Главная » 2013 » Март » 15 » Каков вопрос - таков ответ (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
16:18
Каков вопрос - таков ответ (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Читаю я вопрос представителя Степногорского отдела образования Светланы Леонидовны, не назвавшей своей фамилии, министру образования и науки РК Бакытжану Жумагулову – и не могу не признать истинность известного афоризма: иной поставленный вопрос – уже готовый ответ. Такое мнение сложилось у меня по прочтении в который раз заданного министру вопроса – об оздоровительных пособиях для школьных учителей.
Вопрос был размещен на личном блоге министра 1 февраля (позже я объясню, почему обращаю ваше внимание на дату, - пока же давайте погрузимся в глубину учительских рассуждений, исправив, для большей ясности, грубые орфографические и пунктуационные ошибки): «Уважаемый Бакытжан Турсынович! Все имеющиеся разъяснения по выплате пособия на оздоровление учителям общеобразовательных школ на сайтах Министерства образования РК, Министерства труда и социальной защиты населения РК, областных управлений образования носят противоречивые ответы и нигде не конкретизированы.
Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2007 года №1400 «О системе оплаты гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет государственного бюджета, работников казенных предприятий», п. 3, четко определено, что пособие на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску гражданским служащим выплачивается в размере одного должностного оклада. Дается понятие, что учителю оклад определяется исходя из нормативной учебной нагрузки в неделю. Нормативная нагрузка учителю, 18 или 24 часа, определена Законом «Об образовании». Кроме того, в соответствии с пп. 73 п. l ст. 1 Трудового кодекса дается понятие тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.
Министерством труда и социальной защиты дается разъяснение, что на учителя распространены все нормы, предусмотренные трудовым законодательством, т.е. учитель должен находиться на работе 40 часов в неделю, при этом непосредственно с учениками - в соответствии с педагогической нагрузкой (18, или 24, или 30 часов).
Согласно ст.131 Трудового кодекса если работник выполняет в одной и той же должности, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности - это считается доплата. Пособие на оздоровление не включает в себя доплаты и надбавки, в том числе за совмещение должностей (расширение зоны обслуживания). Учителю должен выплачиваться только один оклад исходя из нормативной нагрузки.
В то же время если учитель работает по совместительству (выполняет ту же работу), то ему выплачивается лечебное пособие.
В ваших разъяснениях вы также пишете, что пособие выплачивается в размере должностного оклада исходя их фактической нагрузки. А примеры приводите про учителей, работающих в сельской местности, где нагрузка менее 18 часов, и делаете вывод, что выплата производится за фактические часы. А если учитель ведет 30 часов, это 1,7 ставки или оклада, т.е. исходя из вашего разъяснения и на оздоровление ему должны выплатить 1,7 оклада, а тогда выстраиваются различные вопросы соблюдения Трудового кодекса с 40-часовой рабочей неделей, ст. 131 данного кодекса, где учитель может выполнять за другого учителя работу, но это считается доплатой, и, наконец, Постановление Правительства №1400, где четко оговаривается: выплата пособия на оздоровление выплачивается в размере одного должностного оклада. И если считать фактическую нагрузку окладом, то тогда к чему формулировка в Постановлении Правительства №1400 «в размере одного оклада»?
Исходя из вышеизложенного, просим вас ответить на наши вопросы.
1.    Входит ли получаемая заработная плата по совмещаемой должности (расширение зоны обслуживания) в один должностной оклад?
Если считать фактическую нагрузку окладом, хотя, по нашему мнению, свыше одной ставки - это уже больше оклада, то что означает формулировка в Постановлении Правительства №1400 «выплата производится в размере одного оклада»?
2.    Считается ли выполнение работы за расширение зоны обслуживания доплатой и влияет ли она на получения пособия на оздоровление?
3.    И конкретно в каком размере должно быть выплачено пособие на оздоровление:
- в размере одного оклада исходя из норматива?
- или фактической нагрузки свыше 18 часов при 40-часовой рабочей неделе?».
Вот какая мысль посетила меня во время прочтения этого «мини-эссе» из Степногорска: видимо, потому и задаются пространные вопросы (к тому же, с явной учительской подсказкой: «…хотя, по нашему мнению, свыше одной ставки - это уже больше оклада»), чтобы на эти вопросы давались туманные ответы.
Не проще ли было задать прямой вопрос от имени какого-нибудь учительницы, имеющей, к примеру, высшую категорию и больше 20 лет учительского стажа? Допустим, такой: «Я, в соответствии с тарификацией, веду 27 часов математики в неделю в одной из степногорских школ. Как мне должны начисляться оздоровительные – исходя из одной ставки (18 часов) или с учетом полутора ставок (27 часов)?». Ну, для пущей убедительности, можно попросить министра, чтобы он сам в своем ответе и рассчитал пособие на оздоровление. И всего-то!
