Главная » 2012 » Июнь » 20 » Как дом вместе с жителями продали (Максим БАЛУЕВ)
20:47
Как дом вместе с жителями продали (Максим БАЛУЕВ)

Жители высотного дома по адресу 9-46 уже несколько лет сидят как на пороховой бочке. Они стали заложниками запутанной ситуации: раньше дом принадлежал фирме «Стройфарфор», однако когда компания развалилась, то больше сотни квартир с их обитателями… были проданы некоей фирме, которая, в свою очередь, перепродала дом другому человеку.

В редакцию попали документы финансовой полиции по Акмолинской области. Следствием было установлено, что в 1992 году в городе было образовано АО «Стройфарфор». Первоначально его учредителями являлись комитет РК по госимуществу и архитектурно-строительная научно-техническая ассоциация РК, оптово-посредническая фирма «Казстройматериалы» и «ТуранБанк» г. Алматы, а остальные 3% акций были отданы работникам данного акционерного общества. Через несколько лет государственный пакет акции АО «Стройфарфор» был передан в коммунальную собственность Акмолинской области.
Вместе с созданием компании в 1992 году был введен в эксплуатацию жилой дом №46 в 9 микрорайоне. Согласно акту приемочной комиссии заказчиком дома являлось производственное объединение «Целинный горно-химический комбинат», при этом фактически дом был построен для работников завода «Стройфарфор». Квартиры между жителями лично поделил тогдашний аким Степногорска Марат Койшибаев. Они были распределены между Степногорским управлением строительства (как подрядной организацией, построившей этот дом), второй подъезд был отдан под семейное общежитие заводу «Стройфарфор», а в третьем подъезде устроили молодежное общежитие работников «Стройфарфор». Новоселье справили с шиком и блеском, однако спокойно жить пришлось недолго.
Решением Акмолинского областного суда в 2000 году АО «Стройфарфор» было признано банкротом и конкурсным управляющим назначен некий М.А. Молдабаев. При этом, согласно расшифровке стоимости основных средств АО «Стройфарфор» по состоянию на начало 1999 года, данный дом был включен в состав основных средств завода. А вот по сведениям степногорского филиала «Центра по недвижимости», за АО «Стройфарфор» право собственности на недвижимость не установлено. Это, кстати, подтверждает и еще одна справка от 2000 года об объектах социальной сферы, не вошедшей в уставной капитал «Стройфарфора», где черным по белому написано, что дом не принадлежит этой компании. Однако несмотря на это, конкурсный управляющий обанкроченного предприятия продает все имущество «Стройфарфора», в том числе и жилой дом, если можно так выразиться, со всеми его жителями некоему ТОО «Кортес» в лице директора Е.К. Аспамбетова за 8,5 млн тенге! При этом в акте приема-передачи про дом не сказано ни слова – отсутствует информация о местонахождении, этажности, не сказано ничего и про то, что здесь живут люди!
В 2003 года эта фирма перепродает дом снова – уже частному лицу М.К. Темирбекову, который, как установило следствие, имея умысел, направленный на незаконное завладение квартирами в доме, «при неустановленных следствием обстоятельствах заключил фиктивный договор между ним и директором ТОО «Кортес» Аспамбетовым». Однако, по сведениям Департамента юстиции г. Алматы, Ерлан Аспамбетов умер от сердечного приступа еще год назад до заключения сделки, поэтому как подпись умершего человека оказалась в договоре купли-продажи – загадка для всех.
Собственно, до этого момента жильцы ни сном ни духом не ведали, что творится с их домом. Все они, вроде бы, проживали тут на законных основаниях согласно договору найма с АО «Стройфарфор», а потом уже ТОО «Кортес». И только в конце 2005 года жители узнали, что высотный дом выкуплен частным лицом Темирбековым, который на состоявшемся собрании жильцов дома предупредил их о том, чтобы до мая 2006 года они либо выселялись из своих квартир, либо выкупали у него эти квартиры по рыночным ценам.
Такая наглость показалась жителям чрезмерной, и, посчитав перепродажу их имущества незаконной, они стали трезвонить во все инстанции. Жители, наняв юристов, утверждали: поскольку дом №46 был построен на государственные средства, он изначально относился к государственному жилищному фонду и акционерное общество «Стройфарфор» его собственником никогда не являлось. При этом АО «Стройфарфор» не оформило в установленном порядке право частной собственности на жилой дом 9-46. Следовательно, АО «Стройфарфор» не имело права распоряжаться данным имуществом по своему усмотрению, так как не обладало таким права.
Но и это еще не все. В ходе следствия было установлено, что впоследствии уже господин Темирбеков перепродал купленные им квартиры еще двум частным лицам – В. Щербаку и М. Кальжанову.
Судя по всему, предприимчивому Темирбекову светило по тем временам лишение свободы максимум на пять лет. Однако за истечением срока давности в 2008 году уголовное дело против него было прекращено. А вот жители остались один на один с возникшими проблемами. В их головах крутился только один резонный вопрос: каким образом Степногорским филиалом Центра по недвижимости по Акмолинской области была зарегистрирована сделка купли-продажи жилого дома 9-46, заключенная между АО «Стройфарфор» и ТОО «Кортес», а также как прошла последующая регистрация сделки купли-продажи этого же дома, заключенная между ТОО «Кортес» и физическим лицом М.К. Темирбековым?
По показаниям работников Центра по недвижимости, регистрация права собственности на квартиры дома 9-46 ими не производилась. Ими была произведена только регистрация имущественного комплекса АО «Стройфарфор» в виде недостроенного завода по производству санитарной керамики, причем расположенного на конкретном земельном участке промышленной зоны за чертой жилой застройки г. Степногорска. То есть регистрация была произведена в полном соответствии с договором, согласно которому предметом купли-продажи являлся именно имущественный комплекс АО «Стройфарфор» и именно в виде завода по производству санитарной керамики. И ничего больше! Руководители Центра недвижимости сообщил в суде, что, дескать, он в регистрировал сделку и для него основанием для регистрации права собственности за М.К. Темирбековым послужила «регистрация перечня конкурсной массы в составе основных средств АО «Стройфарфор», который в свою очередь являлся приложением к договору купли-продажи имущественного комплекса АО «Стройфарфор». Однако суд установил, что указанный перечень не может являться основанием для государственной регистрации права собственности на жилой дом 9-46 и расположенные в нем квартиры. Купля-продажа указанного жилого дома или расположенных в нем квартир могла являться предметом сделки по отдельному договору, однако он между продавцом в лице АО «Стройфарфор» и покупателем в лице ТОО «Кортес» не заключался. В общем, все последующие перепродажи дома, утверждают юристы, также незаконны.
Вроде бы, сегодня все жители правдами-неправдами отсудили свои квартиры и спокойно живут в доме. Однако пенсионерка Ольга Юрьева до сих пор получает повестки из суда о выселении.
Раньше она работала в системе ЖКХ на Кварцитке, имела приватизированную квартиру в пятиэтажке. Однако на заре 21 века дома были отрезаны от всех коммунальных благ и вскоре брошены, а жителей акимат расселил по брошенным квартирам. Да и как сказать расселил – людям просто сказали занимать пустующее жилье в городе, при этом, естественно, никаких законных прав на новые квартиры не имели. Так, с 1999 года живет Ольга Юрьева в доме 9-46 по договору со «Стройфарфором».
- С 2006 года судимся, - сетует Ольга Петровна. – Господин Темирбеков перепродал часть квартир неким Щербаку и Кальжанову. Моя квартира, например, принадлежит Кальжанову. Тогда он мне предложил выкупить ее за 3000 долларов. У меня никогда не было таких денег! Я уже 12 лет в этой квартире, плачу за комуслуги и сделала ремонт. Мы создали свой кооператив – надо было дома к зиме готовить. В 2010 году нас снова начали выселять. Мы наняли местных адвокатов. Кто-то выселился, а кто-то уже и выкупил квартиру, устав судиться. Практически все оставшиеся жильцы свои квартирные проблемы решили каким-то образом через столичных адвокатов, а я одна осталась. Кстати, в апреле этого года мне сообщили, что Кальжанов умер. Однако теперь мне остается полгода ждать, когда найдутся его правопреемники. А там – снова суд. К слову, я в суде узнала, что моя квартира уже трижды была перепродана! Некий мужчина купил эти квартиры у Кальжанова, однако его обманули и не дали документы, так как он не смог внести всю стоимость за квартиры сразу. Сказали ему: как заплатишь полностью, получишь документы.

Вот такая неординарная история произошла в нашем городе, кому расскажи – не поверят. В следующем номере «Престижа» мы расскажем о том, почему пробуксовывает восстановление разбитого дома 7-51.

Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 1875 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 DimOriN • 13:25, 25.06.2012
По моему скромному мнению жильцы живут в доме на халяву и еще "качают права". Квартиры изначально не их собственность, они их не покупали, когда въезжали, а теперь твердят, что они их собственные т.к. живут в них 10 лет - о_О помоему бред. Если я буду тайком жить в подвале виллы Билла Гейтса больше 10 лет, а он внезапно узнает, что я там жил и виву, то он поребует выселения, да и еще аренду за 10 лет потребует. А я, прикинувшись дурачком буду говорить - я в подвале сделал ремонт и он мой!
avatar
0
2 Гость • 23:58, 08.01.2013
Уважаемый, 1 DimOriN, хорошо, что это «скромное мнение» принадлежит только Вам. В противном случае людям бы не удалось отсудить квартиры, приобретенные вышеуказанными лицами по фиктивным договорам купли-продажи и иными противоправными способами. Да, действительно, по большому счету большинство людей, будучи, не являясь собственниками квартир, расположенных в этом злосчастном доме, отношения к этим самым квартирам имели не больше чем никакого. Но проживали в нем и люди, которым эти квартиры были выделены по решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов, таким людям выдавались ордера на эти жилплощади. Тем не менее, этим людям никто так и не позволил приватизировать жилье по праву принадлежащее им. Думаю, сравнения с подвалом Бил Гейтса здесь более чем не уместны. Но это еще не все, в 2007 году проводилась массовая легализация имущества, легализовали всё, что только можно, может даже и то, что и вовсе нельзя. Но увы, жильцов этого дома данная программа обошла стороной и поверьте далеко не по их волеизъявлению или их неактивности. Благо в настоящее время удалось в судебном порядке решить судьбы некоторых из горе-владельцев, которых можно пересчитать по пальцем на одной руке. Тут судя по всему автор данной статьи был несколько дезинформирован, так как большинство жильцов (где-то в районе 50 кв.), как жили там на «птичьих» правах, так на них и живут. Более того, в 2010 г. решением Степногорского городского суда, часть квартир была признана поступившей в коммунальную собственность и думаю в ближайшее время выселять жильцов из квартир будут не вышеупомянутые собственники, а акимат - наш местный исполнительный орган. А при попытке жильцов, в настоящее время, все таки узаконить свои права на жилище, акимат города Степногорска всячески этому препятствовал, и пытался признать поступившей в коммунальную собственность оставшуюся часть квартир. Хочу заметить, что на данный момент у многих людей все же есть шансы добиться справедливости, и примеры тому уже имеются хоть их пока и не так много, как хотелось бы.
avatar