Главная » 2009 » Ноябрь » 12 » Так все-таки скорая ли наша «Скорая»? (Надежда КАХАНОВА)
13:18
Так все-таки скорая ли наша «Скорая»? (Надежда КАХАНОВА)
Звонок в редакцию. Человек возмущенно рассказывал о том, что «Скорая помощь» в нашем городе работает просто отвратительно. Якобы дозвониться туда невозможно. Отношение врачей оставляет желать лучшего. И вообще, при нынешнем руководстве эта служба скоро совсем развалится.
Звонок заставил нас задуматься: а что мы знаем о работе «Скорой помощи» и о тех людях, к которым в тяжелую минуту вынуждены обращаться?


Думаю, каждый из нас испытывал смутное беспокойство, провожая взглядом тревожные маячки «скорой помощи». Каждому из нас хоть раз в жизни приходилось набирать знакомый номер «03» (теперь «103»). И каждый имеет свое мнение о работе «Скорой помощи», кто-то хорошее, кто-то плохое. Но большинство из нас о работе «Станции скорой помощи» судит поверхностно, не понимая сути, специфики ее работы. Признаться, для меня тоже было открытием, что «скорая помощь» и «неотложная помощь» это не одно и то же. Да, «скорая помощь» - это общедоступная, бесплатная, круглосуточная услуга, но, как выяснилось, оказываться она должна только в том случае, когда существует реальная угроза жизни человека. В случаях же обострения хронических заболеваний помощь оказывать должны врачи поликлиники, и это называется «неотложной помощью». Но наши люди привычно, по любому поводу, не задумываясь, набирают «03» и ждут, что уже через 5 минут за дверью будет стоять врач с чемоданчиком в руках. Однако часто врачи «Скорой» просто физически не в состоянии оказать необходимую помощь быстро. Во-первых, у вас не всегда сразу получится дозвониться по той простой причине, что линия «03» («103») всего одна, а за сутки поступает более 100 (!) вызовов, не считая второстепенных звонков. Во-вторых, скорость движения машины по улицам города существенно снижают «лежачие полицейские», которых в некоторых местах по три штуки на каждые 100 метров. В-третьих, времена, когда водители, заслышав сирену машины «скорой помощи», вежливо пропускали ее, прижимаясь к обочине, канули в лету. Нынешние водители, отлично зная, что означают включенные маячки, тем не менее не хотят пропускать машины служб экстренного реагирования, не задумываясь о том, что завтра, возможно, помощь понадобится им самим или их близким. И кто-то другой вот также не пропустит «скорую» на дороге, ставя под угрозу жизнь дорогого им человека. Две аварии с участием машин «скорой помощи» за последние два месяца - показатель людского равнодушия и отсутствия культуры поведения на дорогах. В одном случае «скорая» спешила к тяжело больному ребенку, а во втором везла умирающего человека в реанимацию. И если бы водители все же пропустили машину, возможно, этого человека удалось бы спасти.
Еще одна объективная причина, по которой врач «Скорой помощи» может приехать к вам с опозданием, - это то, что ежедневно на смене находится только 4 бригады в городе и 2 в поселках. Понятно, что при таком большом количестве вызовов диспетчер «Станции скорой помощи» просто вынужден делать выбор, куда в первую очередь направить машину. Конечно туда, где действительно требуется экстренная помощь. Можно понять и пенсионера, которого вдруг скрутил приступ застарелого радикулита и который тоже надеется на помощь врача. И конечно, лучше бы не делать выбор, а оказывать помощь всем нуждающимся в ней, но действительность такова, что поликлиника оказывать неотложную помощь в полном объеме хроническим больным пока не в состоянии, а на «Станции скорой помощи» кадров не хватает. Молодые специалисты сегодня предпочитают работать в частных структурах. Там спокойнее и зарплата выше. Вот и получается, что зачастую диспетчер вынужден отзывать врача от постели хронического больного и отправлять туда, где от его присутствия зависит жизнь человека. Кстати сказать, из 100 вызовов за сутки вызовы к хроническим больным составляют 55%. То есть более чем в половине случаев врачи «Скорой помощи» делают не свою работу. Однако они не делят пациентов на «своих» и «чужих». Отказа нет никому, и часто хронические больные злоупотребляют этой безотказностью. Люди не понимают или не хотят понимать, что врачи «Скорой помощи» не лечат. Они не имеют права делать назначения. Они могут лишь оказать экстренную посимптомную помощь, избавить на какое-то время от боли, и все. Потом все равно нужно будет серьезно пролечиться. Но народ у нас грамотный и сам решает, чем и как ему лечиться. Вместо того чтобы обратиться к участковому врачу, больные идут в аптеку, покупают лекарства, которые, по их мнению, должны им помочь, а то и вовсе обходятся без оных, - вот и получается, что через короткий промежуток времени диспетчер снова принимает вызов по тому же адресу. Бывает за смену 3 - 4 вызова к одному и тому же человеку. При этом случается, пациент еще и хамит, и обвиняет врача в том, что он ничем не может ему помочь. То же самое можно сказать и по поводу тех пациентов, у которых после нескольких дней глубокого запоя наступает абстинентный синдром, или попросту – похмелье. Однако «скорая» не возит необходимые им лекарства, лечение этих людей должно осуществляться в стационаре, под наблюдением нарколога. Но к наркологу они идти не хотят, это чревато последствиями, на работу выйти тоже не в состоянии, вот и вызывают «скорую» через каждые два часа. А ведь в это самое время кому-то тоже нужна помощь.
Случается, что граждане сами пытаются решать и вопрос о госпитализации. Вызовут «скорую» и уже ждут у двери с пакетом в руках, не желая понять, что без необходимых для госпитализации показаний врач не имеет права везти больного в стационар. За необоснованную доставку врачей наказывают штрафами.
Большое значение имеет и то, что конкретно мы говорим, вызывая врача. Вопли «Быстрее сделайте что-нибудь!» не ускорят выезд бригады. Для начала врач должен понять, что ему необходимо взять с собой: ЭКГ, реанимацию или что-то еще. Понимаю ваше возмущение по этому поводу - безусловно, все оборудование должно постоянно находиться в машине. Вот только машины эти круглый год и в жару и в холод стоят под открытым небом, а это не только отражается на скорости выезда бригады, но и на объеме оказываемых услуг, так как, например, ставить систему в холодной машине нельзя – раствор замерзнет.
Все было бы иначе, если бы 10 лет назад у «Станции скорой помощи» не забрали здание, построенное специально для нее, и где было помещение, приспособленное для выезда и стоянки автомобилей. Тогда руководству медсанчасти показалось, что отдельное здание для «Скорой» – это непозволительная роскошь, и здание было передано противотуберкулезному диспансеру, а «Скорой» выделили несколько кабинетов в поликлинике. Буквально через год «Станция скорой помощи» стала самостоятельной организацией и оказалась в положении падчерицы. У нее не оказалось ни своего здания, ни гаража. Вопрос со строительством решается пока туго. Хорошо, если в бюджет на следующий год будут заложены средства хотя бы на проектно-сметную документацию. Нет надежды пока и на обновление автопарка, который изношен уже более чем на 70%. Все это, разумеется, самым отрицательным образом отражается на работе.
Но если горожане частенько недовольны работой «Скорой помощи», то областное начальство, наоборот, хвалит. Работа городской «Станции скорой помощи» находится под постоянным контролем и периодически подвергается серьезным проверкам. Возможно, кто-то удивится и не поверит, но оказывается, наша «Скорая» является самой скорой в области. Главный врач «Станции скорой помощи» Асхат Махатов рассказал, что для того, чтобы поднять уровень услуг, был смещен график работы одной бригады с ночного времени на дневное, так как днем количество вызовов больше, чем ночью. Все машины оснастили маячками, сиренами и радиостанциями. В следующем году планируется замена всех аппаратов ЭКГ и установка автоматизированной системы управления, которая будет работать в режиме online. Это даст возможность круглосуточно контролировать работу диспетчерской службы, отслеживать передвижение по городу машин, будет автоматически фиксироваться время звонка и вестись запись переговоров диспетчера. В последнее время начали более тесно сотрудничать с поликлиникой. Проводятся совместные планерки, на которых врачи поликлиники получают информацию, к кому и по какому поводу выезжала «скорая помощь» в течение суток. Это делается для того, чтобы хронические больные не оставались без внимания и вовремя получали необходимое лечение. Может быть, это поможет снизить количество вызовов, кому-то сохранить здоровье, а кому-то и продлить жизнь.
Асхат Махатов сравнивает работу своих сотрудников с работой военных медиков. Экстремальность, стрессовость, сумасшедший режим работы – это не для каждого. Молодые фельдшеры, поработав немного, начинают взрослеть просто на глазах, появляется понимание своей ответственности. Говорят, если отсюда не ушел сразу, то уже не уйдешь никогда. Поэтому коллектив здесь стабильный. Многие работают десятки лет. Например, врачи Лариса Власова, Ирина Красникова и Светлана Крупко, фельдшеры Маргарита Григорьева, Наталья Журавлева и Гульфия Аскарова. А врача Светлану Бровкину и заместителя главного врача Полину Ковальчук, которые работают здесь более 30 лет, знает, наверное, весь город. Работают здесь и целыми семьями: Светлана и Андрей Новиковы, Елена и Павел Покоевы, познакомились на «Скорой» и создали семью Алла и Валерий Аединовы. А история семьи Потаповых и вовсе уникальна: четверо из них являются сотрудниками «Станции скорой помощи». Первым, еще в начале 90-ых, устроился санитаром Сергей Федорович Потапов, когда попал под сокращение на родном заводе. Сюда же вслед за ним пришел его сын – Вадим. Шесть лет назад молодой врач-инфекционист Галина Карий, подрабатывая на «Станции скорой помощи», настолько увлеклась этой работой, что решила остаться. Жизнь на колесах, трудности, невысокая зарплата, то есть то, от чего бегут другие, Галину не испугали. И любовь свою здесь встретила – Вадима Потапова. Шесть лет они вместе: она – врач, он – фельдшер. Общая работа, общие интересы. А три года назад Сергей Федорович Потапов привел сюда и свою жену. Вот так и собралась почти вся семья, которую ценит и уважает весь коллектив. Галина говорит, что всегда испытывала и испытывает до сих пор удовлетворение от результатов своего труда. Иногда нужно быть даже не врачом, а просто хорошим человеком. Галина вспоминает случай, когда к одинокой старушке соседи вызвали «скорую», стучит, говорят, бабушка в стену. Вошедшего врача пожилая женщина встретила словами: «Дочка, я совсем одна. Нет у меня никого. Покорми меня».
- Ну что было делать? – говорит Галина. - Пошла подогревать чайник.
По словам главного врача «Станции скорой помощи» Асхата Махатова, работая за двоих, отдавая всю душу работе, врачи часто встречаются с черной людской неблагодарностью. Действительно, «Скорую» критикуют все кому не лень. Где-то, может быть, и справедливо, где-то необоснованно. И все же в трудную минуту мы все равно обращаемся именно к ним и получаем необходимую помощь. Наверное, нужно уметь быть благодарными и в любой ситуации быть просто людьми.
 
Надежда КАХАНОВА
Просмотров: 1653 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Житель НЕравнодушный • 14:43, 30.11.2009
Прекрасная статья, слов нет, всё верно описано!!! Низкий поклон всем сотрудникам "СКОРОЙ"!!!
avatar
0
2 Анонимно • 22:42, 26.04.2015
Вадим Потапов прекрассный фельдшер. Спасибо ему за самоотверженный труд!
avatar