Главная » 2013 » Март » 11 » Две половинки одной любви (Надежда КАХАНОВА)
23:05
Две половинки одной любви (Надежда КАХАНОВА)
Эта пожилая пара поселилась в Степногорске не так давно – всего лишь 8 лет назад. Хотя дочери, проживавшие здесь, давно предлагали родителям переехать. Окончательно подтолкнуло к переезду чету Коншиных не только пошатнувшееся с возрастом здоровье, но и боль от того, что стало с родным селом, входившим некогда в состав большого и богатого совхоза.
А ведь село Мало-Александровку Аккольского района сто лет назад основал прадед Марии Леонтьевны – Василий Жижикин, переехавший вместе с семьей из Орловской губернии по программе заселения пустующих земель. Переселенцев определили на жительство в село Урюпинка, а землю дали в 12 километрах от него. Василий Жижикин рассудил, что трудно ему будет следить за урожаем на таком расстоянии, да и жаль тратить так много времени на дорогу, вот и решил строиться на своем участке. Его примеру последовали еще несколько семей, и вскоре среди лесов и озер выросло новое село под названием Мало-Александровка. Со временем там же поселилась семья Коншиных, переехавшая в Урюпинку из Украины еще в 1903 году. Так и вышло, что оба героя нашей публикации, будущие супруги Мария Леонтьевна и Анатолий Петрович Коншины, родились в Мало-Александровке, дружили с детства, учились в одной школе. Потому и воспоминания у них общие. Как голодали во время войны, как получали на родственников похоронки, как однажды промчался по селу всадник с радостным криком «Победа!» и как со слезами радости встречали возвращавшихся домой сельчан. Самое горькое воспоминание для Марии Леонтьевны, кроме похоронки на отца, пропавшего без вести под Ленинградом, - это голод. Сейчас она с улыбкой рассказывает о том, как однажды оголодавшие в пустом подполе мыши съели всю кашу, сваренную ее мамой из раздобытой где-то горсти зерна – девочка просто забыла закрыть горшок крышкой. Сейчас смешно, а в голодное военное время для семьи это было самой настоящей трагедией. Поэтому теперь, когда Мария Леонтьевна слышит недовольство по поводу того, что, мол, и тот хлеб нехорош, и эта булка какая-то не такая, ей всегда хочется сказать: «Голода вы не видели». Поголодать Коншиным пришлось еще в течение несколько послевоенных лет – истощенная земля ничего не родила. Особенно тяжелым был 1948 год. Как люди выживали – страшно вспомнить. Вокруг села даже полынь расти перестала, потому что ее срубали на растопку печей. Дров не было. Если кого-то замечали идущим с топором в сторону леса – топор отбирали. Печи топили в основном навозом.
А в пятидесятые, когда сельское хозяйство начали поднимать всей страной, колхоз с традиционным по тем временам названием «Новый путь» быстро встал на ноги. Позже он объединился с семью соседними колхозами и превратился в крепкий совхоз «Урюпинский». В Мало-Александровке заасфальтировали улицы, построили свою электростанцию, возвели плотину, провели водопровод, а сельчане со временем стали зажиточными людьми.
Анатолий Петрович Коншин с самого начала своей трудовой деятельности (а работать он начал очень рано) постоянно был в числе передовиков. Семнадцатилетним юношей он уже был приглашен в Москву для участия во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Вот только ехать не решился. Пугало парнишку, не выезжавшего дальше соседнего села, такое дальнее и ответственное путешествие, да и одежды приличной у него в те годы еще не было. С этим приглашением связана забавная история. В послевоенные годы сельские жители еще не имели паспортов. Документом служила обычная справка без фотографии. Вот этим и воспользовался колхозный бухгалтер, поехавший с такой справкой в Москву под именем Анатолия Петровича Коншина. Столицу посмотрел, а заодно и медаль вместо Анатолия получил. Привез драгоценную награду в село и торжественно вручил хозяину. Хорошо, что об этом не проведали печально известные органы, а то за такой подлог оба могли бы серьезно пострадать. К счастью, обошлось. Позже были еще две медали: «За освоение Целины» и «За доблестный труд» по случаю 100-летнего юбилея В.И. Ленина, которые Анатолий Петрович получал уже лично.
Мария Леонтьевна тоже начала работать в колхозе еще совсем девчонкой – в 15 лет. Бойкая и ловкая, она бралась за любую работу: летом на сенокосе трудилась, а зимой на ферме коров доила. Своего будущего мужа среди сельских парней поначалу не выделяла, хотя женихом он был завидным: первый работник на селе и к тому же гармонист. Все случилось как в песне: «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь». Чувства так захлестнули обоих, что всего лишь через месяц они сыграли свадьбу. И, судя по всему, так удачно сошлись характерами - словно две половинки одного целого, что не заметили, как пролетели 55 лет совместной жизни в любви и согласии. Он – глава семьи и кормилец, она – прекрасная хозяйка, искусная рукодельница, заботливая жена и любящая мать.