Так нет же, наши напустили туману. Хотя сами то и дело прежде упрекали госчиновников за «туманные ответы». Каков вопрос – таков ответ. Поскольку два из трех вопросов были увязаны с расширением зоны обслуживания и совмещением должностей, а третий и вовсе прозвучал риторически, то и министр ответил соответствующе: «Уважаемая Светлана Леонидовна! Согласно ст.131 Трудового кодекса РК если работник, выполняющий в одной и той же организации, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, то речь идет о совмещении должностей (расширении зоны обслуживания) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника. Совмещение производится в пределах рабочего времени по основной должности. При этом необходимо учитывать установленную законодательно нормальную продолжительность рабочего времени. Если работник наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет дополнительный объем работ по одной и той же профессии или должности, то речь идет о расширении зоны обслуживания и увеличении объема работ. Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы следует понимать замену работника в случае его болезни, нахождения в отпуске, командировке и иных случаях временного отсутствия, когда в соответствии с законодательством за работником сохраняется рабочее время и должность. Таким образом, совмещение должности (расширение зоны обслуживания) не является основанием для выплаты пособия по совмещаемой должности. Данное условие распространяется и на руководящих работников организаций образования».
Что сказал Бакытжан Жумагулов Светлане Леонидовне? Что совмещение должности (расширение зоны обслуживания) не является основанием для выплаты пособия по совмещаемой должности». А кто же с этим спорит? Министра в данном случае упрекнуть не в чем: спрашивали про зону обслуживания – читайте про зону обслуживания.
Начальник Степногорского городского отдела образования, как явствует из нашего непродолжительного телефонного разговора, знает теперь наверняка, что ответить учителям на их вопрос об оздоровительных: за расширение зоны обслуживания лечебное пособие не платится. Более того, уверенности Татьяне Семенюк придает разъяснение к ст. 131 Трудового кодекса РК, опубликованное в прошлом году в одном из номеров журнала «Справочник кадровика», где объясняется разница между совмещением должностей и работой по совместительству. Так ведь я, как и многие степногорские учителя, и без ответа министра, и без разъяснения к закону знаю: за совмещение должностей (расширение зоны обслуживания) производится доплата и на эту доплату оздоровительные не начисляются. Но ведь учителя шестой школы уже в который раз спрашивают о другом: положены ли им оздоровительные на те часы, которые выходят за пределы норматива, то есть должно ли начисляться пособие на оздоровление С УЧЕТОМ ФАКТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ УЧИТЕЛЯ?
И все, буквально все ответы министра, касающиеся правильного начисления оздоровительных учителям, заканчиваются одним и тем же: «Пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада с учетом фактической нагрузки учителя». Почему ни начальник Степногорского городского отдела образования Татьяна Семенюк, ни экономист-совместитель отдела Надежда Фильчакова, видимо, получающая оздоровительные за совместительство, не хотят видеть очевидного?
В самом начале этой публикации я обратил ваше внимание на дату, когда Светлана Леонидовна бесфамильная из Степногорска задала свой вопрос министру, - 1 февраля. Но тот же Бакытжан Жумагулов на вопрос, датированный неделей позже, отвечает директору детского сада Л.А. Лысковой так, как будто и не было никакого степногорского вопроса: «Что касается педагогических работников, пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада с учетом фактической нагрузки учителя».
Убедит ли эта моя публикация руководство Степногорского городского отдела образования? Конечно же, нет. Как верно заметил писатель Эдгар По, «в одном случае из ста тот или иной вопрос усиленно обсуждается потому, что он действительно темен; в остальных девяносто девяти он становится темным, потому что усиленно обсуждается». Наш случай – как раз из этих самых остальных. Зачем в таком разе пишу?
Хотя бы затем, что я, соглашаясь со сказанным Татьяной Семенюк в шестой школе, тоже хочу, чтобы учителям платили за все, за что только можно платить, – при их непомерной загруженности всякого рода неоплачиваемыми «общественными делами». Кроме того, я движим желанием, чтобы учителя не просто слепо следовали указаниям своего начальства, порой руководствующегося лишь тем, как угодить вышестоящему начальству, а соотносили свои действия с законом. С законом, к которому, из-за вольного толкования «должностного оклада» и отождествления тарификации с «расширением зоны обслуживания», отношение подчас - как к дышлу: куда повернул, туда и вышло. На мой взгляд, точку в этом споре, скорее всего, поставит суд, куда намерены обратиться учителя шестой школы. А я, пока суд да дело, напишу-ка письмо министру и спрошу его: кто же все-таки прав – руководство Степногорского отдела образования, не начисляющее оздоровительные учителям сверх 18 нормативных часов, или сам Бакытжан Жумагулов, отвечающий педагогам страны, что пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада с учетом фактической нагрузки учителя?

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

Просмотров: 1749 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar