Главная » 2009 » Ноябрь » 27 » Эх, «тройка», или Какие дороги – такие и автобусы (Максим БАЛУЕВ)
11:47
Эх, «тройка», или Какие дороги – такие и автобусы (Максим БАЛУЕВ)
Позвонившая в редакцию читательница весьма жестко высказалась о том, как автобусным маршрутом №3 добирается до поселка Заводского:
- Я бы ездила в поселок на электричке, но остановка «тройки» прямо под окнами. Люди не чувствуют себя людьми, садясь в старый обшарпанный автобус. Собирая пассажиров по городу, водитель не регулирует их количество: людей набивается столько, что просаживается автобус и тяжело начинает реветь двигатель, а двери не могут закрыться. Уехать-то хочется всем, вот и лезут. Водителю тоже хорошо – больше денег заплатят. Не является ли такое отношение нарушением правил перевозки пассажиров? И куда смотрят, с одной стороны, владельцы автобусов, а с другой – отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог? Отдельный вопрос – о комфорте. В автобусе пыльно и нередко грязно, в дождь «текут» окна и потолок. Обратите, пожалуйста, внимание на нашу проблему.


О состоянии и судьбе автобусов, идущих по маршруту №3, мы говорим с Петром Савкиным, заместителем директора ТОО «Степногорск-автотранс», в чьем ведении находится этот транспорт.
- Петр Викторович, сколько всего автобусов обслуживает этот маршрут?
- У нас 5 советских автобусов «ЛАЗ-695». Но бывает, что они все сломаны, и мы привлекаем автобусы ПАЗ-3205 – они новые, но меньшей вместительности и предназначены для доставки людей на предприятия.
- Пожалуй, главный вопрос – техническое состояние «троек». Во многих городах уже отказались от использования автобусов марки «ЛАЗ-695», которые используете вы и которые давно не выпускают заводы. У степногорских «троек», вообще, есть срок эксплуатации?
- Жизнь автобуса не определяется сроком эксплуатации. Автобус до тех пор можно эксплуатировать, пока он в нормальном состоянии. Возраст автобусов маршрута №3 – от 15 лет и выше. Последние «ЛАЗы», снятые с городских маршрутов, закупали в Костанае, выбрали наиболее нормальные, 1994 года выпуска.
- А каков возраст самого старого автобуса в автопарке предприятия?
- По-моему, он 1989 года выпуска.
- Петр Викторович, вот и вы говорите, что автобусы часто ломаются. Если, опять же по вашим словам, они пока в пригодном техническом состоянии, означает ли это, что их плохо ремонтируют?
- У нас нормальная ремонтная база, автобусы проверяются каждое утро, а водители, естественно, проходят медицинский осмотр. Просто сложно в отношении транспорта, который используется более 15 лет, предугадать, сломается он или нет. А автобусы ломаются часто из-за плохих дорог, особенно в районе поселков. Традиционно поломки связаны с рессорами. Рессор таких уже нигде не продают. Находим где только можем.
- Трудно, конечно, говорить в этом случае о комфорте. И все же люди хоть и ездят, что называются, в деревню, но, платя деньги, согласитесь, заслуживают более комфортных для себя условий. Летом, к примеру, в автобусе пыльно, в дожди льется изо всех щелей…
- Тут, наверное, больше зависит от водителя: некоторые себе чехлы на сидения сшили, чтобы их обновить. Опять же дороги проселочные: один рейс сделал туда и обратно – полный автобус пыли… От этого и остального никуда не денемся, пока не станем эксплуатировать другие автобусы. Но и их не будем эксплуатировать, пока дороги не сделают более-менее. Немаловажен и денежный вопрос.
- Ну а если хотя бы частями начать замену? Разве нельзя было за столько лет сработать на перспективу и накопить на парочку новых автобусов?
