что мы только ни делали - заваривали машинные отделения, забивали досками выломанные двери, закрывали выходы на крыши. И нам удалось кое-что сохранить. А в тех КСК, где ситуация была упущена, от лифтового оборудования ничего не осталось. И все же быстро восстановить лифты даже нам было не под силу. Восстанавливали их по очереди в течение 6 лет. Все восстановительные работы мы заранее планировали. Для начала приглашали специалистов из ТОО «Аспан», которые оценивали техническое состояние лифтов и составляли дефектную ведомость недостающих комплектующих. Потом искали и закупали необходимое оборудование. Что-то приобрели в ТОО «Акмола-лифт», что-то, например, порожки для дверных проемов, заказывали на городских предприятиях. Это значительно дешевле. И только когда необходимые комплектующие были подготовлены, мы заключали договор с ТОО «Аспан» на ремонт и обслуживание очередного лифта». Как непросто все это давалось, можно судить хотя бы по тому, что для восстановления только одного лифта потребовался список необходимого оборудования из 24 пунктов - от станции управления до выключателя освещения и порогов дверей. Несмотря на внешнее благополучие, в этом КСК такие же проблемы, как и везде. И злостные неплательщики тоже есть. Но все же когда люди видят реальный результат работы КСК, говорит А.Д. Касатая, разговаривать с ними по поводу погашения долгов гораздо легче. Отремонтированные лифты теперь общими силами стараются беречь. Машинные отделения по-прежнему закрыты, во всех подъездах установлены двери с домофонными системами – чужим тут нечего делать. И этот пример не единственный. Недавно жильцы одного из подъездов по адресу 6-86, разуверившись в том, что помощь когда-нибудь придет, восстановили лифт за свой счет. Говорят, кто-то из предпринимателей, живущих в этом подъезде, проявил соседскую (не путать с безвозмездной) сознательность и помог на приемлемых для всех условиях. А совсем скоро в городе заработает еще один лифт, долгое время считавшийся неизлечимым калекой. В ПК «Шанырак» по адресу 3-20 из двух лифтов не работал ни один почти 15 лет. За 4 года существования кооператива в доме было сделано немало ремонтных работ, вот только лифт до последнего времени оставался больной темой. Председатель ПК Юрий Правец приложил немало усилий, чтобы как-то решить эту проблему: писал письма во все инстанции, даже ходил на прием к депутату Мажилиса Валерию Котовичу. Ответ депутата, который подразумевал, что вопросы восстановления своей собственности жильцы должны решать самостоятельно, никакой надежды на помощь не оставлял. Пришлось самим искать какие-то варианты. Дело сдвинулось с мертвой точки в начале этого года, когда Юрию удалось купить не новую, но пригодную для эксплуатации станцию управления. Теперь уже можно было разговаривать с руководством ТОО «Аспан». Так же, как и в случае с КСК «Высота», была составлена дефектная ведомость, опираясь на которую Ю. Правец начал вести переговоры с карагандинскими и астанинскими фирмами, поставляющими оборудование для лифтового хозяйства. Конечно, без согласия и поддержки жильцов вряд ли все это удалось бы сделать. Но, видимо, им настолько уже надоело ждать ветра перемен, а покуда ходить пешком, что они готовы были взвалить на себя тяжкий груз реанимации лифта в своем доме. И вот на горизонте замаячил результат потраченного времени и потрепанных нервов: в конце июля планируется начать долгожданный ремонт лифта, и уже совсем скоро пожилым жильцам этого дома не придется брать штурмом лестничные марши, для того чтобы решить какие-то свои житейские вопросы. Почему же в других КСК, где на два десятка домов всего лишь 2 - 3 лифта, вопрос их восстановления уже много лет пробуксовывает на месте? По мнению заместителя директора ТОО «Аспан» Евгения Куцева, КСК, в которых преобладают 5-этажные дома, просто не выгодно заниматься восстановлением лифтов. Иначе пришлось бы отдельно делать сметы на 5- и 9-этажные дома. Никто не хочет лишних забот и хлопот. Кроме того, всех пугают цены. Минимальные предложения компаний, поставляющих комплектующие для лифтов, начинаются от 4,5 млн тенге (за один лифт), то есть цифры, которыми оперирует городская администрация, явно устарели и цены выросли уже более чем в 2 раза. Возможно, это связано тем, что в связи с реализацией государственной программы модернизации ЖКХ в стране появился повышенный спрос на лифты. А спрос, как известно, диктует цены. Тем не менее, судя по опыту названных мной КСК, при условии ответственного и рационального подхода к решению проблемы выход найти все-таки можно. Главное – с какой стороны к ее решению подходить. Помните? Стакан наполовину пуст или наполовину полон. Если считать минусы и расходы, то лифты как не работали, так и не будут работать. А если проникнуться заботами людей, чьи проблемы ты как раз и призван решать, то, глядишь, минусы превратятся в плюсы. Задайтесь вопросом: на что больше сориентирован ваш председатель кооператива? Спросите его об этом. Кстати сказать, опасения по поводу того, что дальнейшая эксплуатация восстановленных лифтов может быть запрещена в связи с тем, что нормативный срок их эксплуатации давно истек, - необоснованны. Некоторое время назад председатель ПК «Шанырак» Юрий Правец специально обращался в МЧС РК, чтобы развеять сомнения о целесообразности восстановления лифта. Заместитель председателя комитета по госконтролю и ЧС в промышленной безопасности Н. Дюсекенов разъяснил, что, несмотря на то, что нормативный срок эксплуатации лифта составляет 25 лет, он не считается предельным, и его дальнейшая эксплуатация возможна при условии соблюдения безопасности людей, то есть качественном и своевременном проведении технического обслуживания. Можно приводить массу доводов и за, и против безотлагательного восстановления лифтов. Могу сказать одно: сытый голодного не разумеет. Те, кто живет не выше 5 этажа, никогда не поймут, каково это старикам ежедневно взбираться на 9 или 12 этаж. Многие из них так и сидят в четырех стенах, без прогулок и общения. Хорошо еще, если есть кому сходить за продуктами. А если некому? Выбраться в поликлинику - тоже проблема. И не только старику – любому больному человеку. Приходится лишний раз врача домой вызывать. А представьте, каково врачам, получающим несколько вызовов за день в дома с неработающими лифтами, да еще после того, как эти врачи полдня отсидели на приеме. Что уж говорить о врачах «скорой помощи»? А каково молодым (и немолодым) мамашам с колясками? Они-то уж точно знают, что вес коляски увеличивается прямо пропорционально номеру этажа? Но ведь малышам каждый день гулять надо. Их здоровье не должно зависеть от цены на лифт. Пишу и понимаю, что все эти вопросы повисают в воздухе. Слишком много тут всяких «но». Одна надежда – может быть, кого-то из руководителей, от чьих решений зависит решение проблемы, эта публикация заставит хотя бы задуматься. Надежда КАХАНОВА
| |
|
Всего комментариев: 0 | |