13:27 Главная песня о любимом городе (Надежда Каханова) | |
Думаю, нет в нашем городе человека, который не слышал бы эту песню: «Степногорск, к нам с тобой не идут поезда…». Песня стала очень популярной несколько лет назад, когда начался массовый отъезд горожан в другие города и страны. Каждый считал своим долгом взять на память диск или кассету с видами города, где за кадром звучат берущие за душу слова поэтессы Нелли Лыновой под легко запоминающуюся музыку... А вот как раз об авторе и исполнителе этой песни мы и хотим вам рассказать. Мне казалось, что за такую песню мог взяться только человек, выросший в этом городе и страстно в него влюбленный. Но поскольку первое далеко не так, тем более удивительно, что второе оказалось правдой. Сергей Гаподченко вырос в селе Благодатное под Ерейментау. Село было большое, богатое, с собственным Домом культуры, где местная молодежь приобщалась к культуре в различных кружках и ансамблях под чутким руководством опытных педагогов. Одним из таких педагогов был Владимир Вольф – универсальный музыкант, владеющий сразу несколькими инструментами. Благодаря его увлеченности и терпению из мальчишек, никогда не державших в руках музыкальных инструментов, удалось создать вполне приличный вокально-инструментальный ансамбль. Впервые Сергей Гаподченко вышел на сцену ДК в возрасте 12 лет. И с тех пор музыка стала его любовью, его болезнью, а в дальнейшем – его профессией. В те годы практически в любом ДК или сельском клубе имелся свой вокально-инструментальный ансамбль, и танцы под «живую» музыку были обычным делом. Но если для кого-то танцы – развлечение, то для музыкантов сельского ансамбля – репетиция перед серьезным выступлением. И мальчишки из села Благодатное довольно успешно выступали на различных смотрах-конкурсах районного и областного значения. Между прочим, друзья детства Сергея Гаподченко, с которыми он играл тогда в одном ансамбле, на всю жизнь остались верны детскому увлечению. Все они сегодня вращаются в «околомузыкальном» пространстве. Один стал владельцем дискобара в Германии, другой – играет на свадьбах. А сам Сергей после окончания школы поехал поступать в Целиноградское музыкальное училище, и для семьи это не стало неожиданностью. Вот только претендовать на обучение на инструментальном отделении он не мог, поскольку не имел базовой подготовки в музыкальной школе, зато успешно выдержал экзамен на отделение хорового дирижирования, что, впрочем, не слишком его огорчало: хоть где - лишь бы обучаться музыке. Правда, с первой попытки окончить училище Сергею не удалось. Уже через год служение музыке пришлось отложить ради служения Родине. А после армии повзрослевший и поумневший Сергей понял, что дирижер хора – совсем не то, чему он хотел бы посвятить свою жизнь. В армии у Сергея появилась новая страсть – саксофон, первые уроки игры на котором ему преподал один из сослуживцев. В поисках себя и своего места под солнцем Сергей вернулся домой, где его с удовольствием взяли в местный ДК на должность методиста. Но уровень музыканта на сельских танцульках уже не мог удовлетворить амбициозного молодого человека, и уже через год он сумел восстановиться в том же музыкальном училище на отделение духовых инструментов по классу саксофона. Целиноградское музыкальное училище подарило ему не только профессию, но и встречу с будущей женой – Татьяной, с которой они вместе по сей день. А после окончания училища Сергей и Татьяна оказались в Степногорске, куда молодые музыканты получили направление на работу. С этого времени в жизни Сергея начался новый виток. Следующие несколько лет были самыми счастливыми в его профессиональной карьере. Он – художественный руководитель Дома культуры поселка Заводского, потом – директор степногорского ДК «Строитель». Работа в этом учреждении культуры оставила в памяти Сергея Гаподченко наиболее отчетливый след. Ему пришлось приложить немало сил не только как творческому человеку, но и как хозяйственнику, и как снабженцу. Он занимался восстановлением отопления здания ДК и другими ремонтными работами, именно здесь появилась первая в городе светомузыка, а в руководимые им вокально-инструментальные ансамбли приходили талантливые ребята, с которыми ему было легко и интересно работать. Кстати, со многими из своих бывших учеников Сергей до сих пор поддерживает дружеские отношения. А кое-кто из них тоже избрал своей профессией музыку. Большой удачей было то, что в ДК «Строитель» в те годы сложился молодой, энергичный коллектив – коллектив единомышленников. Они сами создавали вокруг себя атмосферу творчества, вдохновения, стремления к победе, не жалея личного времени и сил. Между прочим, неоднократно занимали 1 места в КВНе среди работников культуры, что очень даже не просто. Вели кружки, создавали детские вокальные и танцевальные коллективы, организовывали веселые утренники для детей и интересные мероприятия для взрослых, стараясь поднять уровень своего ДК на достойную высоту. И все это, несмотря на мизерные зарплаты и низкую платежеспособность населения в 90-е годы. Все закончилось в один миг, когда стало известно, что по решению городских властей ДК «Строитель» продают в частные руки. Коллектив был расформирован и трудоустроен в другие городские учреждения культуры. А сам Сергей Гаподченко был переведен в ДК «Горняк», где через год попал под сокращение. Выживал в то время за счет работы в ресторанах. Впрочем, эта часть его трудовой деятельности всегда помогала ему держаться на плаву. Даже в смутные 90-е. Когда все его друзья и родственники разъезжались - кто в дальнее зарубежье, кто в ближнее, он никуда ехать не захотел. Сергей и сейчас считает, что маленький город стал своего рода охранной грамотой для его жителей. В больших городах все было намного жестче и неопределеннее, тем более, для ресторанных