Чем ближе я подходила,
тем все более необычный вид приобретала под ногами земля. Ничего удивительного,
ведь впереди был цех топливоподачи - первое и одно из самых важных звеньев в
цепочке производственного процесса Степногорской ТЭЦ.
Думаю,
нет надобности объяснять, что уголь – тот продукт, без которого городская ТЭЦ
просто не сможет работать. Станция напоминает огромный, живой организм,
дышащий, пышущий жаром, которому для поддержания жизнеспособности постоянно
требуется неимоверное количество пищи. И такой пищей для станции является
уголь, прием которого, складирование, частичное измельчение и подачу в
котельный цех осуществляют сотрудники цеха топливоподачи (ЦТП).
Коллектив,
обслуживающий своеобразный «пищеблок» станции, достаточно солидный - 75 человек.
Причем, половина из них, как это ни странно, – женщины. Честно сказать, я с
трудом представляю себе, как на выгрузке угля, в облаках черной, вездесущей
пыли, могут работать женщины, но они здесь работают, и работают годами. Коллектив
в цехе, по словам его начальника Станислава Иосифовича Бендеры, очень стабильный,
несмотря на непростые условия труда. Каждый сотрудник знает свой участок работы
и трудится с полной отдачей. А иначе и нельзя. Если пришли вагоны с углем, хочешь
не хочешь, а разгружать их надо, отсидеться не получится. Бывало, что в лютые
зимние морозы и по 33 «маршрута» принимали. «Маршрут» на производственном языке
означает состав с углем. А если принять во внимание, что в каждом составе 66 полувагонов
и его разгрузка занимает всю рабочую смену, то сразу становится ясно, что
работа здесь не для слабых духом и телом.
Работа
в цехе топливоподачи не прекращается круглые сутки. И хотя процесс выгрузки
практически полностью механизирован, у сотрудников цеха забот все равно немало
- от обслуживания механизмов до поддержания чистоты на вверенном участке.
Каждый
«маршрут» единовременно поставляет на ТЭЦ около 4600 тонн угля, и, конечно же,
управиться с такой массой «черного золота» невозможно без помощников. Первый из
них – так называемый вагонотолкатель. Этот маленький труженик без устали
таскает вагоны с углем сначала на электронные весы, позволяющие точно определить
вес поступившего на станцию угля, а потом в помещение, название которого
говорит само за себя – вагоноопрокидыватель. Это и есть второй помощник, силе
которого могли бы позавидовать древнегреческие герои. Горожанам, не связанным производственными
узами с ТЭЦ, трудно представить себе, как механизм, напоминающий гигантскую
центрифугу, играючи переворачивает полувагон с углем общим весом примерно 85
тонн.
Кстати,
еще несколько лет назад при выгрузке угля в зимнее время сотрудникам цеха
приходилось долбить его вручную, поскольку уголь, имеющий при погрузке высокую
температуру, за время пути из Экибастуза в Степногорск остывал и примерзал к
днищам вагонов. Теперь же специальная технология подогрева вагонов в зимний
период существенно облегчила разгрузку угля.
Итак,
вагон опустошен, и теперь в работу включается целая армия помощников по
транспортировке угля. Это сложная, многоступенчатая система, состоящая из
загрузочных и разгрузочных бункеров, мельниц, узлов пересыпки и одиннадцати
ленточных конвейеров протяженностью от 48 до 148 метров. По транспортерным
лентам конвейеров уголь движется на открытый склад, а оттуда по команде
дежурного начальника смены ТЭЦ подается в котельный цех. Вот таким образом
производится обработка приблизительно 55 тысяч тонн угля в летние месяцы и около
110 тысяч тонн – в зимние. Впрочем, и это еще не предел. В декабре прошлого
года, когда трескучие морозы не спадали целых две недели, на складе ЦТП
скапливалось до 140 тысяч тонн угля, и это не считая ежедневного расхода на обеспечение
работы котлов. Чтобы было понятно, какое количество угля в течение рабочей
смены проходит через руки сотрудников ЦТП, стоит сказать, что суточный расход
угля в летний период составляет 1200 – 1600 тонн, а зимой – в 2 - 2,5 раза
больше. И если в теплое время года подача угля производится строго два раза в
сутки, то зимой количество подач зависит от температуры воздуха «за бортом».
Задача
машинистов топливоподачи – а именно так называется персонал, обслуживающий все
этапы обработки угля в цехе топливоподачи, – следить, чтобы не было сбоя в
работе механизмов, чтобы весь уголь дошел до пункта назначения, а по завершении
работы произвести уборку помещений. Разумеется, мне было любопытно посмотреть,
как ленточные конвейеры выглядят изнутри, поскольку большая часть этих
сооружений является подземной. До этого момента я представляла себе конвейер как
большое и светлое производственное помещение, где вдоль движущейся
транспортерной ленты стоят миловидные женщины в чистеньких халатиках. На деле
он оказался узким, темным тоннелем, уходящим куда-то в недра земли, куда и
заглянуть-то страшно. А сотрудницам цеха топливоподачи не страшно. Как сказал
Станислав Иосифович Бендера, его подчиненные из той породы, что и коня на скаку
остановят, и в горящую избу войдут, как, например, Гульбану Коблановна
Бекежаева. Ее стаж в цехе топливоподачи степногорской ТЭЦ насчитывает 25 лет.
Недавно в числе лучших работников городских предприятий она была отмечена
грамотой акима города. Или, например, Ирина Викторовна Николаенко, которая тоже
ловко справляется с «черным золотом» уже больше двадцати лет. И пусть это
золото не блестит, но для степногорской ТЭЦ оно дороже любых алмазов, о чем
хорошо знают старожилы ЦТП, которые учат молодежь так же относиться к своему
делу. Это машинист вагоноопрокидывателя Алексей Георгиевич Морин, машинисты
автоматизированной топливоподачи Нэлла Валентиновна Локоткова, Татьяна
Васильевна Волянская, Ирина Петровна Василенко, Наталья Ивановна Булдакова.
Кстати, Наталья Ивановна по случаю 40-летия степногорской ТЭЦ была удостоена
особой чести – занесения на Доску почет предприятия.
Впрочем,
рассказывая о своих сотрудниках, Станислав Иосифович Бендера, сам работающий на
ТЭЦ с 1982 года и прошедший путь от слесаря ремонтно-механического цеха до
начальника цеха топливоподачи, никого не хотел особо выделять. «Люди у нас все
хорошие, - говорит он, - все работают добросовестно. При необходимости любой
может выйти на работу в выходной день, не считаясь с личными интересами». Но
при всей своей сдержанности в похвалах, он не мог не сказать несколько добрых
слов о своей «правой руке» - заместителе начальника цеха Каиргельды Салимовиче
Ахметжанове, который, как сам он шутит, «на ТЭЦ не работает, а живет». И он
имеет право так говорить, поскольку за 18 лет работы в ЦТП досконально изучил
производственный процесс, эксплуатацию механизмов и из мастера вырос в хорошего
руководителя. Добрые слова были сказаны начальником цеха и о тех, от кого
зависит организация успешной работы на каждом участке, - о начальниках смен
Валерии Васильевиче Лисовском, Виталии Станиславовиче Молодецком, Александре
Евгеньевиче Сафронове, Вячеславе Михайловиче Чернышове и Евгении Николаевиче
Рыбалко. Под началом каждого из них находится по двенадцати, если можно так
выразиться, «хранителей черного золота».
Ознакомившись
с тем, где и как работают сотрудники цеха топливоподачи, я уже не удивлялась,
увидев на территории цеха молодую женщину с топором в руках (в этот день
сотрудники ЦТП занимались благоустройством территории). «Наши женщины могут
все», - улыбаясь, сказал по этому поводу начальник цеха. Удивилась я другому –
тому, что из мрачного подземелья бункера пересыпки слышалась звонкая песня. А
почему бы и не петь, если, как утверждает начальник цеха, для сотрудников ЦТП
созданы все необходимые бытовые условия: имеются душевые, комната приема пищи,
ежедневно выдаются чистая спецодежда, респираторы, все работники обеспечиваются
спецпитанием (молоком). Немалое значение имеет и стабильность в работе ТЭЦ,
поскольку от этого зависит благосостояние семей каждого из сотрудников ЦТП и
всего предприятия.
А
в этом вопросе как раз все в порядке. Давно налажены прочные связи с экибастузским
предприятием ТОО «Богатырь Комир», обеспечивающим круглогодичную, бесперебойную
поставку угля в наш город. Уже подана заявка на поставку угля в объеме почти
900 тысяч тонн на 2014 год. И если по нормативам положено иметь запас угля только
на 20 дней, то на степногорской ТЭЦ имеется его двухмесячный запас. Такие шаги
предпринимаются инвесторами и руководством предприятия с учетом сложных климатических
условий в нашем регионе для стабильной работы станции. Так что любимый город вполне
может позволить себе спать спокойно.
Надежда
КАХАНОВА
|