Главная » 2009 » Ноябрь » 6 » О бывших строителях замолвите слово (Надежда КАХАНОВА)
16:17
О бывших строителях замолвите слово (Надежда КАХАНОВА)
Передо мной на столе лежат награды: Орден Трудового Красного Знамени, две медали «За освоение целинных земель», две медали «За трудовое отличие», еще целая горсть различных медалей и почетных знаков, кипа грамот и благодарственных писем. Есть даже подарок от самого Министра среднего машиностроения СССР Е.П. Славского – роскошные именные часы. Я – в растерянности. Что же такого значительного сделал в своей жизни этот человек, если был так отмечен правительством?
 
Ветеран атомной энергетики и промышленности, ветеран СУСа Виктор Николаевич Бобровский спокойно, даже обыденно, рассказывает о себе, но из простых слов постепенно вырисовывается образ человека-гиганта.
Первую свою медаль «За освоение целинных земель» Виктор Николаевич получил, когда ему было только 28 лет. Всего за три года до этого он, выпускник Новосибирского инженерно-строительного института, приехал по распределению в Степногорск с женой и маленьким сыном. А строителем-то стал, можно сказать, случайно. Институт долго не выбирал – пошел в тот, который находился недалеко от дома. Оказалось – в точку. Случайный выбор стал главным и самым интересным делом в жизни.
Характер, твердый, решительный и целеустремленный, начал проявляться еще в юности. В институт сразу после школы не пошел. Не в чем было. Отец бросил мать с двумя маленькими детьми еще до войны, замуж она больше не вышла, и семья жила трудно. Явиться в институт оборванцем Виктору было стыдно. Решил сначала подзаработать. Но мальчишку на завод брать не хотели. Он не отступил: отправился прямиком в горком комсомола и добился своего. Год отработал на заводе фрезеровщиком. Молодому человеку, который никогда в жизни не видел достатка, небольшая зарплата казалась целым состоянием. Постепенно он прикупил себе все необходимое: пальто, костюм, штиблеты и через год таким франтом явился в институт. Нужда пришла снова, когда еще студентом Виктор женился. Жить было негде. Скитался с женой и грудным ребенком по чужим углам. Снимали даже угол в кухне у знакомых. Стипендии, чтобы прокормить семью, не хватало. Но учебу Виктор не бросил. По ночам, как тогда делали многие студенты, разгружал на станции вагоны с углем. Получал 5 рублей за вагон. Этого на нужды семьи тоже не хватало. Выручало то, что в институтской столовой студентам бесплатно давали хлеб, чай без сахара и почему-то горчицу. Но уже можно было хоть как-то держаться.
Наконец, учеба позади. И вот он уже как молодой специалист назначен старшим мастером на строительстве важнейших объектов - Селетинского водохранилища и гидроузла. Городу и поселкам срочно нужна была вода. Чтобы сдать объекты в срок, работали сутками, без выходных. Однажды весной было столько талого снега, что паводками размыло часть плотины. Вся проделанная работа в один момент могла быть сведена к нулю. Трое суток тогда не спали, пока не восстановили размытую часть плотины. Именно там, на строительстве Селетинской плотины и гидроузла, Виктор Николаевич прошел настоящую школу строителя, окончательно сложился как человек и будущий руководитель. У него были хорошие учителя. С самого начала и всю жизнь, говорит Виктор Николаевич, ему везло на руководителей. Он и теперь с уважением и благодарностью вспоминает своих бывших начальников П.И. Бирюкова, М.И. Королькова, Н.П. Иконникова, В.А. Белявского. Это были специалисты высокого класса. И они тоже с уважением относились к немногословному, энергичному и очень ответственному человеку могучего телосложения, который как-то сразу всех к себе располагал. Даже много лет спустя бывший начальник стройки В.А. Белявский помнил Бобровского и написал о нем в своей книге воспоминаний.
Весной 1964 года Селетинская плотина приняла первую воду. А Виктор Николаевич Бобровский получил первую медаль за строительство этого объекта. И закрутила его жизнь по стройкам. Один объект сменял другой как в калейдоскопе. Школы, больницы, жилые дома, объекты жизнеобеспечения в Степногорске, Заводском, Селетинском, Заозерном, Бестобе, Изобильном. Он прошел все ступени карьерного роста от старшего мастера до вице-президента СУСа. Объекты были разбросаны по всей области. Дома почти не бывал, все время в разъездах. Своей неуемной, кипучей энергией он заражал и подчиненных. Говорят, где бы он ни работал, у него всегда был крепкий, здоровый коллектив. А все потому, что Бобровский любил и ценил хороших специалистов. Никогда он не позволял себе называть рабочих на «ты», никогда не позволял себе мат, чем не брезгуют многие нынешние руководители, не понимая, что матом они унижают не подчиненных, а себя. Искренность, дружелюбие, открытость, надежное слово Бобровского вызывали ответную реакцию и со стороны рабочих. Его ласково называли «батяня» и уважали за то, что никогда не сидел по кабинетам, всегда был рядом. Если «батяня» сказал «надо» - значит надо. Ни с чем не считались. Работали ударно, часто и без выходных. Правда, за это неплохо платили. Но какой ценой! В то время за перерасход заработной платы рабочим начальника лишали одной трети зарплаты. И Бобровский шел на это, лишь бы в срок сдать очередной объект. Этот факт поразил меня более всего. Много ли вы встречали людей, которые ради общего дела жертвовали бы материальным благополучием собственной семьи? Думаю, ни одного. А оказывается, такие люди есть, и они живут рядом с нами. Чем больше я интересуюсь историей создания нашего города, тем лучше понимаю, что первые степногорцы действительно были людьми особой касты. Они не только умели хорошо работать, но и по-настоящему любили и ценили все созданное ими. Те же, кто пришел им на смену, прошли по городу словно в грязных сапожищах по паркету, оставляя после себя зловонные кучи.
Сколько объектов построили по всей округе подчиненные Бобровского – и не сосчитать! Возглавляемое им подразделение хвалили на всех собраниях. Переходящее красное знамя победителей социалистического соревнования, можно сказать, прописалось в его кабинете. Все тяжелее становилась коробка с наградами. Фотография Виктора Николаевича Бобровского украшала городскую Доску почета. Он дважды избирался депутатом городского совета. Бремя славы нести тяжело, не каждому по силам. Но Виктор Николаевич не «зазвездился».
- Это было только стимулом, чтобы работать лучше, - говорит он. – А какую больницу мы построили в Селетинском! Современную, ничем не хуже нашей. Но когда несколько лет назад попал туда и увидел, что осталось от больницы и от поселка, – я плакал. До сих пор обидно!
Тем не менее, ощущения, что все было напрасно, у него нет. Говорит, что если бы все начать заново, снова начал бы строить. Интересно же создавать что-то новое и нужное.
Вот так вся жизнь и прошла в работе, не успел оглянуться. Виктор Николаевич несколько раз порывался уйти на пенсию, но его звали назад. В последнее время руководил строительством новых жилых комплексов в Астане. Его деловые качества и огромный опыт строителя были там очень востребованы. Окончательно ушел в 2006 году в возрасте 69 лет. Сегодня грандиозные мечты и проекты уже в прошлом. Сегодня он мечтает о самых простых вещах – вволю поесть чего-нибудь вкусненького. А поскольку жизнь дорожает быстрее, чем повышается пенсия, то мечты пока так и остаются только мечтами.
У нас так принято, что о пенсионерах заботится организация, в которой они когда-то работали и откуда уходили на пенсию. А кто позаботится о ветеранах СУСа? Степногорское управление строительства, слава которого когда-то гремела по всему Советскому Союзу, перестало существовать. Да, нужно иметь большой талант, чтобы под боком у стремительно строящейся столицы, развалить такую мощную строительную организацию. Но ведь люди, составлявшие ее славу, еще существуют. Эти люди – история нашего города. Но на торжества по случаю 45-летия города их даже не сочли нужным пригласить.
У казахов есть хорошая пословица: «Кто не помнит прошлое, у того нет будущего». Имена первых строителей, история самого СУСа, история строительства города в фотографиях, альбомах, воспоминаниях, макетах много лет хранилась в музее СУСа. Там даже хранился первый подшипник ГПЗ-16, т.к. по традиции первая продукция, выпущенная предприятием, всегда вручалась строителям. Недавно все это передано в городской музей. Будем надеяться, что там бесценные экспонаты обретут вторую жизнь, потому что если сейчас это не сохранить, то через 10 - 15 лет уже вообще никто не вспомнит имена тех людей, чьим трудом, творческой энергией и профессионализмом создавалось все, что нас сегодня окружает.
P.S. Когда этот очерк был отдан в печать, пришло печальное известие: скончался Виктор Николаевич Бобровский. Еще одна страница истории СУС перевернута, теперь уже навсегда.
 
Надежда КАХАНОВА
 
На фото: В последнее время Виктор Бобровский (второй справа) руководил строительством новых жилых комплексов в Астане
Просмотров: 1834 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Иван • 20:23, 13.10.2011
Мой дедушка. А часы эти в момент написания статьи были у меня, их мне он подарил на 18 летие 23.01.2003 г.
avatar