Главная » 2012 » Декабрь » 16 » Когда руки и голова - важнее (Максим БАЛУЕВ)
21:45
Когда руки и голова - важнее (Максим БАЛУЕВ)
Анатолий Давыдов – инвалид детства и ограничен в передвижении. Однако инвалидом его назвать язык не повора-чивается. Проворные руки и острый ум позволяют пенсионеру чинить любую «захворавшую» технику – вплоть до автомобилей.

Анатолий Вячеславович признается: с детства не знает, что такое быть здоровым. Если говорить сухим и мудреным медицинским языком, уже 65 лет живет он с болезнью Литтля, которая поражает исключительно ноги, делая их неподвижными. До Казахстана семья Давыдовых жила 13 лет в Киргизии, куда приехала из холодного Новокузнецка. В начальных классах маленького Толю в школу на руках приносила мама, а потом так же забирала сына с учебы. Но несчастливым свое детство Анатолий Вячеславович не считает: мальчишкой получил он самый ценный опыт первой профессии – связиста. Отец Анатолия работал завхозом в доме отдыха «Киргизское взморье», и каждое лето с 6 по 10 класс любопытный мальчишка подрабатывал в местном радиоузле. На протяжении всего сезона отдыха «крутил» Анатолий по внутреннему радио музыку, информацию, объявления. Утром включал бодрящую музыку, днем специально для любителей футбола ретранслировал с радиоприемника футбольные матчи, а вечером по заказу ставил композиции для танцующих.
После десятого класса Анатолий поступил в училище. Среди множества специальностей выбрал родную – связиста, по которой и проучился два года. Однажды в училище приехали агитаторы жить и работать в строящемся Степногорске, куда и сманили 70 бывших студентов. Работу Анатолию Вячеславовичу ждать не пришлось. Никто не посмотрел на его недуги, когда принимали Анатолия на гидрометаллургический завод киповцем. ГМЗ, будучи закрытым, но еще не «вредным» предприятием, сильно нуждался в связистах. Причем городские связисты не имели права работать на заводе. Тогда и организовали при ГМЗ группу связи, куда с радостью пришел трудиться Давыдов. За 20 лет работы на ГМЗ Анатолий Вячеславович дослужился до 6 разряда. Все, вроде бы, ничего, да постигла его большая беда…
В тот год стояли сильные морозы. Насколько сильные? Постояльцы общежития, среди которых был и Давыдов, на ночь ставили молоко в бутылке у двери балкона – так на утро от замерзшего молока лопалась сама бутылка. Морозы были такие, что пришедших утром на электричку работников разворачивали обратно – мол, везут на работу только сменный персонал и связистов. И в эту суровую зиму лишился Анатолий пальцев на одной ноге, а после осложнений и на второй. С третьей группы инвалидности Давыдова перевели на вторую, а в 1986 году и вовсе «попросили» с завода – где это видано, чтобы на вредном производстве инвалид работал?!
Стоит отметить, что к этому времени в городе уже зародилось первое общество инвалидов, членом ревизионной комиссии которого и стал общественник Давыдов. Возглавила же общество инвалид Наталья Усанина. А параллельно он занимался любимым делом. Быстро подавив в себе обиду на руководство ГМЗ, не раскис Анатолий Вячеславович и продолжил бескорыстно, не за зарплату обучать выжиганию и выпиливанию мальчишек со всего четвертого микрорайона в дворовом клубе «Дружба». И надо сказать, кружок был популярным – его посещали 40 ребятишек!
У первого же общества инвалидов Степногорска не было своего помещения – собирались у Усаниной. Постепенно начали вливаться новые члены. В то время разнообразил досуг инвалидов и дал возможность заработать подшипниковый завод, который подарил обществу 16 вязальных машинок. На них люди, сидя дома, вязали носки и варежки, кофты и шапки.
Когда общество отметило свое десятилетие, председатель объявил о своем отъезде в Омск и передал дело нынешнему председателю общества инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Ерлик» Станиславу Мухамадиеву и его заместителю Анатолию Давыдову.
Сегодня общество насчитывает 28 человек с разными историями и судьбами. У четырнадцати членов «Ерлика» имеются автомобили с ручным управлением, которые точно так же, как и обычные железные кони, имеют свойство ломаться. «Лечит» железные механизмы Анатолий Давыдов уже несколько лет в мастерской общества, которую открыли благодаря общественникам из Финляндии, выделившим средства на ремонт гаража и приобретение оборудования. Сам Анатолий Вячеславович имеет водительский стаж в несколько десятилетий. В свое время с оформлением инвалидности ему предложили оформить и документы на право управления авто. Однако инвалидам детства тогда бесплатно предлагали только мотоколяски, а инвалидам войны давали новенькие «Москвичи». Но за тридцатипроцентную оплату стоимости машины человек мог получить и автомобиль. Посоветовался Анатолий с родителями и с женой, да и выкупил свой «Москвич», служивший верно своему хозяину 40 лет. Всего два раза ремонтировал его Давыдов. Но в прошлом году машину все же пришлось сдать на металлолом. Встал вопрос: где взять другой автомобиль, ведь без средства передвижения инвалиду – никак. Тем более что на Анатолии Вячеславовиче и его семье целых три дачи! Впрочем, дачи в обществе есть у многих, кто органичен в передвижении, а попросту – не имеет ног. В приобретении нового, а точнее, стоявшего три года бесхозным на одной из автостоянок города «Москвича» помог предприниматель Алексей Смагин. На своем нынешнем авто Анатолий Давыдов сам лично переделал педальное управление на ручное. Тяжеловато приходится водителю-инвалиду на наших дорогах, сетует Анатолий Вячеславович. Водители, особенно молодые, порой не замечают специального знака на машине о том, что ею управляет инвалид, подрезают и обгоняют. Эти горе-водители не учитывают и то, что на переключение скоростей и торможение машине с ручным управлением нужно больше времени. А некоторые и вовсе думают, что специальные знаки установлены на машине «для прикола».
Чем еще занимается человек с золотыми руками? Анатолий Давыдов дает библиотечным книжкам вторую жизнь – делает новый переплет. Два года подряд, взяв книжки в потрепанном состоянии, возвращал их в библиотеку в новой «одежде». Одно время удавалось на этом даже зарабатывать, но потом из-за сложностей в госбюджете платить перестали. В следующем году есть вероятность, что библиотека снова воспользуется услугами Давыдова.
А еще Анатолий Вячеславович научился ремонтировать всяческие бытовые приборы. Начинал с телефонных аппаратов – недолго работал в гостинице на участке связи. Поэтому любую поломку в телефоне может устранить с закрытыми глазами! Сегодня же несут знакомые Давыдову и пылесосы, и утюги, и чайники… А владельцы бутиков, торгующих мелкой бытовой техникой, даже приносят бракованный товар на починку. Ожидают своей очереди на «хирургическом» столе Анатолия Вячеславовича акустическая колонка для машины в виде большой бочки, а также несколько китайских радиоуправляемых машинок. Практически за все берется Анатолий Давыдов, при этом отмечая, что он далеко не вундеркинд.
Залогом позитивного настроения Анатолия Вячеславовича, вероятно, являются его семья и друзья по обществу. С супругой Давыдов познакомился еще в училище. Сегодня у них двое детей и трое внуков. Сын Денис трудится на СПЗ, а дочь Ирина и зять Леонид заняты каждый своим делом, так как тоже имеют инвалидность. Ирина прекрасная швея с высшим образованием, но вынуждена сидеть дома, а Леня – мастерский сапожник, но дело ему пришлось оставить из-за аллергии на материалы. Вообще, большинство членов общества имеют какое-то свое маленькое дело, так как на предприятиях инвалидов не очень-то жалуют. Раньше было лучше, признается Давыдов: руководители предприятий охотнее брали инвалидов на работу, так как работодателям тогда делали большую скидку в уплате налога. К примеру, сегодня у члена общества Игоря Цвигуна цветочный магазин, Станислав Мухамадиев раньше вязал и продавал носки, Иван Кулишев, пожалуй, один из всех работает охранником у частника. Пенсионер Николай Калугин мог бы работать отличным часовым мастером, хотя в прошлом он тоже связист. Почти в одно время Давыдов попал с ним в больницу, только один лишился пальцев, а другой – обеих ног. Как-то весной Калугин сращивал кабель в колодце, стоя по колено в грунтовых водах. Так и заморозил ноги, а какой-то смельчак попытался отогреть конечности товарища паяльной лампой… Мог бы реализовать себя в каком-нибудь деле и Иван Побиянский. Однако в свое время мужчина складывал сено в стога и неудачно упал с машины – в итоге перелом позвоночника. Ивана, вместо того чтобы не трогать, усадили в кабину и в таком согнутом состоянии повезли в районную больницу, но врачи уже не смогли вернуть пациенту подвижность. Хороший друг Анатолия Давыдова, инвалид по зрению третьей группы с копеечной пенсией Тагир Рашитов оказывал услуги перфоратора населению, но однажды ему пришел счет за телефон от «Казахтелекома» в двукратном размере – как для ИП. Мол, Рашитов пользуется этим телефоном для личного обогащения! Вот такая «забота» об инвалидах в нашем государстве. Да и сам Анатолий Давыдов получает тоже невеликую пенсию в тридцать тысяч тенге. Три месяца «вредного стажа» ему не хватило, чтобы получать нормальную пенсию. И то размером этой пенсии Давыдов обязан врачу-травматологу Канапие Махатову, который за год до заслуженного отдыха подтолкнул Анатолия Вячеславовича пройти переосвидетельствование на первую группу инвалидности. Перед тем как присвоить эту группу, комиссия долго решала, действительно ли Давыдов «достоин» ее?..
Поэтому не без оснований переживает Анатолий Вячеславович за дальнейшую судьбу своей внучки Алены, которая в этом году заканчивает школу. Все бы ничего, но у девочки, как у дедушки и родителей, тоже недуг, который сковывает движения. Сегодня Алена неплохо учится в вечерней школе, одно время училась в школе-гимназии №4, а также на дому. По словам Анатолия Давыдова, в обычной школе Алене учиться было все-таки тяжеловато: на переменах гоняющие по коридорам мальчишки того и гляди собьют внучку, а путь в столовую на большой перемене для девочки становился очень долгим… То, что Аленушка сможет учиться в вузе, дедушка даже не сомневается – девочка показывает хорошие знания. Но вот сможет ли она устроиться в дальнейшей жизни и найти работу?
По словам Анатолия Вячеславовича, степногорские инвалиды всего привыкли добиваться сами. Сейчас удалось решить вопрос с бесплатными местами на автостоянках. Кроме того, автомобилисты-колясочники проходят медосмотр централизованно в одном кабинете поликлиники на первом этаже. Также государство хоть немного, но компенсирует затраты на бензин. Налажено сотрудничество с общественным объединением «Отан», с которым инвалиды периодически устраивают совместные акции и мероприятия.
Помогают колясочникам и некоторые местные организации. К примеру, осужденные из ЕЦ-166/18 делают для инвалидов тросточки. Деревом для них снабжает предприниматель из села Карабулак. Все спецсредства «ерликовцы» делят с городским обществом инвалидов и ветеранской организацией. Кстати, резиновые наконечники для тростей отливает ТОО «Целингормаш». Это предприятие также помогло изготовить восемь откидных пандусов, которые крепятся к перилам в подъезде – поэтому заезжать домой колясочникам стало намного легче. На ЗГО инвалидам предоставляют оборудование для работ.
А в остальном инвалиды живут обычной жизнью. Каждый год летом ездят отдыхать на реку Селеты. Правда, этим летом пришлось изменить традиции и не поехать, так как водоем существенно обмелел. И пирс, с которого можно было погружаться колясочникам в воду (с берега заходить неудобно), теперь находится практически на суше… Активно в свои 65 лет занимается Анатолий Давыдов и спортом – имеет множество медалей за жим штанги лежа и стрельбу. Кстати, спортом Анатолий Вячеславович начал заниматься сравнительно недавно, придя в общество. Он признается: без сильных и крепких рук инвалиду-опорнику никуда. Вот и приходится удивляться: откуда же такие люди, как Анатолий Давыдов, берут силы и ни на минуту не отчаиваются?

   Максим БАЛУЕВ

Просмотров: 1350 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar