Прошло уже почти две недели после печально завершившегося единого национального тестирования. Страсти немного поутихли, и теперь пришло время подводить итоги и делать выводы. Думаю, именно на это и рассчитывали представители педагогических коллективов и общественности города, заполнившие зал СШ №7, где проходила очередная сессия городского маслихата, посвященная проблемам и перспективам развития системы образования Степногорска. Признаться, я была обескуражена тем, что на сессии никак не прозвучал вопрос о неудовлетворительных результатах ЕНТ. Такое впечатление, что мы начинаем потихоньку привыкать к тенденции ежегодного снижения достаточно высоко поднятой когда-то планки. Зато на сессии гормаслихата очень много говорили о высоком уровне подготовки наших педагогов, об их стремлении к постоянному повышению квалификации. Слов нет, цифры звучали впечатляющие. Например, такие: из 1032 педагогов всех учреждений образования города 809 имеют высшее образование, 517 - высшую и первую категории (в школах эти цифры составляют 604 и 378). Ежегодно десятки городских педагогов повышают свой профессионализм на различных курсах подготовки и переподготовки педагогических кадров. Наши учителя постоянно занимают призовые места на всевозможных конкурсах городского, областного, республиканского и даже международного уровней. Перечислить все их достижения невозможно, вот только некоторые из них: гран-при на педагогической олимпиаде «Одаренный учитель – одаренному ученику», все три призовые места на областном конкурсе сочинений, 1 место на Всероссийском конкурсе «Школьный задачник», победа в областном конкурсе грантов на разработку контрольно-измерительного материала оценки учебных достижений, призовые места на областных конкурсах «Лучший по профессии». Кроме того, для наших учителей регулярно проводятся различные обучающие семинары. Все это, по мнению начальника образования Татьяны Семенюк, положительно отражается на качестве преподавания в городских учреждениях образования и об этом свидетельствуют показатели успеваемости. Но вот в показателях-то как раз и загвоздка. Если в 2011 году средний балл ЕНТ по Степногорску составлял 85,14, то уже в 2012 году он снизился до 71,09, а в 2013 вообще упал до 67,8 балла (без учета ОШИОСД и «Болашака»). Та же ситуация и с количеством учеников, награжденных знаком «Алтын Белги»: в 2010 году их было 13, в 2011 году – 5 человек, в 2012 и 2013 годах – по 2 человека. Что же это получается – чем выше подготовка учителя, тем слабее ученик? Но, судя по докладу Татьяны Семенюк, наши школьники тоже прекрасно выглядят на конкурсах всех уровней. Чего только стоят такие достижения, как призовые места на республиканских олимпиадах по химии, праву, русскому и немецкому языкам, конкурсы научных проектов. На областной олимпиаде по образовательным предметам команда учащихся школ ежегодно занимает почетное 2 место. Общее количество учащихся – участников конкурсов с 2010 по 2013 год составило 1983 человека, 938 из них вошли в число призеров, то есть практически каждый второй. Между прочим, своими достижениями могут похвастать не только лучшие ученики городских и поселковых школ. О том, какую образовательную базу получают наши школьники, можно судить хотя бы по такому факту: некоторое время назад степногорские старшеклассники, не поднимавшиеся здесь выше «тройки», поехали за океан на годичное обучение по молодежной программе, где неожиданно для всех попали в число 100 лучших учеников Америки. Вот и судите сами. Нам бы у западных друзей не тестовую систему копировать, а их подход к материально-техническому снабжению учебных заведений. Тут нам еще есть к чему стремиться. Но что касается главного - обеспеченности учебниками, то с этим, по словам Татьяны Семенюк, у нас все в порядке. Во всех 18 школах работают библиотеки, учебный фонд которых составляет 230848 экземпляров, художественной литературы – 272940, электронных учебников – 2152 экземпляра. На 2013 - 2014 учебный год выделено почти 17,5 млн тенге, что позволит закрыть потребность в учебной литературе на 99,5%. То есть, судя по всему, наш ученик должен быть готов к ЕНТ на все сто. Но вот этих ста (баллов) почему-то и нет. Почему? Присутствовавшие на сессии учителя хранили полное молчание. Их молчание можно объяснить тем, что они не вправе открыто обсуждать и, тем более, осуждать директивы, спускаемые «сверху». Но в кулуарах они в один голос говорят, что результат ЕНТ вовсе не является показателем знаний учеников. Неправильно и несправедливо сводить все достижения учителей только к результатам ЕНТ. По их мнению, для подготовки выпускников к тестированию городские школы сделали все, что могли. Причина плохих показателей на ЕНТ кроется в его противоречии самой системе образования, которая, согласно новым веяниям, направлена не столько на то, чтобы давать системные знания, сколько на то, чтобы научить детей их добывать. Однако тесты ЕНТ при этом требуют именно знаний. Ведь, чтобы закончить некую строчку из учебника (а такие вопросы были в тестах) или назвать даты исторических событий, нужно учебник выучить наизусть. Кроме того, нельзя отрицать, что в такого рода экзамене всегда присутствует немалая доля везения. Мама одной степногорской выпускницы в прямом смысле слова упала в обморок, узнав о том, что ее дочь, твердо стоявшая на позиции троечницы, лучше всех в классе прошла ЕНТ. И это далеко не единственный случай. Моя знакомая, сдававшая тестирование несколько лет назад, призналась, что на вопросы по математике, ничего в ней не понимая, отвечала «методом тыка». И, представьте себе, набрала очень высокий балл. Вот и верь после этого результатам тестирования. А если ЕНТ, и впрямь, не отражает качества знаний и если применяемая ныне система безопасности не является серьезным препятствием для шпаргалок разного рода (а мы знаем, что шпаргалки и даже «сотки» на ЕНТ присутствовали), то поневоле начинают терзать сомнения в безальтернативности ЕНТ, о чем не так давно говорил министр образования. И тем более обидно за детей, чьи планы на будущее разрушили недостающие баллы. Тут, кстати, еще есть о чем задуматься. Приказами Министерства образования установлено, что для поступления в казахстанские вузы выпускникам необходимо набрать на ЕНТ свыше 50 баллов. В противном случае на территории Казахстана выпускник может рассчитывать только на обучение в колледже. Этот пресловутый порог в 50 баллов, якобы, призван ограничить доступ в вузы слабым ученикам и тем самым повысить престиж казахстанских вузов. Такая установка привела к тому, что от года к году все больше выпускников уезжают получать высшее образование за рубеж, а казахстанские вузы испытывают дефицит студентов. И что в итоге? А в итоге еще до начала ЕНТ по нашим школам ходят представители казахстанских вузов, включая столичные, и говорят открытым текстом: «Даже если 30 баллов наберете, все равно приезжайте к нам учиться». Так в чем же тогда вообще смысл ЕНТ? И знают ли об этом в министерстве образования страны? Честно говоря, я никак не могу понять (и не только я), чем не угодила практика обычных экзаменов? Десятки лет наша система образования считалась одной из лучших в мире. Между прочим, из школ советского образца вышли многие великие ученые, писатели и композиторы с мировым именем. И все они тоже сдавали обычные экзамены. Страшно подумать, что, учись они в наше время, вряд ли вообще смогли бы поступить в соответствующий вуз. Но у современного выпускника выбора нет: хочешь учиться на родине – штурмуй тесты. Причем, возможно, уже в следующем году Единое национальное тестирование станет еще сложнее. Планируется разделить его на два этапа. Результат первого этапа покажет качество знаний ученика и будет отражен в аттестатах, результат второго этапа станет пропуском в высшие учебные заведения страны. Как это будет работать, сейчас изучается на примере некоторых городов, первыми опробовавших новый метод. А что думают о системе ЕНТ сами выпускники? А они говорят, что сдавать тестирование одновременно по пяти разным предметам очень сложно. Сложно быстро переключаться с одного предмета на другой, тем более в условиях ограничения временем и, тем более, под прицелом неотступно следящих камер. Один из претендентов на «Алтын Белги», далеко не робкого десятка молодой человек, признался, что во время тестирования все время боялся не успеть ответить на все вопросы, и это выбивало его из колеи. Без сомнения, ситуацию еще усугубила искусственно созданная нервозная обстановка перед началом экзамена: те, кто не смог совладать со своими нервами, ответили хуже, чем от них ожидали и на что они сами рассчитывали. Почему не помогли ни два года непрерывной подготовки к ЕНТ, ни 12 пробных тестирований только в течение этого учебного года (5 из них – общегородские), ни платные занятия с репетиторами, ни занятия со школьными психологами? Можно ли все списать только на нервозную обстановку перед экзаменом? Ответа на эти вопросы мы так и не услышали. На следующий день после ЕНТ в школу №6 пришло около 30 человек. Почти все они предъявляли претензии к компьютеру, считая, что ответили правильно, но ответ был считан бездушной техникой неправильно. Однако то ли не очень веря в успех такой версии, то ли по какой-то другой причине половина из них отказалась писать заявление. Все 18 апелляционных заявлений, принятые в итоге городской апелляционной комиссией к рассмотрению, остались без удовлетворения, впрочем, как и единственное заявление, поданное одной из наших выпускниц в республиканскую апелляционную комиссию. Она станет обладательницей аттестата с отличием. Всего же от армии казахстанских выпускников численностью в 26 тысяч человек, не прошедших пороговый уровень, было подано на апелляцию более 600 заявлений. Как считает вице-министр образования и науки РК Мурат Орунханов, этот показатель не так уж велик, более того, указанные цифры он назвал свидетельством качества тестовых заданий. Ну, вице-министру, конечно, виднее. Однако тем самым он недвусмысленно дал понять, что все эти 26 тысяч были плохо подготовлены к ЕНТ. И уже ходят слухи о том, что к педагогическим коллективам школ, чьи выпускники показали наихудшие результаты, в ближайшее время будут применены карательные меры. Что же касается проблемных вопросов городского образования, поднятых на сессии гормаслихата, то касаются они в основном строительства и ремонтов. В первую очередь, среди них можно назвать недостаточную обеспеченность местами в детских садах. И это нельзя считать второстепенным вопросом, поскольку способность к обучаемости, как известно, закладывается в самом раннем возрасте. А количество детей, стоящих в очереди за вожделенным местом в садике по-прежнему очень велико – 2562 человека. При этом все разговоры по поводу недостроенного детского сада как-то постепенно сошли на нет. Остро стоит вопрос о необходимости обновления оборудования пищеблоков в учреждениях образования, причем, в некоторых школах близлежащих поселков пищеблоки вообще отсутствуют. Давно назрела необходимость капитального ремонта систем тепло- и водоснабжения, канализации всех учреждений образования. Большую озабоченность вызывает состояние школ в поселке Бестобе. К примеру, в одной из здешних школ, построенной еще в 1959 году, при проектной мощности в 279 мест обучается 483 ученика, а в другую - 1960 года постройки - при проектной мощности в 94 места посещает в два раза больше учеников. Кроме того, требуется капитальный ремонт кровли ШГ №4, детских садов «Буратино», «Колосок» и «Иван Царевич», капитальный ремонт кровли ДЮК «Батыр». Говорили на сессии и о том, что необходимо поднимать престиж профессии учителя. В последнее время в школы не хотят идти молодые педагоги. В каждой городской школе практически треть педагогов – люди пенсионного и предпенсионного возраста. И скоро может случиться так, что их просто некем будет заменить.
Надежда КАХАНОВА
|