Главная » 2011 » Декабрь » 7 » «Процент» Юрия Каплевского (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
11:42
«Процент» Юрия Каплевского (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Едва ли я припомню больше одного или двух случаев за пятнадцать лет своей журналисткой работы, когда бы меня просили написать о юбилярах сами виновники торжества. Юрий Каплевский, отмечающий в начале декабря 50-летие, пришел в редакцию сам. У меня не возникло особых сомнений – писать о нем или нет. Но я не мог не задаться вопросом: почему о публикации в честь Каплевского не попросили, к примеру, в городском отделе культуры, с которым было реализовано несколько творческих проектов, или в ДК «Горняк», где Юрий Иванович в течение двух лет был художественным руководителем, или в Доме дружбы и творчества, где в настоящее время работает руководитель «Реального мира»? В этом, что, демонстрация непризнания заслуг человека перед городом? Или отсутствие этих самых заслуг? Может, это обычное в нашей жизни невнимание к человеку? Или, напротив, в желании обозначиться на страницах газеты преувеличенное личное мнение о своей значимости для города? И в самом деле, давайте разберемся, что дал Юрий Каплевский городу, чтобы понять, достойный ли герой представлен сегодня нашим читателям.

О сделанном

- Юрий Иванович, Ваша жизнь уже не меньше десяти лет связана со Степногорском. Достаточно времени, чтобы сполна себя творчески реализовать. Да и 50 лет – хороший повод подвести промежуточные итоги. Есть что вспомнить? Есть о чем сказать: да, я сделал это?
- Возможно, сделано не так уж и много, но назвать есть что. Пять фестивалей авторов, четыре ретро-фестиваля, музыкально-поэтический вечер «Живая память» возле Монумента в память о погибших воинах-афганцах, проводившаяся в течение двух лет молодежная акция «Открытые окна» в 5 и 6 микрорайонах, два авторских диска из серии «Поэты Степногорска» - со стихами Наталии Пеннер и Елены Павлиной.
- А за формой какое содержание? Что нового Вы привнесли в творческую жизнь и без того богатого на концерты и конкурсы Степногорска?
- Первый фестиваль авторов был построен на смешении жанров – смысл его как раз и заключался в том, чтобы собрать на одной сценической площадке все самодеятельные направления, существующие в Степногорске. Может быть, это и не очень правильно, но хотелось показать все, чем богата степногорская земля: вначале там присутствовала и бардовская песня, и детская, и эстрадная, и рок-музыка, и рэп, романсы даже были, поэзия, выставка работ местных художников (хотя до художников мы по-настоящему так и не добрались).
На следующий фестиваль авторов к нам стали приезжать гости. А в рамках второго или третьего – точно не помню – проходил конкурс «Песни о Степногорске». И наряду с уже известной песней Сергея Гаподченко и Нэлли Лыновой «Степногорск, к нам с тобой не идут поезда» появился ряд достойных песен о нашем городе – просто они не так раскручены, как первая. Хотя диск, который был записан («Песни о Степногорске»), через Интернет разошелся по всему свету, где живут наши бывшие земляки.
- Какие-то открытия были? Я имею в виду новые таланты Степногорска, о которых до Ваших фестивалей никто не знал?
- Нет, я не могу себе приписать открытие того же Ильи Епанчинцева, потому что его уже открыли до меня, и он принимал участие в фестивале как уже известный в городе певец. А то, что рэперы были в загоне и мы им дали площадку, - вне всяких сомнений, заслуга нашего фестиваля. Из первого фестиваля авторов выросло целое поколение рэперов – они подросли и уже сами стали проводить неформальные фестивали.
Десантники на наших встречах впервые запели. Я считаю, что очень неплохо мы под дождем показались с ними. Откуда все это пошло? После первой «Живой памяти» они вышли с предложением о продолжении творческого сотрудничества, и началась подготовка музыкально-поэтического вечера к 79-летию ВДВ: с десантниками работал педагог по вокалу, для них писались фонограммы.
На протяжении двух последних лет мы с удовольствием делаем заключительные концерты перед фейерверком на 9 Мая. Один прошел у «Горняка» - там был представлен целый комплекс: мы сделали блок «Патриоты», потом был эстрадный, молодежный блок, в финале - большой вечерний концерт. А на следующий день прошел детский концерт и рок-музыка звучала. Это в позапрошлом году. А в прошлом году был вечерний концерт у акимата.

О неудовлетворенности сделанным

- Юрий Иванович, Вы удовлетворены сделанным?
- Все делалось на профессиональном уровне, но полного удовлетворения у меня нет. Главное то, что в городе есть творческие силы, пусть их и не так много - тех, кто работает ради идеи. Это и Союз ветеранов ВДВ, и Союз ветеранов афганской войны. Там есть творческие люди. Это и дети, которые занимаются в нашем центре.
- И все? Больше в городе нет творческих сил?
- И в «Горняке» есть творческие силы, и в «Мирасе», но при работе в непрерывном филармоническом потоке начинаешь немножко прикрывать глаза на качество.
- А ваша неудовлетворенность с чем связана – уж точно не с потоком, которого попросту нет?
- Когда я пришел с идеей фестивалей к начальнику отдела культуры Ивану Павловичу Ковцуру, он сказал: двумя руками только «за». Я попросил: найдите 500 долларов, и тогда мне будет легче ходить и просить, говоря, что акимат дал какую-то часть бюджетных денег. Он пошел к начальнику финотдела, а там разговор короткий: у меня нет денег, если у тебя есть – дай. Иван Павлович пришел ко мне и сказал: «Юра, извини». Так и пошло у нас с отделом культуры.
Моя неудовлетворенность оттого, что все надо делать совершенно на другом уровне и в других масштабах. Есть закон режиссуры: зритель все должен видеть и все должен слышать. Закон улицы подразумевает только большие формы – как визуальные, так и звуковые. И имея сегодня 7 – 8 киловатт собственного звука (это моя заложенная квартира – я до сих пор этот кредит выплачиваю), настоящего зрелища не сделаешь. Не мне дайте – городу дайте.
- Но денег не дают. И сейчас тоже?
- Да. Когда я разговаривал с заместителем акима города Ольгой Роберт, я объяснял, для чего нужны деньги, - 8 – 10 миллионов на звук и столько же на экраны последнего поколения, светодиодные. Она спросила: а зачем экраны? Да потому что, когда большие формы, видеоряд несет один смысл, звукоряд дает другой, и в конечном итоге в сознании создается третий смысл. То, что и нужно. Получается, одному только мне и нужно. Я слышу только, что город стоит, что в местном бюджете нет таких денег.

О несделанном

- А что могло быть сделано или планировалось, но не реализовалось? Что и почему?
- Не проведен фестиваль КВН – это когда Екатерина Степановна Борисеева и я, будучи художественным руководителем ДК «Горняк», с помощью городского отдела образования уже подняли школьный КВН, а потом еще подтащили студенческие команды.
Для того чтобы мощно начать второй сезон КВН, надо было в Степногорск привезти хотя бы одну команду высшей лиги. Уже была договоренность с «Уральскими пельменями» из Челябинска, и они готовы были приехать за 1000 долларов – поучаствовать в фестивале КВН и показать свою небольшую программу. Когда я пошел в акимат, тогдашний аким Николай Денинг идею поддержал. Все было передано заместителю акима по социальным вопросам и в отдел внутренней политики – там начали искать трудности, чтобы все спустить на тормозах. Спрашивали: как мы можем осенью приглашать команду КВН из Челябинска, когда у нас еще будет холодно во Дворце культуры? А вдруг отопление не дадим? Мощно работает этот механизм, как спустить любую идею на тормозах. В общем, все закончилось тем, что полностью «раздербанили» эту идею. Моя мощь – ничто по сравнению с мощью госчиновников.
Зачем была нужна дискотека с фуршетной частью? Для того чтобы наши дети в неформальной обстановке, с коктейлями, пообщались с ребятами из «Уральских пельменей» - погрузились бы в «кухню» этого дела. Но денег не нашлось.
- И Вы, без денег, сразу отступились. Продолжим, Юрий Иванович, перечень несделанного.
- Не состоялся городской молодежный телевизионный фестиваль «Призма», на котором старшеклассники должны были представить свои социальные ролики, зарисовки, репортажи. В Астане я договорился с двумя профессионалами-телевизионщиками, которые должны были приехать в Степногорск, чтобы провести для ребят мастер-классы. Можно было снимать на самых простых, любительских видеокамерах, но получив основы телевизионной журналистики. Проект был отнесен в акимат. Аким города Андрей Никишов мое предложение поддержал, вызвал своих помощников, своего заместителя Гульнур Ануарбековну Садвокасову. Но все опять спустили на тормозах.
- Почему же на этот раз? Опять из-за нехватки денег?
- Начали говорить, что не везде есть кинокамеры. Как мы будем все это делать? Я убеждал: смысл не в качестве видеокартинки, не в качестве звука. Но все равно ничего не вышло. Наверное, надо было через городской отдел образования проталкивать эту идею. Но я туда не пошел. Я виню, прежде всего, самого себя: надо было взять палатку и устроить пикет, чтобы поддержали этот фестиваль.
Я уже не говорю о первом детском международном фестивале. Для того чтобы поднять уровень педагогов по вокалу, который с годами падает в городе, надо было сделать не областной, не республиканский, а международный фестиваль детской эстрадной песни. По положению дети должны были петь популярную детскую песню, ретро и зарубежную – программа рассчитана на три конкурсных дня. Есть фантастическая команда в Воронеже - «Волшебники двора», и с руководителем этого детского коллектива у меня была уже достигнута договоренность. Конкурс планировалось проводить летом в лесопарковой зоне, нашему городу просто необходим летний зал «Дзинтари». И у нас есть прекрасная площадка, где все это можно было бы соорудить.
- Эта идея зажгла кого-нибудь?
- Опять я пошел к акиму города Андрею Никишову. Для того чтобы к нам приехали такого уровня коллективы, как воронежский, им нужно платить гонорары. Они попросили не так уж и много – 3000 долларов за участие. Я знаю, где очень мощно занимаются с детьми. Это Павлодар, Караганда, Ерейментау, Кустанай. Но если бы мы пригласили пару-тройку коллективов из России, Степногорск гремел бы по всей стране. Но… трудности в городе. Самое страшное, наши боятся: а как же область об этом не знает? Постоянно в страхе каком-то живут, и я сам начинаю жить в страхе - что не успею сделать все задуманное.
- Тупиковая какая-то ситуация. Две неразрешимые проблемы – непробиваемые госчиновники и катастрофическая нехватка денег на все Ваши проекты. На что в таком случае рассчитываете, Юрий Иванович?
- Я очень надеюсь, что мои призывы и ваша публикация дадут, наконец-то, толчок, если хотите, пинок госчиновникам: купите в город 30 киловатт звука, нужна не та смешная сцена за 500 тысяч, которую возле ДК «Горняк» ставят, а сценическая площадка с крышей, с порталами, с лебедками, чтобы свет повесить – киловатт хотя бы 70.
Я человек, который очень плохо считает деньги. Но есть менеджеры – аким, его замы, те люди, которые видят, что есть здесь неординарные личности, которых надо поддержать. Сейчас мои мысли и силы тратятся не на то, как, к примеру, творчески закрутить сюжет или как интересно сделать второй день фестиваля, а на то, как заработать денег, чтобы не идти на поклон в акимат. И это меня внутренне разрывает. Самое страшное – эта беспомощность…

Моя беседа с Юрием Каплевским, большая часть которой осталась за пределами этой публикации, не развеяла моей уверенности: этот герой должен быть представлен нашим читателям. Даже несмотря на то, что многие проекты Каплевского (и это он сам в разговоре признал) не реализовывались еще и потому, что сказались в какой-то момент проявленные им безответственность, необязательность, лень, так называемый «творческий кризис», порой заглушавшийся чрезмерными возлияниями спиртного, предпочтение личного материального интереса малодоходному общественному. Даже несмотря на то, что, по словам Ивана Ковцура (чего не отрицает и сам Каплевский), человек, получая зарплату за четыре ставки, не платя за аренду помещения в Доме дружбы и творчества, не выставил в последнем смотре городских коллективов художественной самодеятельности ни одного своего номера. 
Начальник отдела культуры и развития языков считает, что Юрий Каплевский сделал не более одного процента из того, что мог бы сделать для города и когда был художественным руководителем ДК «Горняк», и когда ушел из городской культуры на «вольные хлеба». Возможно, это и так. Но если попробовать представить культурную жизнь нашего города без этого самого «процента» Каплевского, то как-то уныло на душе становится. Это значит, надо представить Степногорск без его самых ярких, пусть и редких, уличных зрелищ. Это значит, не видеть для нашего города возможности развиваться в новых творческих направлениях. Это значит, перестать мечтать о том, чтобы гремел наш Степногорск не как территория аварий и самых разбитых в стране дорог, а как город, где сбываются самые смелые авторские фантазии. И, честное слово, как подумаешь, что всего этого у нас может не быть, так и хочется дать пинка (естественно, в фигуральном смысле) не только госчиновникам, чтобы откликались делами и деньгами на новые творческие идеи, но и самому Юрию Каплевскому, чтобы перечень сделанного был все-таки больше того, что не сделано. Ну хотя бы еще на один такой же процент.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 1615 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar