Главная » 2013 » Март » 15 » Кто наступил на горло русской песне? (Максим БАЛУЕВ)
16:24
Кто наступил на горло русской песне? (Максим БАЛУЕВ)
Степногорская культура, наряду с новыми приобретениями, несет и потери – одну за другой. Похоже, Народный хор русской песни на грани распада. Как считают хористы и теперь уже бывший руководитель хора Юрий Демьяненко, написавший заявление об уходе по собственному желанию, русской песне наступили на горло, и сегодня она не в почете – по крайней мере, в Степногорске.

Признаюсь, у меня сложилось какое-то ощущение дежавю, когда заплаканные участницы хора рассказывали мне о том, как им потихоньку перекрывают воздух, не давая выступать. Сразу вспомнились мне степногорские артисты, которые канули в культурное небытие только лишь потому, что выбивались из общепринятого «формата». Взять хотя бы певицу Шолпан Шарипову, талант которой, пожалуй, сравним с талантом Розы Рымбаевой. Однако в силу перенесенной болезни Шолпан стала прикована к инвалидной коляске и на сцене «не смотрелась», отчего и перестала выступать на степногорских подмостках. Или ныне покойный Мстислав Щеглов, которого ограничивали в концертах по «эстетическим» соображениям, в результате чего Мстислав Дмитриевич последнее время давал концерты в маленьком зале городской библиотеки. А вот теперь под угрозой распада и Народный хор русской песни…
Экс-руководитель хора Юрий Витальевич Демьяненко не скрывает своей подавленности из-за того, что в одночасье пришлось оставить дело всей жизни. А за скупыми формулировками – по собственному желанию и по состоянию здоровья – скрывается нечто большее. Юрий Демьяненко вспоминает, как в 1981 году на подшипниковом заводе создал хор русской песни и руководил им долгие годы. К слову, на каждом крупном предприятии самодеятельные коллективы были в порядке вещей. Основу хора составляли сотрудники ГПЗ-16 – обычные рабочие, которые днем отдавали силы производству, а до последней электрички репетировали в заводском Доме культуры (иногда приезжали даже во внерабочее время, а в посещаемости хора были заинтересованы все – от директора завода до рабочего). Кстати, в былые времена коллектив не задумывался, в каких будет выступать костюмах, а вопрос с приобретением новых инструментов всегда решался моментально. Юрий Демьяненко отлично помнит, как попросил тогдашнего директора завода Ромуальда Лайкама в связи с расширением хора приобрести два новых баяна. Импортные инструменты были незамедлительно куплены, причем стоимость одного была сравнима с ценой новеньких «Жигулей». Да и участники хора, отдавая себя самодеятельности, получали в награду солидные премии в размере зарплаты, а в дефицитные времена первыми получали талоны на необходимые вещи или продукты.
В перестроечное время, по словам Юрия Витальевича, культуру начало лихорадить – она финансировалась по остаточному принципу и перестала быть нужной даже заводу. И Демьяненко, имевший за плечами музыкальное училище по классу баяна, даже на три года расстался с любимым коллективом – встал у станка на том же подшипниковом. Кстати, к тому моменту хор уже получил звание Народного, что дало ему возможность показать свое творчество даже в Германии. Но в сложные времена о былых заслугах пришлось забыть.
В 1994 году Демьяненко пригласили в ДК «Строитель», где хор русской песни возродился уже в составе городского отдела культуры. Несколько вечеров обзванивал Юрий Витальевич своих хористов, которые согласились вернуться на сцену. А уже через несколько лет «Строитель» приказал долго жить и был продан в частные руки. Хор русской песни нашел свое последнее пристанище в ДК «Горняк» и пополнился новыми участниками. Но это уже был не тот гремевший на всю округу хор Демьяненко: стало меньше (а потом и вовсе не стало) мужчин, а женщины, работавшие тогда на различных предприятиях города, боялись потерять работу из-за частых репетиций. Юрий Витальевич вспоминает: как-то один из руководителей предприятия даже поставил ультиматум при очередном «отпрашивании» хористки: или она работает на заводе, или навсегда уходит петь. Да и финансирование коллектива было на нуле.
По словам участниц хора, долгие годы женщины пели в зеленых износившихся сарафанах, и только в двухтысячных, после поездки на областной смотр, были выделены деньги на пошив второго комплекта казачьих костюмов. Изначально для занятий хора выделили небольшую комнатку без окон, где с трудом помещались двадцать с лишним человек и еще двое баянистов. Это потом условия для репетиций немного улучшились. Стали меньше и гастролировать – последний раз выезжали на гастроли в Шантобе пару лет назад, чтобы поддержать вянущий на глазах поселок. Кстати, по словам Юрия Демьяненко, он не раз обращался в отдел культуры Степногорска с просьбой выделить автобус для поездок, но каждый раз там ссылались на отсутствие бензина. Больше Юрий Витальевич никого ни о чем не просил.
А порой хористы упрекали своего руководителя в том, что им дают мало выступать. На это Демьяненко только разводил руками и просил хористов подождать еще немного – быть может, возьмут несколько номеров на предстоящий концерт. Хористы ждали, а на концерт их так и не звали. Как говорят участники хора, у них всегда была заготовлена яркая концертная программа, однако из нее для городских концертов выбирали всего одну песню, давая «форы» молодым артистам, певцам из ДК «Мирас». Так случилось и в этом году перед концертом, посвященным Международному женскому дню. Коллектив приготовил для женщин старшего возраста три излюбленные, берущие за душу песни, однако взяли лишь одну – «Утушка луговая» с подтанцовкой.
А на массовые уличные праздники, продолжают сетовать участницы хора, выступление коллектива зачастую ставят в конце концертной программы, так что артистам приходится петь под расходящуюся публику вхолостую. Разве от такого выступления можно получить настоящее удовлетворение, такое важное для каждого творческого человека? Скорее всего, не состоится и традиционный отчетный концерт Народного хора русской песни. Потрясенный уходом своего руководителя, коллектив сегодня просто подавлен, у многих в силу возраста разболелось сердце, а некоторые из участниц не могут сдержать слез. С уходом любимого руководителя большинство хористок просто отказывается выходить на сцену – уже нет той уверенности и поддержки, которые давал Юрий Демьяненко каждому артисту.
Стоит отметить, что даже при таком отношении к хору – как к падчерице – Юрий Демьяненко работал с полной самоотдачей. Даже вся его семья участвовала в хоре – жена, сын и дочь, а маленький внук буквально вырос на репетициях, засыпая прямо в концертном зале на вещах. Причем, признаются участницы хора, Демьяненко использовал метод «натаскивания», так что петь чисто и уверенно начинал любой. Однако и кого попало в хор Юрий Витальевич никогда не брал. «Я не хочу никого обвинять, но сложилось ощущение, что мы изначально были городской культуре не нужны. Мне тяжело было принять это решение об уходе, но я устал противостоять – здоровье дороже, иначе в один момент меня могли бы вынести из зала на носилках», - признается Юрий Демьяненко.
За комментарием о сложившейся ситуации с Народным хором русской песни мы обратились к начальнику отдела культуры и развития языков Ивану Ковцуру, который считает, что причина ухода Демьяненко из коллектива кроется лишь в его усталости: «Я дважды был на собрании в «Горняке» по этому поводу, где причиной ухода сам Юрий Витальевич назвал усталость, ведь у него стаж 47 лет. Вот и вся проблема. А директор ДК Вячеслав Рябчевский даже сказал, что если в чем-то виноват перед Демьяненко, то готов извиниться. Все молчали. А в хоре есть проблема – нет мужчин, да и состав уменьшился почти в два раза. Что касается гастролей, то ради Бога! У нас есть автобус, на нем ездит много коллективов. Наш хор русской песни был на фестивале хоров в Астане. Не так давно ездили в Шантобе. Хоровики ищут какие-то причины, но их можно понять: за 20 лет они привыкли к Демьяненко, стали как члены одной семьи. Другая беда в том, что люди для репетиций и концертов не хотят освобождаться с работы. Мы уговаривали Юрия Витальевича, чтобы он довел коллектив до лета, показал отчетный концерт… Но он все уже решил. Что касается выступлений, то по программе всем положено по одному номеру. А если члены хора откажутся ходить, то мы пойдем в народ, в колледжи - и наберем новый состав. Уже взяли нового руководителя – Ларису Батанову. Так что вопрос о закрытии хора не стоит».
…Юрий Демьяненко тяжело переживает свой уход из хора русской песни, сдал все вверенное ему когда-то имущество и даже не держит дома баян – чтобы ничего не напоминало ему о деле всей его жизни…

Максим БАЛУЕВ

Просмотров: 1438 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar