19:15 Путевые люди – путейцы (Надежда КАХАНОВА) | |
«Матаня»… сколько себя помню, этим непонятным словом (то ли имя, то ли утверждение фактического действия) горожане всегда называли нашу электричку. С этим словом большинство из нас связывает работу городской железной дороги. Хотя пассажирские перевозки – это далеко не все, чем занимается более чем полутысячный коллектив ТОО СТЖ. Железнодорожный транспорт появился в нашем городе в связи со строительством Целинного горно-химического комбината. Необходимо было осуществлять подвоз оборудования и стройматериалов для строящихся объектов, обеспечивать перевозку урановой руды. Со временем объем работ увеличился за счет строительства других предприятий, города и поселков. Позже, когда была проложена ветка от города до станции «Промышленная» и дальше до поселка Заводского, открылось движение пассажирских поездов. В 1972 году грузовой и пассажирский транспорт были объединены в цех железнодорожных перевозок (ЦЖДП), начальником которого стал Николай Иванович Ситниченко. В то время общая протяженность путей составляла около 150 км, 24 из них - пассажирский путь от ст. Степногорск до ст. Заводской. Теперь же протяженность путей ограничивается 90 км. Остальные пути отошли в частные руки вместе с предприятиями, и часть из них закрыта для движения, а часть попросту разобрана и давно сдана в металлолом. С 2005 года директором железнодорожного цеха является Аминжан Темиргалиев, работавший до этого в Узбекистане. Уже под его руководством в феврале 2006 года с целью более эффективного использования мощностей цех отделился от «большого папы», сменил имя на ТОО «Степногорск Темiр Жолы» (ТОО СТЖ) и ушел в самостоятельное плавание. Тем не менее, его благополучие по-прежнему напрямую зависит от благополучия СГХК, так как хозяином всего имущества все так же остается комбинат, а ТОО СТЖ, являясь дочерним предприятием СГХК, осуществляет свою деятельность на правах арендатора. Сегодня ТОО СТЖ, как и тридцать лет назад, обеспечивает потребности предприятий и населения в грузовых и пассажирских железнодорожных перевозках. Но основным видом деятельности была и остается перевозка урановой руды. А кроме этого, локомотивы СТЖ перевозят более 800 тыс. тонн угля в год для ТОО «Джет-7», около 200 тыс. тонн концентратов для ГМЗ, а также массу других грузов для других предприятий региона. Партнерами ТОО СТЖ являются АО СПЗ, ТОО «Казфосфат», ТОО «Семисбай - U», блок «Прогресс». Пассажирские перевозки, как оказалось - к моему удивлению, составляют всего лишь 10% от общего количества перевозок, однако хлопот доставляют они немало. Дело в том, что для того чтобы сохранить электрички в рабочем состоянии и создать людям хоть какой-то комфорт, нужны неимоверные усилия и большие вложения. Что скрывать, вагоны старые, и с каждым годом они все больше изнашиваются. Но, благодаря жесткому контролю и своевременному ремонту, выглядят они вполне презентабельно и вполне еще могут послужить какое-то время. Отправиться на пенсию электрички могут вовсе не по причине старости, а по причине их невостребованности. Когда-то этот вид транспорта был основным для сотрудников промышленных предприятий города. А в летний период вагоны были просто битком забиты дачниками. Теперь же численность рабочих на предприятиях, а заодно и ряды дачников сильно поредели, и зачастую электрички ходят полупустыми. Этому есть несколько причин. Во-первых, сказалось снижение объемов производства и сокращение штатов на предприятиях. Во-вторых, многие предприятия начали возить своих сотрудников на работу на автобусах. В-третьих, с каждым годом в городе появляется все больше частных машин. А вот количество дачников, напротив, становится все меньше. Между тем, содержание путей, электропоездов, вагонов и ремонт всего этого хозяйства обходятся очень даже недешево. Поэтому стоимость билетов должна перекрывать стоимость затрат. Понятно, что чем больше будет пассажиров, тем ниже себестоимость перевозок. Вот и выходит, что на сегодняшний день пассажирские перевозки - дело убыточное. И сохраняются они пока только благодаря таким гигантам, как ТОО СГХК и АО СПЗ, которые несут на своих плечах всю нагрузку по стоимости билетов, так как реальная стоимость проездного билета на электричку составляет 1300 тенге, а продается он по цене 1000 тенге. И уже звучат предложения полностью перейти всем предприятиям на автобусные перевозки. Наверное, в самом деле, автобусами ездить и быстрее, и удобнее - они развозят пассажиров по микрорайонам. Но вот зимой, когда из-за морозов и метелей автобусы стоят на приколе, единственным видом транспорта все так же остается наша родная «матаня», которая в любую погоду будет на месте в строго определенное время. Но независимо от процентного соотношения пассажирских и грузовых перевозок сотрудники ТОО СТЖ с одинаковой ответственностью подходят к обеспечению нормальной работы и тех, и других. Работа на железной дороге вообще не терпит дилетантства и небрежности. Здесь, как нигде, нельзя допускать ошибки - слишком высока за них цена. Все службы в ТОО СТЖ связаны между собой, и от четкой работы каждой из них зависит работа других служб, а в конечном итоге – бесперебойная и безаварийная работа всего предприятия. За исправность локомотивов и электричек отвечает локомотивное депо, руководит которым Рустем Зарипов. Исправность железнодорожного полотна контролирует служба пути во главе с Василием Скнариным. Бесперебойная подача электроэнергии на контакты линии зависит от службы энергетики и связи (начальник службы – Мурат Сагандыков). Организацией движения занимаются диспетчеры службы движения вместе с ее начальником Анной Засыпкиной. А за обеспечение безопасности движения несет ответственность Валерий Громов и руководимая им служба безопасности движения и охраны труда. Общее руководство осуществляется управленческими службами, в которые входят производственно-технический и плановый отделы, снабжение, бухгалтерия и другие. До 2009 года предприятие работало только на то, чтобы покрыть накопившиеся за последние годы долги. Если в 2006 году долги предприятия составляли 36 млн тенге, то с начала этого года предприятие наконец-то начало работать с прибылью. Этого удалось достичь благодаря тому, что привели в соответствие техническое состояние локомотивов, дополнительно приобрели еще два тепловоза ТУ-7, роторный снегоочиститель на базе тепловоза ТУ-7 для работы на узкоколейном участке Шантобе - Атбасар, своими силами произвели капитальный ремонт двух тепловозов ТУ-2, один тепловоз был отремонтирован в г. Смела (Украина). Кроме того, в кратчайшие сроки освоили ремонт и обслуживание узкоколейных тепловозов. Все это позволило расширить сферу оказываемых услуг, что, в свою очередь, позволило выиграть тендер и получить прибыльный заказ на перевозку угля в Коржункуль (Ерейментауский район). Есть надежда на скорый запуск сернокислотного завода и восстановление молибденового производства. Увеличение объемов работ позволит предприятию чувствовать себя более уверенно, создать новые рабочие места и поднять сотрудникам заработную плату. Одним из самых важных для ТОО СТЖ является кадровый вопрос. Хорошие специалисты, сильный инженерный состав - главное богатство предприятия. В 90-е годы часть сотрудников уехала из Степногорска, многие за эти годы ушли на пенсию, но немало опытнейших специалистов со стажем работы 30 - 40 лет трудятся еще и сегодня. Это начальник производственно-технического отдела – мозгового центра ТОО СТЖ - Андрей Дружинин, начальник службы пути Василий Скнарин, начальник отдела кадров Нина Герченова, диспетчер - Раиса Марчук, дежурная по ст. «Промышленная» Людмила Дунда, инженер службы движения Раиса Межина, составитель поездов Владимир Ярошников и другие. Эти люди сохранили родное предприятие, технику и оборудование в трудные времена. В условиях выживаемости сумели сохранить мастерство и любовь к своему делу. Многие из них выросли от рядового сотрудника до инженера или руководителя, имеют огромный опыт работы и подготовили немало новых специалистов. Дисциплина и высокое чувство долга – вот что отличает железнодорожников. Не зря говорят: «Путевые люди – путейцы». А непутевым здесь не место. В ТОО СТЖ гордятся не только своими ветеранами, но и молодыми сотрудниками. Называют такие имена, как Ольга Кинчиряк, которая окончила железнодорожный колледж в Астане с отличием и теперь работает дежурной по станции «Промышленная», этот же колледж закончили Елена и Наталья Смолины, учится в Омском железнодорожном университете составитель поездов Виталий Козлов. Специальное образование для сотрудника СТЖ – это необходимость, поэтому учеба без отрыва от производства в различных учебных заведениях Казахстана и России здесь только приветствуется. Причем многие молодые люди пришли в ТОО СТЖ вслед за своими родителями. Немногие организации могут похвастаться тем, что сотрудники работают у них целыми семьями. А здесь их – десятки. Можно назвать супругов Людмилу и Владимира Рыбаковых, Раису и Василия Скнариных, Василия Пасько и его сына Федора, супругов Ольгу и Николая Бараболенко, их сына Сергея, супругов Наталью и Александра Бронниковых (семья потомственных железнодорожников, здесь работали их родители и дети). В трудные времена этот замечательный коллектив удалось сохранить за счет сокращения пенсионеров и ликвидации вакантных мест. Некоторое время выходили из положения, используя практику сокращенной рабочей недели. Искали новые виды дохода, например, за 9 млн тенге взяли на хранение наливные цистерны, это в свое время спасло предприятие. Параллельно осваивали плановые виды ремонта вагонов. Теперь, как считает Аминжан Темиргалиев, все «больные» моменты позади, и в настоящее время работу ТОО СТЖ можно назвать стабильной. Колебания рынка будут уже не так ощутимы, так как, располагая несколькими видами деятельности, ТОО СТЖ сможет удержаться на плаву. Более того, есть планы за счет прибыли создать новые цеха, освоить ремонт дизелей и некоторых деталей, чтобы не платить за их ремонт другим организациям. Но работа – это не все, чем живут железнодорожники. Когда-то в ЦЖДП была не только сильная спортивная команда, но и хороший хор. Теперь художественной самодеятельности нет, но спортивные традиции продолжают жить. Причем спортом занимаются и молодежь, и ветераны железной дороги. Команда ТОО СТЖ достаточно успешно выступает на ежегодных корпоративных спартакиадах. Впечатляет стенд в коридоре второго этажа административного здания. На стенде вывешены десятки грамот и кубков за победы в различных видах спорта. Дети сотрудников тоже принимают посильное участие в жизни СТЖ. Для них регулярно устраиваются конкурсы детского рисунка. Не забыты и ветераны железной дороги. На предприятии есть свой совет ветеранов, который готов оказать любую необходимую помощь пенсионерам. Вообще, говорят, что коллектив здесь был и остается очень дружным. Молодежь с надеждой смотрит в будущее, а единственное, что огорчает заслуженных работников, так это то, что, отработав по три - четыре десятка лет на железной дороге, после отделения от комбината они уже не будут являться ветеранами СГХК. А ведь эти люди немало пережили вместе с родным комбинатом - годы развала и страха перед неизвестностью, время безденежья, когда вместо денег получали так называемые «лучинки» (по фамилии тогдашнего директора ЦГХК Лучины), потом вместе с родным предприятием пережили его банкротство. Но ничего не поделаешь – новые времена неизбежно несут с собой перемены. Плохие или хорошие – время покажет. Надежда КАХАНОВА
| |
|
Всего комментариев: 0 | |