Прочитав статьи в газете «Престиж» №17 от 25 апреля 2013 года, на сайтах «Форум 18», радио «Азаттык», I – News.KZ, «Диалог», являющихся реакцией на деятельность РИКЦ «Сана», попытаюсь разъяснить те позиции, которые понятны мне и за которые я, как руководитель, несу ответственность. Чтобы было понятно, изложу в краткой форме те претензии, которые выложены в публикациях названных изданий. 1. Игорь Андрейкин, пастор протестантской церкви пятидесятников «Новая жизнь» г. Темиртау, считает необоснованным обвинением местных властей в незаконной миссионерской деятельности, когда проводил богослужение в Степногорске по приглашению местной общины этой церкви. 2. Рейд был проведен на основании заявления Оксаны Атамась, представителя Акмолинского религиоведческого информационно-консультативного центра «Сана» в Степногорске. Она подтвердила Forum 18, что подала жалобу в полицию «как гражданин и гражданский активист». Оксана Атамась утверждает, что это было необходимо, поскольку «молодежь может пострадать», но отказалась пояснить, каким образом это могло произойти. 3. Пастор Игорь Андрейкин «шокирован» информацией на сайте центра «Сана», исходя из которой только суннитское течение ислама ханафитской школы и Русская православная церковь называются «традиционными верованиями». Шокирован пастор тем, что госпожа Г.К. Оразбаева к неохристианам отнесла Общину Виссариона, «Свидетели Иеговы» и т.д. Андрейкин также обеспокоен статьей директора центра «Сана» Гульнары Оразбаевой, называющей христиан-пятидесятников «деструктивным новым религиозным движением». В связи с принятием нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», имеющего цель регулировать религиозную деятельность в РК, во всех регионах страны департаменты по делам религий провели семинары по разъяснению миссионерской деятельности. Акцентировалось, что каждая религиозная организация имеет, прежде всего, территориальный статус, то есть деление на местные, региональные и республиканские (от количества инициаторов - 50, 500, 5000). «Местным религиозным объединением признается религиозное объединение… действующее в пределах одной области, города республиканского значения и столицы (гл. 4, статья 12, п. 2). И если пастор религиозной общины г. Темиртау Карагандинской области, имея статус местной церкви, проводит богослужение в г. Степногорске Акмолинской области, то логично, что данный пастор ставит в известность местные исполнительные органы, представляющие Департамент по делам религий, то есть проходит регистрацию о миссионерской деятельности. И если учесть, что на данном богослужении были не только представители данной общины, но и те, кто впервые пришел сюда (а слово проповедь по толковому словарю В. Даля означает «распространение каких-либо идей, взглядов и учений», по словарю С.Ожегова «проповедовать – говорить всенародно, возвещать, провозглашать, поучать, взывать к слушателям с речью, убеждая и наставляя»), то налицо привлечение новых адептов. Таким образом, логично обвинение в незаконной миссионерской деятельности. Как говорится, не буквой, а духом водимый. Так и здесь. Для чего был принят статус религиозных общин по территориальному признаку? Для того, чтобы каждая община беспрепятственно работала на своей территории, областные - в своей области, региональные - в регионе, республиканские - на территории всей республики. Таким образом, имея статус местной общины и выезжая в другую область, необходимо регистрироваться. Здесь проблема соблюдения закона. По поводу представителя РИКЦ «Сана» в Степногорске Атамась Оксаны. Ее действия отражают идеи и позиции центра. ОФ РИКЦ «Сана», являясь членом FECRIS (Европейская федерация центров по исследованию и информированию о сектантстве), также тесно сотрудничая с международными организациями РАЦИРС, Диалог и др., выражает позиции антикультового движения. Миссия данного движения заключается в распространении достоверной информации о деструктивных религиозных течениях для предупреждения попадания в данные культы. Теперь суть всего происходящего, заложенная в разделении понятий на традиционные и нетрадиционные религии. На законодательном уровне все конфессии равны перед законом и между собой, однако разделение на традиционные и нетрадиционные религии существует и в научной и учебной литературе, и в практике деятельности государственных органов, и, тем более, на уровне обыденного сознания. Традиционные религии имеют такие признаки, как длительность истории их распространения, соотнесенность с этнической принадлежностью, с национальной историей, культурой и, конечно, с духовно-нравственными ценностями, приверженность к которым передается из поколения в поколение, а религии выступают хранителями культуры народа (читаем: казахстанского народа). Все эти качества присутствуют в исламе суннитского толка и в православии, поэтому в сознании казахстанского народа данные религии являются традиционными, связанными с казахским и славянскими народами, представляющими (64 % и 22,8%) населения республики. Есть в нашей стране такие религиозные объединения, как католицизм, буддизм, лютеране и др., имеющие историю распространения в нашем государстве 100 и более лет и являющиеся традиционными для некоторых этносов в Казахстане, однако имеющие очень маленький процент верующих. К нетрадиционным же религиям (НР) обычно относят религии, возникшие сравнительно недавно (в XIX или ХХ вв.), не связанные четко с определенной этнической группой. Их вероучение, как правило, не имеет глубоких связей с историей и культурой государства или отдельных этносов в республике. Согласно данным социологического исследования, проведенного МКИ РК, подавляющее большинство опрошенных казахстанцев причисляет себя к последователям самых влиятельных в Казахстане традиционных мировых религий – ислама (60,1%) и православия (21,9%). Католиков – 0,6%, протестантов – 0,4%, буддистов – 0,1% и последователей иудаизма – 0,1%. Практически 90% нетрадиционных религий в Казахстане имеют зарубежное происхождение, причем в результате активной миссионерской деятельности. Вот ключ всей полемики: цель нетрадиционных религиозных организаций – это увеличение своих рядов из числа казахстанцев, а цель РИКЦ «Сана» – остановить этот процесс, так как горьки плоды некоторых новых религий, проявились деструктивные факторы их влияния в нашем обществе. Причем, факты одалживания у своих прихожан пасторами квартир и машин, мошенничество и обман (в СМИ достаточно писали об этих ситуациях в Актау, Караганде, Алматы) продолжаются. Лидеры харизматического движения (куда входит и церковь «Новая жизнь») Алексей Ледяев, Сандей Аделаджа, Максим Максимов говорят в своих лекциях о новом миропорядке, о новом взгляде на Бога, веру и жизнь, одна из их задач стереть национальные различия и, уж конечно, традиционные ценности, традиции и культуру. Однако для нас в век глобализации наша национальная культура – это защитный код нашего народа, оберег, если хотите, защита от разрушения мира и самих себя. И если еще недавно казахстанская семья могла разделиться таким образом: мама - свидетель Иегова, папа – вегетарианец, а дочь служит идеям Хабарда, то уже сейчас новые религии занимают свой статус среди несколько поколений казахстанцев в качестве членов своей общины. Мать, сестра, дочь, зять. Коренной национальности, чужие среди своих, свои среди чужих. В чем их деструктивность? Может, лучше почитать международных специалистов в сфере сектоведения – таких, как доктора теологических наук А.Л. Дворкина, кандидата философских наук Е.Н. Волкова, профессора Университета Мид Уест, США, Ph.D Давида Нам? Например, Давид Нам, независимый эксперт в области религии, отмечает, что духовные практики нетрадиционных религий подвергают опасности национальную идентичность казахов, охарактеризованную в открытых кочевых обществах (в частности отмечает воздействия харизматов). Для нашего же центра деструктивность очевидна - это свидетельства бывших адептов. Халида, 46 лет: «Я пришла на богослужение церкви «Новая жизнь», привела подруга, обещала, что будет сюрприз. Сюрприза не дождалась, но несколько лет я ходила в эту церковь, пока не поняла, нужна не я, а мои деньги». Алма, 50 лет: «10 лет отдала организации «Новая жизнь», закончила обучение в колледже Максима Максимова, столько натерпелась, мечтала о дарах Бога как высшей награды. Сейчас совсем одна, теперь нет у меня семьи, работы, друзей. И организации я не нужна. Так как не могу давать десятину». А еще драматичнее говорят об этом их родные, которых, действительно, можно назвать пострадавшими. Шолпан, 58 лет: «Нас у матери всего двое. Жили без отца. Сестренка ушла в эту церковь. Уехала в г. Алматы к Максиму Максимову. Одна, уже далеко не молодая, снимает с кем-то квартиру, с нами не хочет общаться, живет жизнью этой церкви. Семья и без того маленькая распалась. Практически не общаемся. Никому про нее не рассказываю. Очень горько». Ботагоз, 52 года: «Моя сестра ушла в секту «Новая жизнь». Очень верила, ходила окрыленная, мы не мешали, лишь бы ей было хорошо. Потом начались нервные срывы, начала говорить на непонятном языке, говорят это глоссолалий, ангельские голоса, были две попытки суицида». Следующий момент, действительно, поставил под сомнение профессионализм коллектива РИКЦ «Сана» (на сайте Форума 18), когда пастор И. Анрейкин обнаружил на сайте центра информацию, что к неохристианам относятся община Виссариона, «Свидетели Иеговы» и т.д. В оправдание могу сказать, что данная классификация разработана в российском учебнике религиоведения И. Н. Яблокова, а также используется многими специалисты в религиозной сфере, такими как И.Я. Кантеров и др. Ведь если данное объединение считает своим отцом Иисуса Христа, то не отнесете же вы их к синкретическим или мистическим? Хотя, признаться, в общине Виссариона присутствуют некоторые такие моменты. Но основная их претензия все-таки на истинное понимание христианства. И в заключение. Предлагаем учиться, жить и соблюдать законы, традиции и культуру того государства, в котором мы живем.
Гульнара ОРАЗБАЕВА, президент Религиоведческого информационно-консультативного центра «Сана»
|