11:43 Никаких излишеств (Виктор МОЛОДОВСКИЙ) | |
Масштабного капитального ремонта городских дорог не будет На публичных слушаниях, прошедших накануне 46 сессии гормаслихата, городской бюджет следующего года назвали, с одной стороны, социально ориентированным и, с другой - не рассчитанным на развитие Степногорска. Накануне ожидаемых и чуть ли не искусственно вызываемых мировых экономических потрясений нас настраивают на жизнь скромную, при этом что наверху, что внизу заверяют в безусловном финансовом обеспечении всех государственных социальных гарантий. Если учесть, что социальный пакет у нас, и в стране, и в городе, тощ, невольно приходишь к мысли, мягко сказать, о неэффективности менеджмента, причем на всех уровнях. Об этом я подумал на публичных слушаниях, 5 декабря, и в этом еще более уверился на «бюджетной» сессии, 8 декабря. «Депутаты бьются за бюджет на заседаниях комиссий и во время депутатских дней», - уверяют меня в ответ на мое недоумение в связи с молчанием народных избранников на сессии и добавляют: «Вы этого просто не видите». Да, не вижу, потому что журналистов, заметьте, аккредитованных при маслихате, на заседания этих самых комиссий и депутатских дней не приглашают. А может, и звать-то не на что, если судить по итогам этих «битв», выраженных в «безамбициозном» бюджете? В моем понимании битва за бюджет – это активный, грамотный поиск дополнительных источников доходов, это эффективное, всем понятное, прозрачное их распределение, наконец, это наглядная, в конкретных фактах выраженная демонстрация возрастающей государственной ответственности за улучшение нашей с вами жизни, и прежде всего, жизни тех, кто бедствует. Ничего подобного о такой битве я вам сказать не могу: депутаты единогласно утвердили «предкризисный» бюджет. Начальник отдела экономики и финансов горакимата Шолпан Тулегенова представила депутатам проект трехлетнего бюджета с акцентом на 2012 год. Доходная часть бюджета следующего года, по прогнозам поступлений, составит 2 млрд 543 млн 637 тысяч тенге, которые сложены из 2 млрд 329 млн 983 тысяч тенге налоговых поступлений, 38 млн 300 тысяч тенге неналоговых поступлений, 69 млн 700 тысяч тенге поступлений от продажи основного капитала и 105 млн 654 тысячи тенге субвенций (это помощь области на обеспечение увеличившейся в 2011 году зарплаты бюджетников). Ожидаются и поступления в город трансфертов: 4 млрд 755 млн 606 тысяч тенге – из республиканского бюджета на продолжение реконструкции городской системы водоснабжения, 209 млн 99 тысяч тенге – из областного бюджета. Бюджетные кредиты из республиканского бюджета составят 150 млн тенге и пойдут на ремонт общего имущества объектов кондоминиума в рамках начавшейся у нас реформы ЖКХ. Исходя из этого затраты городского бюджета на 2012 год запланированы в объеме 7 млрд 508 млн 832 тысячи тенге. Сумма, по нашим меркам, немалая, но если из нее вычесть все виды указанной мной целевой помощи из республиканского и областного бюджета, то на содержание всего городского хозяйства остается 2 млрд 437 млн 983 тысячи тенге. Вот из этих самых без малого двух с половиной миллиардов тенге и «стряпался», усилиями степногорской исполнительной и представительной власти, городской годовой бюджет: социально ориентированный, не рассчитанный на развитие города, «предкризисный». Удивить мне вас нечем: обещанного горожанам грандиозного капитального ремонта всех городских улиц, не говоря уж о микрорайонных, не будет. Как не будет и сколь-либо значимого увеличения социального пакета нуждающимся в государственной поддержке степногорцам. Не увидел я в этом бюджете и профинансированных чиновничьих инициатив (как и самих инициатив), ориентированных на скорый 50-летний юбилей Степногорска. Эк куда занесло: говорили же тебе – кризис не за горами! А посему: никаких излишеств. Львиная доля расходов – 2 млрд 1 млн 442 тысячи тенге (включая 203 млн 337 тысяч тенге трансфертов) - традиционно связана с городским образованием. В этих затратах можно выделить трансферты областного бюджета: 30 млн 925 тысяч тенге – на капитальный ремонт кровли детского сада №1 «Айголек» и детского сада №5 «Колосок» и 50 млн 310 тысяч тенге – на капитальный ремонт кровли СШ №7 и СШ №8. Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная и уголовно-исполнительная деятельность будут стоить нам в следующем году 2 млн 500 тысяч тенге (здесь деньги и на эксплуатацию 12 светофоров, замену дорожных знаков). Почти столько же – 2 млн 489 тысяч тенге – выделено на обеспечение мероприятий, связанных с исполнением всеобщей воинской обязанности. Социально ориентированный бюджет – это, по расчетам его создателей, из двух с половиной миллиардов тенге годового бюджета (без учета трансфертов) всего лишь 194 млн 993 тысячи тенге на социальную помощь и социальное обеспечение, включая 58 млн 480 тысяч тенге трансфертов (для сравнения: расходы на содержание госорганов в следующем году составят 156 млн 50 тысяч тенге). На что же пойдут эти не дотянувшие до двухсот миллионов «социальные» деньги? Программа занятости будет подкреплена 46 млн 481 тысячей тенге: 12 млн 165 тысяч предусмотрено на общественные работы, 6 млн 894 тысячи тенге – на молодежную практику и социальные рабочие места, 867 тысяч тенге – на профессиональную подготовку и переподготовку безработных. Кроме того, выделено 243 тысячи тенге – на приобретение топлива работникам здравоохранения, образования и культуры, проживающим в сельской местности. 2 млн 301 тысячу тенге составит государственная адресная социальная помощь. 1830 семьям будет оказана жилищная помощь: 28 миллионов из городского бюджета и 7 млн 37 тысяч тенге из республиканского. «Социальная помощь отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов» составит 12 млн 864 тысячи тенге (это разовые выплаты пострадавшим, деньги на лечение малообеспеченным, социальная помощь ветеранам войны, материальное обеспечение 34 воспитывающихся на дому детей-инвалидов, обслуживание 176 одиноких и престарелых граждан, 85 детей с ограниченными возможностями). Государственные пособия, на которые предусмотрено 11 млн 439 тысяч тенге, будут выплачены 965 детям, не достигшим 18-летнего возраста. На обеспечение инвалидов специальными гигиеническими средствами и оплату услуг социальных работников, помогающих инвалидам, запланировано 14 млн 614 тысяч тенге. Практически столько же, сколько и на программу занятости, - 46 млн 305 тысяч тенге – выделено на содержание отдела занятости, центра занятости населения, а также на оплату услуг по зачислению, выплате и доставке пособий и других социальных выплат. В центре государственного внимания, пока идет реконструкция местной системы водоснабжения, - жилищно-коммунальное хозяйство Степногорска: очередной республиканский трансферт – 4 млрд 574 млн 562 тенге – предусматривает реконструкцию магистрального водовода «Водохранилище Селетинское – г. Степногорск» и насосной станции первого подъема (вторая очередь) с затратами в 2 млрд 176 млн 101 тысяча тенге, реконструкцию системы водоснабжения промышленной зоны г. Степногорска (1 млрд 15 млн 447 тысяч тенге), реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения города (682 млн 46 тысяч тенге), реконструкцию систем водоснабжения поселков Аксу и Заводского (700 млн 968 тысяч тенге). За вычетом названного на содержание жилищно-коммунального хозяйства остается 102 млн 228 тысяч тенге: поселку Шантобе 4 млн – на проведение госэкспертизы и строительство линии освещения и еще 6 млн – на обустройство поселковых земель, 200 тысяч тенге – на разработку ПСД для строительства линии освещения в поселке Пригородном, 1 млн 700 тысяч тенге – на освещение улицы в поселке Аксу. А все остальное, образно говоря, на ветер (в том смысле, что мероприятия это в основном уличные и трудноконтролируемые): 21 млн 800 тысяч тенге - на уличное освещение города; 30 млн 300 тысяч тенге – на очистку газонов, тротуаров, ливневой канализации, ликвидацию стихийных свалок, побелку бордюров и отлов бродячих собак; 5 млн тенге – на содержание городских кладбищ и захоронение безродных; 29 млн – на покос газонов, цветочное оформление города, стрижку живой изгороди, кронировку деревьев, ремонт и окраску ограждений. Много это или мало? Не знаю. Мне всегда было интересно понять, как ведется учет и контроль за расходованием уличных благоустроительных мероприятий, проводимых, к примеру, «Горкоммунхозом». Но до сих пор я так ничего и не понял, и смутные сомнения по-прежнему терзают меня. Примерно те же ощущения у меня, когда я пытаюсь оценить достаточность или недостаточность расходов на местные культуру, спорт, туризм (?) и информационное пространство. На все это в городском бюджете 2012 года предусмотрено 180 млн 757 тысяч тенге: этими средствами будут обеспечиваться, наряду с содержанием курирующих все эти направления отделов, культурно-досуговая работа наших дворцов и домов культуры (99 млн 74 тысячи тенге), работа библиотек (лишь полтора миллиона тенге выделено на пополнение книжного фонда), развитие языков (6 млн 688 тысяч тенге), проведение спортивных городских соревнований (1 млн 364 тысячи тенге) и участие в областных (2 млн 533 тысячи тенге), осуществление государственной информационной политики через финансируемые властью газеты и телевидение (12 млн 331 тысяча тенге). Наши с вами общие ожидания, связанные с развитием городских транспортных коммуникаций, как я уже говорил, не оправдались: лишь 125 миллионов тенге вместо ожидаемых миллиардов выделено на капитальный ремонт дорог, еще 84 миллиона – на проведение текущего ремонта городских дорог и 6 млн тенге – на текущий ремонт дорог поселка Шантобе. И это всё - если прибавить сюда 11 млн 166 тысяч тенге на зимнее и летнее содержание степногорских дорог. В общем, от одной из наших вечных бед мы в следующем году не избавимся. Вот и весь бюджет. Разве только еще добавим 7 млн тенге на регистрацию кондоминиумов и 5 млн тенге, зарезервированных местным исполнительным органом. Естественно, такой бюджет большой радости не вызывает и наводит на вопросы. На публичных слушаниях их задавал председатель республиканского Союза ветеранов ВДВ Владимир Советов, возмущенный тем, что ничтожно мало выделяется денег на реализацию молодежной политики. На сессии не удержался от вопросов и я: при том что бюджет, как было сказано Шолпан Тулегеновой, социально ориентирован, есть ли в нем, помимо традиционных программ господдержки нуждающихся, социальные инициативы местной исполнительной и представительной власти? К примеру, предусмотрено ли бюджетом создание специальных (не путать с социальными) рабочих мест для инвалидов (специальные рабочие места для инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов)? Содействует ли как-то местная власть привлечению в Степногорск молодых специалистов, прежде всего медицинских работников, острая нехватка которых уже который год ощущается в городской поликлинике? Ссылки на то, что медицина подчинена области и не содержится городом, кажутся мне лишь уклонением от решения проблемы. Что мешает местной исполнительной власти, депутатам городского и особенно областного маслихата ходатайствовать перед областью об обеспечении приезжих врачей жильем и увесистым социальным пакетом? И не переставая, я просто убежден в этом, на всех уровнях надо говорить о критическом состоянии степногорских дорог. Ни одного вразумительного ответа на свои вопросы я не услышал. И, честно говоря, не ожидал услышать. Более того, в ответ на мое любопытство на фоне молчащих депутатов мне был адресован упрек председателя сессии Жанболата Камелиденова: «Была возможность задавать вопросы на публичных слушаниях». А что можно было поменять на тех же публичных слушаниях, отдаленных двухдневным интервалом от сессии? Между ними еще был депутатский день, но и он вряд ли был способен повлиять на содержимое бюджета. Так, что же, давайте теперь молчать? Мои вопросы, думаю, как и вопросы наставника степногорской молодежи Советова, - это, прежде всего, публичный упрек местной власти в невнимании к важным городским проблемам, это реализованная мной и упущенная депутатами возможность не лишний раз заявить присутствовавшему на сессии акиму области Сергею Дьяченко о годами не решаемых у нас вопросах (зато уж рады наши рассыпаться в благодарностях областной власти – вот уж точно пустое сотрясание воздуха), наконец, это просто моя журналистская работа – добывать и распространять информацию. В связи с этим еще несколько слов об одной общественнице, которая на сессии сама себя высекла. Председатель общественного объединения юридических лиц «Нур орда» Нэля Рукавцова, сравнив свое депутатское прошлое с нынешними временами, заключила: жить стало лучше, жить стало веселей. И нанесла увесистый (так что председателю сессии пришлось напомнить Нэле Ильиничне о регламенте) удар по критиканству – мол, критиковать всегда легче, чем делать, а жизнь-то меняется к лучшему. Странно было слышать такие речи от общественницы на сессии – уверяю вас, никто кроме нее ни на предшествовавших бюджету публичных слушаниях, ни на самой «бюджетной» сессии с критическими речами не выступал (не считать же вопросы критическими выступлениями). Зато уж Нэля Ильинична на публичных слушаниях расстаралась – так разошлась в связи с невниманием власти к молодежным проблемам (и была права) и невыполнением взятых городом обязательств по строительству общественной бани, что мне, честное слово, просто жалко было глядеть на отчитанную общественницей Ольгу Роберт, пытавшуюся оправдаться дефицитом бюджета. Я вот думаю: а что произошло с Нэлей Ильиничной за каких-то 3 дня? Вроде, и на слушаниях, и на сессии одни и те же депутаты были, примерно тот же состав журналистов, та же тема, те же акиматовские лица. Разве только то, что на сессии появились аким города и аким области? Ну не до такой же степени велико их влияние на известную в городе общественницу (главным образом мастерством критики и известную), что вот так кардинально поменялась она в своих суждениях – от публичной критики до публичной порки себя самой за критику? В любом случае Нэля Ильинична Рукавцова делает что-то правильное, так как удостоилась упоминания как «уважаемая женщина» в выступлении Сергея Дьяченко и звания «Почетный гражданин города Степногорска» - по предложению акима города Андрея Никишова. Удостоенная почести общественница, при стопроцентном одобрении депутатов, оказалась в достойном ее окружении: «Почетными гражданами Степногорска» также стали Алексей Смагин, Иван Ковцур, Сапар Сабыров, Калия Булатова, Владимир Зингер, Болат Сагадиев, Токтамыс Сагиев. Ни одного рабочего или рядового служащего вы в этом «почетном» списке не найдете. Из выступления акима области Сергея Дьяченко ярче прочего выделилось то, что в рейтинге динамики развития районов и городов областного значения Степногорск занимает, последнюю, девятнадцатую позицию. Связано ли это как-то с объемами нового годового бюджета, а главное, с его эффективным распределением, - это вам, уважаемые читатели, вопрос на размышление. Виктор МОЛОДОВСКИЙ
| |
|
Всего комментариев: 0 | |