- Мы над этим вопросом постоянно думаем, мы не отмахиваемся от людей. Нам звонки тоже поступают, жалуются люди. Да и директор ТОО «Степногорск-автотранс» нам постоянно об этом напоминает. Мы сейчас просто не можем прийти к решению, автобусы какой марки, взамен «ЛАЗов», можно будет поставить на маршрут №3. О новых машинах не думаем, иначе автобус окупится через 20 лет в лучшем случае. Но финансовый вопрос мы решим. К примеру, можно было бы взять иномарочные автобусы, которые убирают из Астаны. Но опять же дороги…
- Так сколько же стоит автобус?
- Наиболее приемлемый для нас вариант – автобус курганского производства. Его цена от 60 тыс. долларов. В Кургане такие автобусы только начали выпускать.
- Хорошо, будем внимательно следить за обновлением вашего автопарка. Но кое-что, по-моему, можно изменить к лучшему и сейчас. Например, какая ответственность лежит на водителях на вашем предприятии?
- Водители обязаны следить за техническим состоянием автобуса, обеспечивать культуру обслуживания. За грубость и другой негатив в договоре прописаны штрафные санкции. В нашей же обязанности проверять водителя перед выездом, ремонтировать автобус, не выпускать его на маршрут, если он неисправен.
- А кто-то следит за тем, когда водитель, особенно по утрам, перегружает автобус так, что он прогибается? Это же небезопасно. Людей в автобусе - как сельди в бочке, одному водителю хорошо – больше денег заработает.
- Да, первый рейс перегружен. Но в автобусе 33 места для сидения, и еще, по технической характеристике, около 30 человек могут ехать стоя.
- Столько человек, наверное, допускается при хорошем состоянии автобуса. А если, сами говорите, там рессоры плохие – прямой путь к поломке.
- Нет такого понятия, хорошее или нехорошее состояние. Есть – технически исправный или неисправный автобус.
В связи с открытием маршрута №2 ТОО «Степногорск-экспресс» нагрузка уменьшилась, и мы думаем, что этого количества рейсов (11 рейсов в день) достаточно.
- В прежние времена пассажирам выдавали билеты, тем самым можно было проконтролировать сбор денег. Как ведется налоговая отчетность сегодня? Билеты на руки не дают. Ведь можно собрать большее количество денег, а отчитаться перед налоговой за меньшее.
- Чтобы не ловить водителей на деньгах, мы просто отдали им в аренду автобусы. Каждый водитель обязательно берет патент и сам отчитывается перед налоговой. Так что сбор денег в интересах водителя.
- Петр Викторович, ну а если так все нерадостно обстоит с «тройкой» (много затрат, связанных с ремонтом, откладывается покупка новых автобусов), то не проще ли вашей организации отказаться от маршрута №3?
- Если мы уйдем с маршрута, то будет хуже всем – и нам, и особенно жителям. Завтра туда кинутся таксисты и будут ломить не по 100 тенге, как они делают сейчас, выезжая аккурат перед нашим автобусом и забирая некоторых пассажиров, а намного больше.
- А вообще, есть ли еще претенденты на этот маршрут?
- Тендер проводился, его выиграли мы. С тех пор больше никто не претендует. Возможно, «Степногорск-экспресс» хотел бы занять эту нишу, но у нас советские автобусы, практичные и вместительные, а там китайские на 18 человек.
- Власть как-то контролирует работу вашей организации?
- Да, отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог звонит нам, отправляет письменные обращения. Но надо понимать, что власть нам автобусы не купит.
- Не будет ли повышаться оплата за проезд? А то на дворе бензиновый кризис, то бензина нет, то он дорожает.
- Нет, подорожание ни на каких маршрутах не планируется. Если же резко повысится стоимость бензина, дизтоплива и расходных материалов, то не исключается, что придется повышать. Пока только ожидаем несущественное повышение на зимнее дизтопливо.
Беседовал Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 1709 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Павел • 16:34, 02.07.2010
втобусы ЛАЗ 695 не такие уж старые и их и сейчас выпускают на Днепродержинком автозаводе. Зря пассажирка жалуется. Я бы сам с удовольствием поездил на этом автобусе. Он прочный и качественный, а также очень удобный для пассажиров и мягкий.
avatar