певцов и музыкантов. Хотя и здесь ресторанным музыкантам пришлось пережить немало. Публика в увеселительных заведениях на тот период нашей истории была в основной своей массе определенного типа. В залах случались серьезные бандитские разборки и наезды (говоря их языком). Не все музыканты выдерживали испытание рестораном. Одни уходили, другие спивались. Сергею удалось выстоять и удержаться от соблазнов. Наверное, помог внутренний стержень, который когда-то вложили в него родители. Да, иногда бывало страшно, рассказывает Сергей, но нужно было работать, а звуки саксофона способны задеть даже бандитские души. К тому же команда музыкантов тогда сложилась очень хорошая. Сергей до сих пор тоскует по тому ощущению единства и взаимопонимания в музыке. Иногда даже без предварительной репетиции, чувствуя друг друга на подсознательном уровне, парни играли ту музыку, которую хотели слышать клиенты. Причем, никто из них, кроме Сергея, не был профессионалом – это были ребята, как говорится, от станка, самоучки, которым просто нравилось то, что они делали. Разумеется, одни только вечерние концерты на заказ не могли удовлетворить профессиональные амбиции Сергея Гаподченко. Параллельно он руководил самодеятельными коллективами в СПЛ-13, потом несколько лет работал в СГТК, где организовал известную в свое время в городе группу «Монолит». Этот коллектив стал его особой гордостью. Ребята сами писали для своей группы песни в стиле хард-рок и успешно выступали на всех площадках города, включая ДК «Горняк», где состоялся их сольный концерт. Они могли и хотели двигаться в музыке дальше, но случилось так, что по окончании колледжа группа распалась, что очень разочаровало их руководителя. Подобное разочарование ему приходилось переживать не однажды, всякий раз создавая новый коллектив, а через несколько лет теряя плоды своего труда навсегда и опять начиная все сначала. Но, что поделать, такова участь любого руководителя детского самодеятельного коллектива. Однако история с «Монолитом» частично продолжила свое существование. Один из участников группы – Иван Ткаченко, которого еще до его прихода в «Монолит» Сергей Гаподченко обучал в ДДТ игре на гитаре, после окончания СГТК поступил в музыкальное училище и теперь играет в одном из музыкальных коллективов Астаны. Такие случаи, а он в профессиональной карьере Сергея Гаподченко не единичный, являются доказательством того, что все в жизни было не зря и что его работа чего-то стоит. В настоящее время Сергей Гаподченко является музыкальным руководителем степногорского социально-гуманитарного колледжа. Впервые за последние годы он попал в учреждение, где есть очень хорошая инструментальная база (до сих пор все руководимые им коллективы играли на его собственной аппаратуре). И на новом месте у него уже тоже есть определенные достижения. Два года подряд учащиеся колледжа занимают призовые места в областном конкурсе патриотической песни. Причем, в последний раз это была песня, написанная самим Сергеем Гаподченко. Писать песни он начал давно, а побудила его к этому не столько потребность самовыражения, сколько набивший оскомину набор одних и тех же песен на всевозможных конкурсах и фестивалях. У него нет особых симпатий к тому или иному поэту - стихи берет те, что тронут его душу, заставят ее петь. Иногда это знаменитый Роберт Рождественский, иногда никому не известная девочка – учащаяся колледжа. А однажды, несколько лет назад, Сергей принял участие в республиканском конкурсе казахстанских авторов, для которого написал сразу три песни. Одну из них спел его шестилетний сын. Жюри, членом которого был сам Владимир Шаинский, высоко оценило эту песню, прослушав ее в записи и наградив автора соответствующим дипломом. Непременным условием победы в конкурсе было исполнение песни, так сказать, вживую, на сцене Алматы, но, к сожалению, несогласованность со степногорским отделом культуры не позволила мальчику принять участие в концерте. А жаль! Что же касается песни о Степногорске, то она появилась на свет совершенно случайно. Одна из сотрудниц городского отдела культуры предложила Сергею Гаподченко написать музыку на стихи Нелли Лыновой. И он написал. Потом сделал к песне фонограмму и сам спел на концерте по случаю Дня города. А потом ему позвонил Валерий Прохоров и попросил разрешения использовать песню для оформления диска с видами Степногорска. И песня, что называется, ушла в народ. Позже эта запись стала обязательной в оформлении выпускных дисков всех старшеклассников города. Сегодня она есть едва ли не в каждой степногорской семье. Живет она и в моем доме. Как невидимой нитью, ею связаны сотни людей, называемые теплым словом - степногорцы. И, тем не менее, несмотря на такую популярность своих произведений, Сергей Гаподченко полон усталости и разочарования. По его словам, сейчас в городе все поют (под фонограмму), но никто при этом не играет. Хорошие музыканты уезжают, возможно, потому что это не оплачивается на должном уровне. Сам Сергей тоже давно нигде не играет – не с кем. А так хочется праздника для души - как в былые времена, поиграть в «живой» команде! Сейчас он намерен всерьез заняться созданием новых песен для конкурсов и концертов, благо, спрос на его творчество высокий. А еще ему не дают покоя музыкальные идеи для более серьезной музыки – в его домашнем архиве уже есть несколько пьес для саксофона собственного сочинения. Что бы ни случилось в жизни, говорит Сергей Гаподченко, он все равно будет заниматься музыкой. Это главное дело его жизни. А еще одно, не менее важное дело – забота о близких. Родители дали ему жизнь, семья - поддержку в этой жизни. Теперь он чувствует свой долг перед детьми в том, чтобы помочь им стать настоящими людьми, достичь чего-то стоящего. На том и стоим. Надежда КАХАНОВА | |
|
Всего комментариев: 1 | |
0
| |