Главная » 2012 » Февраль » 26 » Убить собаку (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
21:28
Убить собаку (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Что-то неладное происходит в нашей жизни, если госчиновники, говоря о братьях наших меньших – собаках, пусть даже брошенных, видят для них одну лишь перспективу – быть убитыми.

Напомню читателям «Престижа»: на одной из недавних планерок Андрей Никишов огласил статистику степногорской СЭС: «179 укусов людей собаками». И заключил: «Необходимо дополнительное выделение финансовых средств для отлова и уничтожения бродячих собак». Директор «Горкоммунхоза» Вячеслав Казаков запросил на это дело 500 тысяч тенге в дополнение к уже предусмотренным бюджетом 360 тысячам тенге. Андрей Никишов распорядился деньги выделить и обосновал свое поручение: «Знаете, какое усиление идет со всех сторон? По стране очень серьезный по бешенству вопрос».
Явнее других проникся сказанным начальник отдела культуры и развития языков Иван Ковцур: «Лесопарковую зону благоустроили. Я часто там бываю, и жители многие приходят – говорят: невозможно, вышли за город - и в парке отпускают собак, и они бегают там табунами, по этому парку. Подходила женщина, говорила: ребенка отпустила, перепугали (надо думать, собаки. – В.М.). Вот такие факты бывают. Там, в парке, их можно или нет, в лесу там, отстреливать?».
Меня вообще поражает этот публичный «междусобойчик»: сколько денег надо? – да, думаю, тысяч 800 устроило бы. Это, что, Андрей Никишов решил на отлов и отстрел собак из своих личных сбережений Вячеславу Казакову ссудить? Если так – другое дело. Но нет, дал поручение дополнительные деньги выделить. Ну не из своего же кармана.
Не думал я, что так вот слету финансовые вопросы решаются. Видимо, отстаю от жизни, по старинке живу. Я-то думал, что если есть острая нужда в деньгах на какое-то важное дело, то сначала дается поручение выяснить, проверить, такое ли уж важное это дело – отлавливать и уничтожать бездомных собак. Затем, коль дело все-таки важным признали, «Горкоммунхоз» должен подготовить доказательное обоснование острой нужды в деньгах: почему именно 500 тысяч, а не 482, или не 536 тысяч, или не миллион? И потом только администратор «Программы обеспечения санитарии населенных пунктов» – в нашем случае отдел ЖКХ – представляет обоснованную бюджетную заявку в бюджетную комиссию. Та, в свою очередь, подготовит проект изменений в местный бюджет с увеличением средств на эту самую «острую нужду» и пойдет просить депутатов поддержать эти изменения на сессии гормаслихата. Депутаты же, убедившись или усомнившись в необходимости предлагаемых изменений, примут обоснованное решение на своей сессии. Так, по крайней мере, должно быть. Так и будет, подтверждает мои рассуждения начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Ольга Полешкина.
Теперь несколько слов про эту самую «острую нужду». Такая ли уж она острая? Андрей Никишов сослался на представленную ему статистику СЭС: «179 укусов людей собаками». И для пущей важности добавил: «По стране очень серьезный по бешенству вопрос». Ну не собирается же степногорский аким нашими «дополнительными выделениями» всю страну от бешенства спасать?
А такая ли устрашающая у нас, в Степногорске, статистика по укусам и бешенству? С этим вопросом я обратился к начальнику УГСЭН Михаилу Кузнецову.
И вот что выяснилось: если в прошлом году у нас зарегистрировано 179 укусов людей (в 61 случае это связано с бездомными собаками и кошками), то в 2010 году собаки и кошки покусали 189 человек (в 63 случаях кусали бездомные животные). Простая арифметика подсказывает – не увеличилось у нас в регионе количество укушенных собаками и кошками людей, даже наоборот, на 10 укусов меньше стало! И, слава Богу, нет тревожной статистики по бешенству в Степногорске. Так что данный аргумент трудно считать убедительным, чтобы лишь на этом основании «выделить дополнительные финансовые средства для отлова и уничтожения бродячих собак и кошек».
Ну, не будет же главный врач СЭС ради собственного пиара тревожиться и зря акима стращать? Тут одно из двух: либо и в прежние годы у нас плохо было с выделением денег на так называемую «санитарию» (и тревогу надо было бить гораздо раньше), либо реальная ситуация с укусами гораздо хуже, чем это представляется официальной статистикой. Впрочем, одно не исключает другое.
Можно добавить к этому и еще одно обстоятельство: мы живем не в изолированном мире и, соглашусь с Михаилом Кузнецовым, не должны отмахиваться, особенно когда речь идет о такой страшной беде, как бешенство, от того, что происходит не так уж и далеко: «В Кызылординской области, Казалинском и Шиелийском районах, в ноябре - декабре 2011 года зарегистрировано три случая смерти от бешенства - двух детей и мужчины - в результате укуса неизвестной собакой… В Коргалжынском районе уничтожено 127 собак, пострадали от укусов животных 22 человека. В Атбасарском районе уничтожена 621 собака, пострадали от укусов животных 243 человека.
…Необходимо выделение дополнительных финансовых средств для отлова и уничтожения бродячих собак и кошек и увеличения количества уничтоженных собак и кошек», - к такому выводу приходит начальник УГСЭН Михаил Кузнецов, а вслед за ним и аким города Андрей Никишов.
Убить собаку – решить проблему?
Можно, конечно, выловить и уничтожить всех собак и кошек в округе, и, скорее всего, количество укусов и угроза бешенства уменьшатся. Но, повторюсь, страшно жить в таком мире, где первая реакция на собаку без хозяина – направить на нее ружье, чтобы убить.
Сторонники радикальных мер мне могут резонно возразить: а как ты «запоешь», если бешеный пес укусит тебя или дорогих тебе людей? Первым делом побегу к врачам – делать укол от бешенства. Что и другим в такой ситуации посоветую. Но и в этом случае, убежден, пуля для собаки – не единственный выход.
К другому, более гуманному, могла натолкнуть акима все та же статистка УГЭСН, которую мне подтвердил начальник городской территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Ахметжами Бакбергенов: «В 2011 году в плановом порядке были привиты против бешенства 1000 собак, 1000 кошек и 1400 диких животных, на что из республиканского бюджета было выделено 129200 тенге». Так не лучше ли в этом направлении двигаться? И собак с кошками таким образом от опасных инфекций защитить, и угрозу возможного бешенства в регионе снизить. Но, по словам начальника городского отдела ветеринарии Дулата Жахина, в 2012 году за счет госбюджета планируется вакцинировать столько же собак и диких животных, сколько и в 2011 году (правда, на 200 кошек больше прошлогоднего). А мне вот интересно: сколько официальных писем ушло из Степногорска в Кокшетау или Астану с обоснованием необходимости увеличить количество оплаченных бюджетом вакцин для защиты кошек и собак от бешенства и других опасных инфекций? А что мешало, например, городскому отделу ветеринарии информировать степногорцев о необходимости ежегодно прививать своих домашних питомцев? Тем более что такая возможность есть: даже если не хватит на всех собак и кошек бесплатных прививок, у ветврачей-лицензиатов нет ограничений в платных. Но в прошлом году, по признанию Дулата Жахина, ни одной официальной публикации на эту тему в местных СМИ не было (и уж точно, в газете «Престиж»). Многие владельцы собак и кошек просто не знают о такой возможности защитить своих домашних животных, а в конечном итоге и самих себя. Но об этом аким города на планерке, к сожалению, ничего не сказал.
Ничего не было сказано и еще об одном, цивилизованном, принятом во всем мире способе решить проблему «собачьих» страхов. Может быть, лучше и, уж точно, гуманнее было бы те же «дополнительные выделения из бюджета» потратить не на новые пули для братьев наших меньших, а на открытие в городе временного питомника или приюта для потерявшихся или бездомных собак и кошек? Такой ход мыслей заинтересовал директора «Горкоммунхоза» Вячеслава Казакова, и он, будучи депутатом, пообещал нам вынести этот вопрос на обсуждение в маслихате, тем более что и секретарь гормаслихата Галия Копеева проявила живой интерес к этому предложению.
Все это, и здесь я не могу не согласиться с акимом города, конечно же, не снимает ответственности с владельцев кошек и собак. Эту тему Андрей Никишов развил на планерке в минувший понедельник: «Вечером не пройдешь, утром не пройдешь рано. Слушайте, собака бежит без намордника, впереди человека, хозяина своего. За 100 метров, за 50 метров… Четырежды я попал в такую ситуацию. Я не со слов чьих-то говорю. Прекращайте. Занимайтесь. Штрафуйте. Привлекайте к жесткой ответственности. Есть правила содержания, выгула собак на территории города… Вам для чего парк этот сделан? Для прогулки собак, что ли? Где написано, что парк у нас для прогулки собак? Это что за нахальство, слушайте? Идут в парк, прогуливают свою собаку. Ну, пусть ее прогуливают за территорией города. Пожалуйста, вон у нас сколько места определено. В каждом микрорайоне. Пусть гуляют своих этих. Вчера вечером иду. Слушайте, это же ужасно, что происходит. Пацанва катается на горке возле «Пиццерии» в 3 микрорайоне – и такая здоровенная собака, бультерьер, - на этого ребенка. Слушайте, ну это разве может быть такое? Жители остановились и говорят: это что творится? А хозяин идет за 40 или 50 метров…».
Все мы, безусловно, «ответственны за тех, кого приручили», что, по заверению степногорских депутатов, будет детально прописано в обновленных правилах содержания домашних животных.
А что же сегодня? А сегодня, по словам заместителя директора «Горкоммунхоза» Светланы Ивановны Ильясовой, ведутся расчеты под обещанные акимом 500 тысяч тенге: на эти деньги можно будет извести 44 бездомные собаки. Это в дополнение к уже обреченным на отстрел 30 собакам, на уничтожение которых в местном бюджете 2012 года предусмотрено, как и в прошлом году, 360 тысяч тенге. Убить одну собаку стоит сегодня 12 тысяч тенге. Вячеслав Казаков убедил меня, что деньги на ветер пущены не будут, и предоставил пояснительную записку: «В стоимость отлова бродячих животных входят заработная плата двух человек, транспорт для доставки и транспортировки собак на полигон ТБО, рабочий инвентарь (лопаты, носилки, спецодежда), содержание ямы «Беккарей» (ее ремонт и хлорирование), очистка подъездных путей в зимнее время, ну и, конечно же, патроны». За собаками дело не станет: на их отлов и отстрел уже поданы заявки из Пригородного, Заводского, Кварцитки, Карабулака, Бестобе и Шантобе.
Дело за малым – убить собаку?

Виктор МОЛОДОВСКИЙ


Вместо послесловия
Из сказанного акимом Степногорска Андреем Никишовым на планерке в минувший понедельник:
- Теперь по отлову собак. Ну, слушайте, когда начнете вы (Вячеслав Казаков. – В.М.) отлов?
- Михаил Анатольевич (Кузнецов. – В.М.), а собаки в холод кусают?
- Кусают.
- Вот он (Казаков. – В.М.) говорит: сейчас холодно. А собаки, оказывается, в холод кусают. Вячеслав Геннадьевич, оказывается, в холод собаки кусают, да? Вот сейчас мы один день промедлили – укус. Второй - укус, а это же люди, слушайте. Вячеслав Геннадьевич, я не с целью какой-то – это общее, понимаете, над которым мы должны работать.



Из онлайн-конференции Дариги Назарбаевой на портале zakon.kz:
- Нельзя убивать бездомных собак. Есть два простых способа - это стерилизовать и создавать питомники. И я не думаю, что государственному бюджету это будет стоить очень дорого. Я думаю, что этим вопросом я тоже буду интересоваться, и постараюсь свою лепту в решение этой задачи внести, - так ответила Дарига Назарбаева на вопрос Куаныша из Алматы.
- Я Вам очень благодарна за то, что Вас беспокоит и волнует эта проблема, потому что, конечно, это негуманно - убивать животных. Тем более что сегодня весь мир живет совершенно по другим законам и имеет свое особое отношение к братьям нашим меньшим.


Просмотров: 1238 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar