Главная » 2013 » Июль » 28 » Опасность в подвешенном состоянии (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
18:09
Опасность в подвешенном состоянии (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Недавно я был свидетелем, как женщина, не имевшая с собой мобильного телефона, отказалась от пользования лифтом и пошла на восьмой этаж по лестнице. Пока незнакомка искала в ридикюле мобильник, она объяснила свою лифтофобию: когда-то давно, во времена без сотовой связи, эта женщина прорыдала в зависшем лифте всю ночь, и помочь было некому – на женские вопли никто из жильцов заснувшего дома не откликнулся, а кнопка связи с диспетчером лифтового хозяйства не работала.
Думаю, у каждого из нас есть своя история «заточения» в остановившемся лифте. Я «застрял» между шестым и пятым этажами в компании из четырех человек, двое из которых страдали клаустрофобией. Несчастные, расталкивая попутчиков, ринулись к лифтовой двери, пытаясь хоть как-то увеличить щель – для большего света и воздуха - между дверными створками лифта. Находясь в подвешенном состоянии, все четверо примерно час пребывали в опасности. А жизнь этих двоих была под угрозой: боясь замкнутого и тесного пространства, они, испытывавшие чувство непреодолимого страха, просто задыхались во время затянувшегося приступа клаустрофобии.
Вообще же, лифт, являясь техническим устройством повышенной опасности, может не только «зависнуть», но и сорваться, как это произошло в одном из небоскребов Астаны в 2011 году, когда участниками «экстремального» падения с 23 этажа стали 8 человек (тогда, к счастью, обошлось без жертв – на уровне первого этажа сработала система амортизации).
Не обладая специальными знаниями, каждый из нас понимает: объекту повышенной опасности – повышенные меры безопасности и высокая степень ответственности. Если говорить о лифте, эти требования относятся, в первую очередь, к организациям, обслуживающим лифты (в нашем городе это ТОО «Аспан», «епархия» которого – городские высотки) и их эксплуатирующим (например, в доме 5-14 это КСК «Содружество»). Но, судя по недавнему коллективному обращению к акиму города, как раз ответственные за обеспечение безопасности лифтов в меньшей степени эту самую ответственность проявляют, постоянно подвергая опасности жизни тех, кто вынужден пользоваться проблемными лифтами.
А вот Александр Пономаренко, живущий в доме 5-14, в квартире на третьем этаже, пошел дальше той дамы, с которой я начал свою публикацию, и решил вообще не пользоваться опасным лифтом, хотя жителя дома к этому то и дело понуждают.
История давняя, но до сего дня так и не завершившаяся. Александр Пономаренко со всей своей семьей и еще несколько человек из живущих в высотках на третьем этаже 3 года назад известили руководство ТОО «Аспан», что отныне в лифт – ни ногой. Так и сделали. Но им, как ни в чем не бывало, регулярно выставляли счета за пользование лифтом и, когда сумма становилась внушительной, взимали долги через суд. С той поры Александр Пономаренко стал активно отстаивать свое, а заодно и наше (всех, кто пользуется пассажирскими лифтами) право на безопасный проезд в лифте.
Для начала, считает общественный активист, надо разобраться со степенью профессиональной подготовки и компетентности тех, кто обслуживает лифты и эксплуатирует их в соответствии с договором.
Сам Пономаренко эту «гору» сдвинуть не может и поэтому призвал в помощники Муратбека Такамбаева, который, как глава города, отвечает у нас за всё. Тем более что, судя по письму, заручиться поддержкой областного департамента по ЧС у общественного активиста не получилось: «Уважаемый Муратбек Шамилович, обращаюсь к вам с просьбой о содействии в решении вопроса по безопасной эксплуатации лифтов в Степногорске. Безопасная и исправная работа лифтов обеспечивается только тогда, когда их эксплуатирует хорошо обученный и аттестованный персонал, а также имеется возможность своевременно проводить техническое обслуживание и ремонт с заменой вышедших из строя деталей. В связи с этим и в соответствии с требованиями Закона РК «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» лифты относятся к техническим устройствам повышенной опасности и должны являться объектом пристального внимания со стороны уполномоченного органа в области промышленной безопасности. Тем не менее, на наше законное обращение в Департамент по ЧС по Акмолинской области (исполнитель - отдел ЧС Степногорска) по факту передачи лифтов в общественные объединения (КСК) и неудовлетворительное техническое обслуживание, нам за подписью Пранге пришел ответ, который, по сути своей, является отпиской. Ничего противозаконного в том, что лифты эксплуатируются с нарушением всех норм и законов Департамент по ЧС не усматривает. Я обращал внимание Департамента на то, что ТОО «Аспан» (обслуживающая организация, осуществляющая надзор за работой лифтов Степногорска) нарушает установленный законом порядок эксплуатации лифтов. КСК «Содружество», как эксплуатирующая организация, тоже нарушает закон».
Александр Пономаренко предъявляет свой счет КСК, в который входит дом 5-14 и который взялся, по договору с ТОО «Аспан», за эксплуатацию лифтов в этом доме: «Руководители КСК «Содружество» не прошли подготовку и переподготовку по промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Нарушения не устранены до сих пор… Не понятна и ситуация с передачей лифтов в КСК. В частности, я приведу пример передачи лифтов в «Содружество». Я обратился к председателю КСК госпоже Корыстиной с тем, чтобы она представила мне правоустанавливающий документ, дающий право эксплуатации лифтов кооперативом. Мне был представлен рукописный документ, который имеет следующее название: «Перечень оборудования, передаваемого в КСК «Содружество».
Общественный активист внимательно изучил этот документ и не увидел в нем, с подписью, но без печати, никакой юридической силы: не называются ни должностное лицо, ни организация, передавшие кооперативу лифты; нет сведений, состоят ли переданные лифты, как опасные производственные объекты, на учете в Департаменте по ЧС. На этом основании Александр Пономаренко пришел к выводу, что у КСК «Содружество» нет правоустанавливающих документов на эксплуатацию лифтов, а значит, нет и права заключать договор с обслуживающей организацией ТОО «Аспан». Сам факт передачи лифтов в кооператив собственников квартир, по мнению общественного активиста, противоречит Закону «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах», одно из требований которого - специальное обучение руководителей эксплуатирующей организации и их аттестация.
Но больше всего претензий у общественного активиста, и это понятно, к ТОО «Аспан» - организации, которая обслуживает лифты и должна осуществлять надзор за их исправной работой. Из очевидного: не работает двусторонняя связь между пассажиром и диспетчером на случай аварийной остановки лифта. В ТОО «Аспан» Александру Пономаренко ответили, что «вопрос рассматривается», а по закону нарушение надо было безо всяких рассмотрений сразу же устранить. Но воз и ныне там. В некоторых подъездах домов 5-12, 5-14 и 7-30 эксплуатируются лифты с просроченным сроком периодического техосвидетельствования. В доме 5-12, судя по отметке на двери, осмотр просрочен аж на два года!
Между тем, в соответствии с «Требованиями к безопасности лифтов», не только должно проводиться их своевременное техническое освидетельствование, но и вообще «не допускается эксплуатация лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте». По словам общественного активиста, в Степногорске есть лифты с отработанным нормативным сроком эксплуатации. В связи с этим в своем письме к акиму города Александр Пономаренко жестко оценивает сложившуюся практику: «Если потребителю предлагают услугу пользования лифтом, заведомо зная, что, согласно паспорту, это техническое устройство представляет опасность для потребителя, поскольку срок эксплуатации истек, то я это квалифицирую как преступную халатность со стороны уполномоченных лиц, отвечающих за это».
Объясняя свое обращение к акиму города, авторы письма настаивают на том, что в Степногорске складывается неблагополучная ситуация с лифтами, и предлагают посмотреть на них не как на частные объекты, а как на «главный и обязательный элемент инженерного оборудования жилых высотных зданий, который наряду с водой, теплом и электроэнергией является важным жизнеобеспечивающим фактором».
Что, по мнению Александра Пономаренко (и с ним трудно не согласиться), надо бы спешно сделать? Первым делом, поскольку «лифты в Степногорске являются опасными для эксплуатации», - устранить все нарушения по их использованию. После этого, считает общественный активист, нужно пристальнее присмотреться к деятельности ТОО «Аспан» и к тем, с кем обслуживающая организация заключила договоры об эксплуатации лифтов (например, к КСК «Содружество»), поскольку, по мнению Александра Пономаренко, договорные отношения этих двух организаций, касающиеся лифтов, как и сама их «лифтовая деятельность», имеют немало нарушений.
А пока проблема остается в подвешенном состоянии и сохраняется угроза безопасности для тех, кто пользуется пассажирским лифтом, можно, как это делает Александр Пономаренко, предпринять собственные меры личной безопасности – ходить пешком. Но и здесь не все так просто, пишет общественный активист: «Я не пользуюсь лифтами в силу того, что они не прошли технического освидетельствования, не имеют двусторонней связи, возможно, согласно паспорту, уже истек срок их службы. Однако ТОО «Аспан» регулярно выставляет мне счета за лифт, аргументируя это тем, что я проживаю на третьем этаже многоэтажного дома. Я не заключал с ТОО «Аспан» договора на оказание мне каких-либо услуг», тем более, тех услуг, которые «не соответствуют должному качеству, мало того, подвергают опасности жизни многих людей, пользующихся лифтами».
КСК «Содружество» и ТОО «Аспан», по словам Александра Пономаренко, навязывают ему договор об оказании лифтовых услуг, при этом не предоставляют полной и достоверной информации, как то предписано «Требованиями к безопасности лифтов».
В такой ситуации кажется вполне резонным вопрос общественного активиста: «Так почему же я должен покупать у них продукт, о котором я не имею информации - об опасности его для меня, о его качестве, о его годности, в конце концов?».
Авторы коллективного обращения попросили акима, по сути, о двух вещах – разобраться с принадлежностью пассажирских лифтов и проверить, насколько соответствует законодательству лифтовая деятельность ТОО «Аспан» и тех, с кем обслуживающая организация заключила договоры об эксплуатации лифтов.
Мы уже не единожды касались этой темы в газете «Престиж», в последний раз в 2010 году, в корреспонденции «С лифтом и без лифта». Реакции властей на наши публикации не было никакой (надеемся, нынешний аким нарушит эту порочную практику), зато есть читательские отклики, которые не во всем совпадают с мнением редакции, но, на наш взгляд, позволяют под другим углом взглянуть на проблему.
Константин: Во многих городах Казахстана (Астана, Атырау, Семей, Усть-Каменогорск) устанавливают специальные приборы в лифт. После этого, чтобы воспользоваться лифтом, придется купить чип-ключ (похож на брелок обычный), на нем сохраняется количество поездок. Заходишь в лифт, прикладываешь брелок к прибору - одна поездка отнимается. Ты кнопку этажа нажал и поехал. Кто купил брелок - тот пользуется лифтом. Кто не купил - не пользуется, никуда не ходит, ни с кем не судится! Цена услуги пользования лифтом немного вырастает, но для многих это выход. Дело даже не в 3 и 4 этажах. Тут и на 9 можно отказаться платить (типа командированный или на даче все лето жил). А если таких квартир из четырех три? Ты один исправный плательщик. Лифтовики взяли и отключили этаж, типа пока соседи мои не заплатят. Еще мне говорят: иди, мол, с ними разбирайся. Ну на фига мне это надо? А при такой системе мне будет без разницы, платят соседи, ездят или пешком на 9 этаж ходят.
Mister: Интересно про лифты. Вроде бы, руководство и забыло, что оно в городе есть. Никто не видит дедушек и бабушек, спускающихся или поднимающихся по 40 минут в одном направлении. Обслуживающие организации разобрали половину лифтов на запчасти, впоследствии списав на жильцов, якобы у них всё разворовали и они не следят за своим добром. Но деньги на обслуживание собирают регулярно и по полной программе. На запчасти собирают с жильцов, на обследование то же. Хорошая организация «Аспан»: деньги берёт, а ответственности не несёт, но свои правила придумывает. И все ломают голову: а кто ответственный за лифты? Да очень просто: кто на этом деньги делает, тот и ответственный. Пусть эта организация заключает договор с потребителями их услуг. И если какой-нибудь этаж отказывается от их услуг, то флаг им в руки – заблокируйте кнопку этого этажа. Вот и всё. А если денег мало из-за этого собирается, то пусть обслуживающая организация берёт кредит в банке и запускает неработающие лифты. Но мне кажется, что у обслуживающей организации мозгов не хватит увеличить свою прибыль (как и у городской администрации). Ведь все только и ждут подачки государства. А там и грудь колесом, и в доме прибыль, а может, и повышение засветит…
 
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 1155 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 musor20099501 • 23:19, 28.07.2013
Интересно, какое решение будет. Как Аким отреагирует. Хотя решение будет стандартным. Когда интереса у чиновников нет, то появятся отписки прикрытые законодательными актами и нормативами. Но если какой-нибудь Агашка будет иметь интерес на поставке лифтов или часть прибыли Аспана, то дело сдвинется с места. А Аспан, действительно тупая организация. Мнение людей и страдания стариков в учёт не берётся.
avatar