Главная » 2013 » Июнь » 2 » Вагончик тронется… (Максим БАЛУЕВ)
18:18
Вагончик тронется… (Максим БАЛУЕВ)
Степногорский горно-химический комбинат – единственное промышленное предприятие в стране, которое имеет собственный парк пассажирских электропоездов. «Престиж» сегодня знакомит вас с работой уникального предприятия «Степногорск темиржолы». 

Пожалуй, сердце компании – это диспетчерская, откуда полностью регулируется движение электричек. С наступлением лета и дачного сезона у диспетчеров прибавляется работы. По словам начальника службы движения Анны Засыпкиной, дачники могут прозевать свою остановку – и тогда в дело идет стоп-кран. Это чревато сбоем графика движения электрички или, еще хуже, – аварийной ситуацией, так что диспетчеру на ходу приходится выравнивать огрехи в расписании поезда. 
В тесной связи со службой движения работает и служба сигнализации, централизации и блокировки. Этот отдел обеспечивает безопасность движения поездов. По словам начальника СЦБ Мурата Сагандыкова, поездной диспетчер составляет полный маршрут движения электропоезда – прямо из диспетчерской управляет стрелками, светофорами, сигнализацией. А раньше, чтобы сопроводить поезд на какой-то путь, диспетчеру приходилось звонить стрелочнику, который вручную переводил стрелку и закрывал ее на специальный замок. Сейчас достаточно нажать две кнопки – и у дежурного загорается зеленая полоса маршрута. Так что лобовое столкновение двух электричек исключено в принципе. Попутно СЦБ занимается и вопросами энергетики – обслуживает контактную сеть, от которой «питаются» электропоезда. Монтер Николай Бараболенко трудится на предприятии с 1974 года, здесь же работает его жена.
- В конце девяностых охотники за металлом массово воровали трансформаторы. Тогда дежурный терял контроль над «обворованным» участком пути и на пульте видел красный свет – будто здесь находится состав, - вспоминает Николай Бараболенко. 
Но, пожалуй, самая физически тяжелая работа у путейцев. Монтер пути Руслан Тайгаринов трудится в «Степногорск темиржолы» уже больше десяти лет. 
В холод и зной 40 путейцев занимаются ремонтом железной дороги. На свою работу Руслан не жалуется: 
- На то мы и мужчины, чтобы не жаловаться. А вообще, я парень из деревни – ко всему привык. 
Вся служба делится на три околотка – на каждом из них работает своя бригада. По словам дорожного мастера Николая Нехвядовича, железнодорожные пути находятся в хорошем состоянии, хоть им уже более сорока лет. Прогнившие шпалы меняются на новые. В год меняется порядка пяти тысяч шпал. За 25 лет работы дорожного мастера был всего один несчастный случай – сорвавшийся рельс поранил ногу монтеру пути. Небезопасно работать и под контактными проводами. Как говорит начальник службы безопасности и охраны труда Валерий Громов, за последние шесть лет, которые существует ТОО «Степногорск темиржолы», не было ни одной производственной травмы. Сам Валерий Сергеевич трудится на предприятии без малого сорок лет и даже пятнадцать лет посвятил художественной самодеятельности – аккомпанировал хору железнодорожников. 
…Степногорским электричкам уже больше сорока лет. Как говорит замдиректора по техническим вопросам Александр Лазько, они приехали к нам из Подмосковья и уже дважды выработали свой срок. Эти поезда весьма неразворотливые, однако подошли для нашей железной дороги. Но даже спустя сорок лет электрички в хорошем состоянии благодаря грамотному обслуживанию – за этим следят больше ста человек. Ремонт поездов ведется каждые 45 суток, техосмотр проводится через день. А путеизмерительный вагон периодически контролирует железную дорогу на соответствие параметрам. 