Жизнь в селе особым разнообразием никогда не отличалась. Сельчане смолоду на двух работах: одна – на совхозном поле или ферме, другая – на собственном подворье. Но если молодежь еще выходила по вечерам в кино или на танцы в сельский клуб, то их родителям было совсем не до развлечений. Однако иногда жизнь подбрасывает такие сюрпризы, что почище любого кино, – впечатлений на всю жизнь. Об одном таком случае Анатолий Петрович вспоминает с особым удовольствием. Да разве можно забыть, как пожимал руку знаменитому космонавту Алексею Леонову, по счастливой случайности оказавшемуся в Мало-Александровке. О том, что в космос полетел космический корабль «Союз-22», пилотируемый ветераном гагаринской гвардии Валерием Быковским и бортинженером Владимиром Аксеновым, в селе знали все. В советское время к подобным новостям было самое пристальное внимание. Но сельчане и предположить не могли, что приземление космонавтов планировалось неподалеку от Мало-Александровки. И встречать их должен был человек, первым вышедший в открытый космос, дважды Герой Советсткого Союза, заместитель начальника Центра подготовки космонавтов Алексей Леонов, а вместе с ним - летчик-космонавт Николай Рукавишников. Когда 23 сентября 1976 года в небе над Мало-Александровкой закружились военные вертолеты - на сельчан это произвело невероятный эффект. Школьники, прервав занятия, ринулись на поле, где один за другим садились пять вертолетов. Взрослые дяди и тети, побросав работу, мчались вслед за детьми. А когда люди поняли, что перед ними самые настоящие космонавты, которых до сих пор они могли видеть только по телевизору, восторгам не было предела. Все хотели пожать им руку, сфотографироваться на память. Алексей Леонов был на удивление прост и открыт. Он фотографировался со всеми желающими, по просьбе учителей подписал для местной школы общий снимок советского отряда космонавтов и с интересом расспрашивал людей о жизни села, об урожае. Должно быть ему это, действительно, было интересно, поскольку сам Леонов родился и вырос в сибирском селе. Неожиданный подарок Алексей Леонов сделал местным ребятишкам, разрешив им осмотреть военный вертолет. Однако безудержная радость сельчан была омрачена известием о том, что спускаемый аппарат унесло ветром в сторону от Мало-Александровки. В тот день им так и не довелось увидеть Валерия Быковского - одного из шести космонавтов, готовившихся к самому первому полету человека в космос. Встречу героев они посмотрели потом в телевизионной новостной программе. Между прочим, тот самый спускаемый аппарат космического корабля «Союз-22» существует и поныне. После приземления он получил вторую жизнь и находится сейчас в музее К.Э. Циолковского в селе Ижевском Рязанской области. А для жителей Мало-Александровки день 23 сентября 1976 года навсегда остался одним из самых значимых в жизни, ведь они смогли стать частичкой живой истории своей страны.
Интересно, что сказал бы космонавт Алексей Леонов, увидев Мало-Александровку в ее нынешнем состоянии? Теперь от былой славы совхоза «Урюпинский», развалившегося в 1998 году, ничего не осталось. Озера высохли, лес изрядно пострадал от бесконтрольной вырубки. Вместо мощного совхоза появились частные крестьянские хозяйства, где местные жители вынуждены работать за гроши, потому что другой работы здесь просто нет. Водопровода в селе тоже больше нет – его заменили обыкновенные колодцы, выкопанные самими сельчанами. Как теперь шутят Коншины: «Оказывается, раньше мы жили при коммунизме, только не знали этого». Рассказывать о родном селе им одновременно и приятно, и больно. Шутка ли сказать, они прожили там без малого 70 лет. За эти годы вырастили четверых детей, всем помогли получить образование, потом помогали растить внуков – их у Коншиных шестеро. Хоть и трудно было, но до последнего держали хозяйство – есть ведь что-то надо, да и детям помочь хотелось. Но со временем Марии Леонтьевне, страдавшей заболеваниями рук и ног после 22 лет работы на ферме, все труднее становилось управляться со скотиной, а без нее в селе не выжить. Пришлось переезжать в город, поближе к детям. Непривычно пожилой паре, всю жизнь прожившей в собственном доме, на собственной земле, запирать себя в тесной, городской квартирке. Раньше-то жизнь проходила среди людей. Они всех в селе знали, и сельчане к ним по любому поводу заглядывали. Кому ножи-топоры поточить, кому сепаратор отремонтировать – все к Петровичу идут. Когда в селе первые телевизоры появились, он и их ремонт самостоятельно освоил. Голова! Люди уважали. А в городе все иначе. Здесь так запросто не общаются, в гости без повода не ходят. Но зато и свои прелести есть, например, все необходимые удобства прямо в квартире, что для престарелых людей очень даже важно. Дети, внуки и правнуки заботятся о стариках, помогают. А чтобы поддерживать с ними постоянную связь, Коншины купили ноутбук, и Анатолию Петровичу на старости лет пришлось снова «сесть за парту», чтобы под руководством дочери осилить непростую компьютерную азбуку. Анатолий Петрович шутит: «Раньше думал, буду жить, пока все внуки на пенсию не уйдут, а теперь решил: не помру, пока последнего правнука на пенсию не провожу».
Говорят, что люди, прожившие вместе много лет, становятся похожими друг на друга. Наблюдая за Марией Леонтьевной и Анатолием Петровичем, я убеждалась в правильности этого утверждения. Они вместе более полувека и, действительно, воспринимаются как две половинки одного целого. Один начинает говорить – другой заканчивает, один смеется – и другой улыбается, один сердится – и другой хмурится. Самое удивительное, что за столько лет они не растеряли нежных чувств друг к другу. Мария Леонтьевна говорит, что ни дня не может прожить без мужа, что она за ним - и в огонь и в воду. Честное слово, по-хорошему завидно, ведь это и есть самое ценное, ради чего стоит быть вместе.

Надежда КАХАНОВА

Просмотров: 916 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar