Главная » 2013 » Июль » 28 » Рынок волнуется – раз, рынок волнуется – два… (Надежда КАХАНОВА)
18:11
Рынок волнуется – раз, рынок волнуется – два… (Надежда КАХАНОВА)
Мне вспомнилась эта перефразированная мной детская считалка в связи с событиями, происходящими на городском рынке. Не успели закончиться волнения по поводу отмены разовых талонов, как в рядах предпринимателей снова начались волнения, связанные с проявлениями внимания со стороны налогового управления. На этот раз налоговики заинтересовались реализацией мясной продукции с конкретной целью - выявить реальные доходы работников мясного павильона.
До настоящего времени индивидуальные предприниматели, торгующие мясом, применяли для уплаты налогов специальный налоговый режим на основе патента, по которому их товарооборот устанавливался на уровне 310 тысяч тенге в месяц. Однако, по мнению специалистов налогового управления, эта цифра никак не соответствует реальному положению дел, и в действительности «мясники» зарабатывают в несколько раз больше. Исходя из таких соображений, распоряжением начальника налогового управления в мясном павильоне был установлен пост налогового управления сроком на две недели, в течение которых сотрудники управления проводили ежедневное хронометражное обследование деятельности двух индивидуальных предпринимателей, торгующих мясом. «Мясники» это поняли так, что «налоговикам» просто необходимо было найти основания для отказа в выдаче торговцам патента и перевода индивидуальных предпринимателей на другой специальный налоговый режим – на основе упрощенной декларации. Вот как раз против этого предприниматели настроены весьма и весьма категорично. Аргументы выдвигаются самые разные – от рисков, связанных с торговлей скоропортящейся продукцией, до неудобства работы с кассовым аппаратом. Установку последнего работники мясного павильона вообще считают полным абсурдом, поскольку у продавцов руки постоянно по локоть в крови и жире, отчего им приходится менять калькуляторы чуть ли не 2 раза в месяц. Хотя вряд ли это можно принять в качестве серьезного аргумента. Как говорят другие предприниматели, имеющие многолетний опыт работы с кассовым аппаратом, достаточно всего лишь покрыть кассовый аппарат прозрачной пленкой, и проблема отпадет сама собой.
Но главное зло для них все-таки не в этом. И поставщики, и продавцы мяса в один голос уверяют, что при большом товарообороте их чистая прибыль не так уж велика. Если, к примеру, говядина закупается у сельских жителей по цене 800 тенге за килограмм, то на городской рынок с учетом затрат на автотранспорт и оплату справок от ветеринаров она завозится уже по цене 930 тенге за килограмм. Здесь к этой стоимости прибавляется оплата ветеринарной экспертизы, распила туши, аренды торгового места и холодильника, аренда колоды для рубки мяса, работа самого рубщика и грузчиков. Таким образом, на прилавок мясо ложится, уже имея цену в 960 - 970 тенге за килограмм. Далее баланс цен складывается из соотношения отдельных, отборных кусков, которые продаются по цене, превышающей 1000 тенге, и так называемых суповых наборов, продающихся по убыточной стоимости. То же самое происходит со свининой, где половину туши вообще составляет сало, при продаже имеющее цену гораздо ниже закупочной. Именно поэтому, говорят торговцы, их интерес к свинине в последнее время неуклонно снижается, многие вообще перестали ее закупать. И прозрачно намекают, что если им все же придется принять условия, навязываемые налоговой службой, это неизбежно отразится на цене мяса, разумеется, в сторону увеличения, что, естественно, совсем не обрадует покупателей. Сейчас, по словам торговцев, и так уже почти весь общепит перешел на использование импортного мяса, которое значительно дешевле местного. Хотя низкая цена уже сама по себе говорит о многом, считают работники мясного павильона. Тем не менее, ценовая доступность импортного мяса, завозимого в город в больших количествах, составляет серьезную конкуренцию местным производителям, а заодно и продавцам. В качестве доказательства «мясники» показали так называемые долговые книжки, где против фамилий постоянных клиентов стоят суммы их долга за мясо. «Для нас это вынужденная мера, - говорят продавцы, - так как мясо – продукт скоропортящийся. Зачастую нам самим приходится звонить своим знакомым и предлагать им взять мясо в долг, чтобы оно попросту не пропало». «А нам, - подключаются к разговору оптовики, - поскольку деньги за мясо продавцы не получили, а соответственно, нам не заплатили, приходится брать очередной кредит, чтобы ехать за новой партией мяса. Поинтересуйтесь в банках – все «мясники» по уши в кредитах. Нас иногда спрашивают, а зачем вы вообще тогда работаете? А куда нам идти, если большинству из нас уже за пятьдесят, ведь всем известно, как непросто женщине в таком возрасте найти себе работу».
Неожиданностью для оптовиков стала информация о том, что в соответствии с налоговым законодательством торговцы мясом являются агентами налоговой инспекции и должны удерживать с сельчан, выращивающих скот, 10% от закупочной стоимости каждой туши. Вот такое уведомление получили от налогового управления степногорские оптовики: «…при закупе молока (мяса) у физических лиц (с частного подворья) лицо, являющееся налоговым агентом, обязано удержать индивидуальный подоходный налог, облагаемый у источника выплаты по отдельной категории физических лиц, в размере 10% к сумме дохода физического лица от налоговых агентов». Оптовики рассказывают о том, как агрессивно отреагировали сельские жители на новость о необходимости выплачивать эти самые 10%. «Наш труд и так ничего не стоит, говорят сельчане, - почти все вырученные от продажи скота деньги уходят на оплату кормов (этой зимой мешок отрубей торговался по цене 1000 тенге). Нам тогда вообще нужно прекратить выращивать скот, и что же – по миру идти? Ведь никакой другой работы в селе нет». «И почему эти 10% должны забирать у крестьянина мы, - возмущаются оптовики? - Какие же мы налоговые агенты? Откуда полномочия? Какой крестьянин добровольно отдаст нам эти деньги? Но «налоговики» сказали, что если мы не возьмем у крестьянина эти 10%, то тогда налоговая служба удержит их с нас. Получается, что людей просто сталкивают лбами».
И, судя по всему, сотрудники налогового управления уже перешли от слов к делу. А происходило это, по словам оптовиков, вот как: всех оптовиков сотрудники налоговой службы вызывали в кабинет по одному и «давили», требуя заплатить за июнь пресловутые 10%. «Если же не заплатим, - рассказывают женщины, - грозят поднять документацию за последние 5 лет и «снять» с нас 10% за весь период. Тогда нам вообще хоть вешайся». На сегодняшний день уже два оптовых поставщика из шести заявили, что на таких условиях они не станут возить мясо в Степногорск. Им куда проще отвезти его в Астану или Кокшетау, где никаких дополнительных выплат с них никто не потребует (еще один прозрачный намек на то, что город останется без свежего мяса).
Поиски способов защиты от «посягательств» налоговой службы довели работников мясного павильона до того, что они решили поинтересоваться, по какой схеме работают торговцы мясом в других городах? Обзвонили знакомых в Астане, Кокшетау, Экибастузе и выяснили, что самый высокий товарооборот от продажи мясной продукции установлен именно в Степногорске. Объемы продажи мяса в Астане и Степногорске нельзя даже сравнивать, считают торговцы, однако в Астане товарооборот для продавцов установлен на уровне 250 тысяч тенге (против степногорских 310 тысяч тенге в месяц), а в Кокшетау и Экибастузе он вообще составляет всего лишь 150 тысяч тенге в месяц. Но на такие доводы, говорят продавцы, сотрудники налоговой службы отвечают так: «Мы работаем по закону, а за другие районы не отвечаем». Тогда почему, спрашивают продавцы, налоговые органы благополучно обходили стороной закон, принятый еще 10 лет назад? А теперь, прикрываясь этим самым законом, открытым текстом заявляют работникам мясного павильона, что городской казне требуются дополнительные доходы, и пополнять ее начнут с продавцов мяса и молока. «Почему именно с нас – представителей малого бизнеса, торгующих продуктами первой необходимости?» - недоумевают продавцы. Вот, к примеру, на ярмарке выходного дня почему-то никто и не думает ставить перед продавцами мяса дополнительных условий. И в этом плане здесь торговать гораздо выгоднее, но, вместе с тем, на ярмарке нет никаких условий для соблюдения личной гигиены и безопасности продукта: нет воды, зато есть мухи и бродячие собаки. А по окончании ярмарки продавцы и вовсе вынуждены распродавать оставшееся мясо в антисанитарных условиях – на заплеванных лавочках внутри микрорайонов. Разве это выход?
Раскалившиеся страсти давно выплеснулись за пределы мясного павильона. Возмущенные письма работников мясного павильона полетели в отдел предпринимательства при городском акимате, в прокуратуру, речь уже пошла о необходимости обратиться за помощью на один из самых популярных телевизионных каналов. Но тут наступил момент истины - последний из пятнадцати дней, отпущенных на проведение хронометража реализации мясной продукции, по окончании которого выяснилось, что продавцы едва- едва укладываются в свои узаконенные 310 тысяч тенге товарооборота. В мясном павильоне и в самом деле покупателей сейчас немного – за все время, что я общалась с продавцами, в павильон вошли всего лишь два человека, которых пытались переманить друг у друга около десятка продавцов. Возможно, это связано с летним сезоном, предположил сотрудник налогового управления, проводивший хронометраж, а зимой, в праздничные и выходные дни покупателей бывает гораздо больше, поэтому пятнадцати дней для проведения хронометража ему показалось явно недостаточно. Однако, узнав о продлении контрольной акции еще на 15 дней, продавцы взбунтовались и дружной гурьбой двинулись на прием к начальнику налогового управления. Встретиться с работниками мясного павильона и выслушать их позицию согласился заместитель начальника налогового управления по г. Степногорску Канат Алиев. Как потом рассказали сами продавцы, результатом встречи они остались довольны – Канат Алиев согласился с их доводами и заверил, что никаких изменений налогового режима по отношению к индивидуальным предпринимателям, занимающимся реализацией мяса, не будет, по крайней мере, до конца этого года. А в адрес нашей газеты, в связи с этим, из налогового управления поступило вот такое письмо: «Налоговое управление по г. Степногорску на основании проведенного хронометражного обследования предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю мясной продукции на городском рынке г. Степногорска, поясняет, что по итогам проведенной проверки сумма заявленного дохода некоторых индивидуальных предпринимателей осуществляющих розничную торговлю по патенту, остается на прежнем уровне - 310 000 тенге в месяц. Вместе с тем, налоговое управление по г. Степногорску сообщает, что по лицам, занимающимся поставкой (оптовики) мясной продукции, доход будет пересматриваться на основании данных, полученных из уполномоченного органа, в сторону увеличения, если сумма завезенной ими мясной продукции не будет сопоставимой с суммой заявленного ими патента. Так, к примеру, за период с 1.06.13 г. по 11.06.13 г. имеются факты реализации по 12, 20, 28 туш свинины и говядины. В данном случае налогоплательщиками превышен заявленный ими доход по патенту, который составляет 310 000 тенге в месяц. В случае неустранения налогоплательщиками нарушений самостоятельным путем в их адрес будет выставлено уведомление об устранении нарушения налогового законодательства РК».
Жаль, конечно, что нам так и не удалось лично побеседовать с руководством налогового управления, поскольку остались невыясненными некоторые вопросы. Например, такие: как возможно произвольно назначать или переносить исполнение закона, почему в разных городах страны подход к предпринимателям тоже разный? Или мы не в одном государстве живем? Или не все законы требуют обязательного исполнения?
А работники мясного павильона вовсе не собираются останавливаться в своих поисках правды. Достигнутое перемирие позволяет им выиграть время для изыскания новых способов защиты своих, как они считают, законных прав. Хотя, похоже на то, что с нового года наступление на индивидуальных предпринимателей начнется по всем фронтам, и им придется-таки, хотят они этого или не хотят, переходить на новый режим налоговой отчетности.
 
Надежда КАХАНОВА
 
 
Просмотров: 1122 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 musor20099501 • 22:22, 28.07.2013
Велика забота государства о сельском хозяйстве.:p А забота о предпринимательстве выше всех похвал. Глупые предприниматели, надо чиновников в долю вводить. Сразу все вопросы положительно решаться.:D
avatar