Уже двадцать лет управляет электричкой машинист Сергей Кневец. Начинал помощником машиниста тепловоза, сейчас машинист пассажирского электропоезда. Говорит, что работа очень интересная, но вместе с тем сложная и нервная – иногда бесстрашные пассажиры перебегают пути прямо перед идущим электропоездом. Бывали и трагические случаи, когда самоубийцы бросались под колеса поезда. И смешные. К примеру, когда женщина с пакетами в руках хотела первой протиснуться в вагон, однако сделала неловкое движение и упала прямо перед входом в вагон. И пока вся толпа, стоявшая сзади, не вошла в вагон, женщина подняться не смогла. Вот к чему иногда приводят спешка и желание быстрее запрыгнуть в поезд. Ну а с подвыпившими дебоширами приходится сталкиваться еще чаще – они досаждают проводникам и бьют окна. 
В кабине поезда всегда находятся два машиниста. Помощник машиниста Жанузак Баймуратов следит за обстановкой на перроне.
- Не хотелось ли ездить на дальние расстояния? – интересуюсь у сосредоточенного Сергея Кневца.
- У нас специфика работы такая – не ездить далеко.
- Вообще, машинисты далеко не ездят, у них есть свое «плечо», - добавляет начальник депо СТЖ Николай Кукса. – На каждом плече происходит смена локомотивных бригад. Это только в фильмах показывают, как машинист ведет поезд по всему пути! 
Особая опасность для состава таится на железнодорожных переездах – нерадивые водители любят «бодаться» с поездом. То есть, несмотря на опущенный шлагбаум, они пытаются переехать железнодорожные пути, змейкой петляя между другими машинами. Но тут стоит отметить, что все дежурные по переезду являются общественными инспекторами движения и сообщают о нарушителях в дорожную полицию. Да и водителям стоит помнить, что поезд никогда не остановится в один момент. 
Летом у машинистов начинается особо «бдительный» период: того гляди дачник из-под перрона «вынырнет» или ребятня, приехавшая купаться на речку, на рельсы выбежит. Хорошо, что у нас нет «зацеперов» – людей, которые, рискуя жизнью, цепляются за поезда и таким образом передвигаются. Зато среди ребятни есть «диверсанты», которые «минируют» рельсы камнями и бревнами. Это, конечно же, может повлиять на безопасность движения, но машинисты вовремя замечают посторонние предметы на рельсах. 
Кстати, на последней дачной остановке в безалаберности наших пожилых дачников убедился я лично – несколько бодрых старушек перебежали пути прямо перед набирающим скорость поездом. 
Сегодня объем пассажирских перевозок СТЖ составляет около 3000 человек в сутки, в среднем выходит около 90 000 человек в месяц. Особенно электричка востребована в морозы и бураны, когда перестают ездить машины и автобусы. Кстати, именно зимой к нам поступало больше всего жалоб от горожан на холод внутри поезда. 
- Зимой мы в электричках почти не выключали на ночь отопление, - комментирует проблему замдиректора СТЖ Александр Лазько. – К тому же, зимой на остановках открываются все двери и тепло просто «улетает». Мы закрыли все вытяжки и вентиляции, так что теперь должно быть тепло.
В национальной железнодорожной компании «Казахстан темиржолы» шутят, что степногорская железная дорога – словно отдельное государство. Действительно, СГХК – единственное предприятие в СНГ, которое имеет свои электропоезда. А на слухи о закрытии предприятия, появившиеся в нынешние кризисные времена, специалисты отвечают: компания будет жить, пока живы наши промышленные предприятия и дачи. 

Максим БАЛУЕВ

Просмотров: 2335 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 aleksandrkarelin • 20:52, 04.06.2013
«Электричка, электричка…»
 К тебе спешим мы по привычке
 В вагончик твой ретроспективный…
 Холодный…, но гостеприимный.

 «Вагончик тронется…» неспешным ходом
 Оставив город позади…
 Равнины, сопки, дачи и заводы
 Привычно замелькают впереди.

 И так минуя стыки-годы
 Под монотонный стук колес
 Над степным простором гордо
 Себя трудяга ты вознес.
avatar
0
2 Павел • 13:27, 05.06.2013
Когда окна помоют в вагонах? Проводницы бутылкой побрызгают и веником грязь развозят по полу,пассажиры дышат этой грязью.
avatar