Главная » 2013 » Июнь » 20 » Дорожить каждым (Надежда КАХАНОВА)
12:30
Дорожить каждым (Надежда КАХАНОВА)
Здравпункт, находящийся в служебном корпусе ТОО «Степногорская ТЭЦ», показался мне настоящим оазисом. Чистое помещение, приятная музыка, ухоженный аквариум с экзотическими рыбками – даже не верилось, что мы находимся в центре огромного, грохочущего на все лады производственного комплекса. Наверное, именно такое впечатление и должен производить заводской здравпункт, куда ежедневно обращаются за помощью десятки людей нелегких рабочих профессий. 
Когда-то заводские медпункты входили в систему городского здравоохранения и являлись структурным подразделением городской поликлиники. Теперь же здравпункты на ТЭЦ и в управлении степногорского энергокомплекса (бывший «Джет-7») юридически стали частью предприятия. Как считают сами заводские медики, такое переподчинение пошло только на пользу и самой медицинской службе предприятия, и его сотрудникам. Во-первых, увеличился штат с одного до пяти фельдшеров на ТЭЦ плюс два фельдшера в ТОО «Транском Степногорск». Во-вторых, значительно улучшилось снабжение необходимыми медицинскими препаратами и оборудованием. 
Медицинская служба энергокомплекса состоит исключительно из фельдшеров, которые по своим профессиональным возможностям являются, если можно так выразиться, промежуточным звеном между медицинскими сестрами и врачами. Фельдшер умеет делать все то, что умеет делать медицинская сестра, но, при необходимости, как врач имеет право принять самостоятельное решение. На ТЭЦ каждый день такое решение принимают и несут за него ответственность Алена Анатольевна Божедомова, Елена Сергеевна Кузьмина, Михаил Петрович Панасенко, Инна Сергеевна Гафурова и, конечно же, патриарх фельдшерской службы ТЭЦ– Ряш Шарановна Тезекпаева, которая посвятила фельдшерскому делу всю жизнь, но, как говорят коллеги, до сих пор, будучи уже в пенсионном возрасте, нужна людям. Одни фельдшеры пришли сюда, получив достаточный опыт работы на других предприятиях, другие - сразу же после получения диплома об окончании медицинского учебного заведения. Но, главное, говорит главный технический руководитель станции по технике безопасности Наталья Павловна Ефанова, команда подобралась хорошая, трудоспособная. Каждый сотрудник ТЭЦ знает, что в здравпункте ему в любую минуту придут на помощь. Круглосуточное дежурство фельдшеров – это не прихоть руководства, а производственная необходимость. Основными обязанностями заводской фельдшерской службы является так называемое предсменное и послесменное медицинское освидетельствование сотрудников определенных категорий: работников основных цехов, водителей, электриков, службы контроля. И дело не только в своевременном выявлении у них алкогольного или посталкогольного опьянения, что автоматически исключает допуск сотрудника к рабочему месту. Важно убедиться в его нормальном физическом состоянии перед началом рабочего дня. Только представьте себе, какой бедой может обернуться наличие высокого давления, к примеру, у водителя автобуса, отвечающего за жизнь десятков людей. Или болезненное состояние электрика, постоянно контактирующего с опасным для жизни оборудованием. А о том, чтобы работать под воздействием алкоголя, и вовсе речи быть не может. По словам заводских фельдшеров, ТЭЦ – предприятие в целом здоровое. Тем не менее, есть такое понятие, как безопасность производства, и оно требует серьезного к себе отношения. Поэтому ежедневно с помощью современного алкотеста фельдшеры проверяют 150 человек утром и столько же – вечером. Однако медицинское обслуживание на производстве не сводится только к общению с работниками посредством алкотеста или тонометра. Не зря же все фельдшеры периодически проходят профессиональную переподготовку в областных медицинских учреждениях, и даже прошли в свое время специализацию по психонаркологической экспертизе. Время сейчас такое – нужно знать гораздо больше, чем предусмотрено записью в трудовой книжке. Фельдшер-производственник (назовем его так) должен вовремя обнаружить любое отклонение от нормы, будь то неадекватное поведение, заторможенное состояние или обычная головная боль. Он терпеливо выслушивает жалобы, а если их нет, сам задает вопросы. Но это далеко не весь круг обязанностей, очерченный для фельдшера производством. Работа на ТЭЦ кипит день и ночь, и естественно, что время от времени здесь случаются какие-то мелкие травмы. Один порезал палец, другой упал и ушибся, третий неловко повернулся и получил вывих. Недавно именно так и случилось с одним из работников ТЭЦ. Во время ночной смены в здравпункт привели молодого мужчину с перекошенным от боли лицом. Все симптомы указывали на вывих плеча. Фельдшер, а на этот раз им оказался Михаил Панасенко, дал мужчине обезболивающее, профессионально наложил фиксирующую повязку и вызвал машину «скорой помощи». Утром пострадавший позвонил и сообщил, что с ним все в порядке. Подобное может произойти с каждым и где угодно. А тут – огромное производство, все предусмотреть просто невозможно. И как же важно для сотрудников ТЭЦ знать, что у них есть надежный тыл - люди, которым можно смело доверить свое здоровье, а то и саму жизнь. В связи с этим до сих пор добрым словом вспоминают Наталью Владимировну Ломакину, которая заведовала здравпунктом ТЭЦ около десяти лет. Многим помогала она и делом, и словом. Кстати, именно ей принадлежит идея завести аквариум, действующий подчас лучше любого успокоительного. Некоторое время назад Наталья Владимировна перешла на работу в хирургическое отделение СЦГБ, передав свой ответственный пост опытному фельдшеру Алене Анатольевне Божедомовой. И теперь уже она отвечает за качественное оказание медицинской помощи сотрудникам ТЭЦ, за наличие медицинских препаратов в здравпункте, за оснащенность аптечек на рабочих местах. 
Достаточный и качественный подбор медикаментов – это половина успеха, считают фельдшеры. Больница далеко, и в случае критической ситуации «скорая» может просто не успеть. Поэтому у заводских фельдшеров все должно быть под рукой - от препаратов, применяемых при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, до препаратов, применяемых при нарушениях дыхания или сердечной деятельности. Последние, кстати, чаще всего в ходу, поскольку заболевания сердца и гипертония относятся к самым распространенным, особенно в управлении степногорского энергокомплекса, где средний возраст сотрудников превышает 40 лет. Производство нервное - инсульт или предынфарктное состояние не такая уж редкость. Бывает, что счет идет на минуты. И тут надежда только на фельдшеров - Светлану Викторовну Оксюту и Нину Ильиничну Белорусову. Так случилось, что познакомились они много лет назад на химзаводе, где обе приобрели колоссальный профессиональный опыт. Свое «боевое крещение», рассказывает Светлана, она получила в 2002 году во время массового отравления рабочих химзавода сернистым газом. В такой ситуации раздумывать некогда – действовать надо. Помнит, как только и успевала делать уколы, ставить капельницу. Подъехавшие врачи «скорой помощи» высоко оценили меры первой помощи, принятые молодым фельдшером. Потом еще не раз Светлане приходилось слышать такие похвалы. Это подтверждают и сотрудники степногорского энегокомплекса. Тут все помнят случай, когда одному из первых руководителей энергокомплекса стало плохо прямо на рабочем месте. По симптомам Светлана сразу определила предынфарктное состояние и провела необходимые медицинские мероприятия. Потом врачи «скорой помощи» сказали, что ситуация была на грани критической. Если бы не профессионально оказанная первая помощь, все могло бы окончиться очень печально. 
Выходит, что фельдшер просто обязан быть хорошим диагностом. Если в больнице медсестры и врачи в любую минуту могут получить поддержку и консультацию нужных специалистов, то у фельдшера-производственника тылы открыты, нужно рассчитывать только на себя, свои силы, свои знания, свое профессиональное чутье. Я спросила Светлану: не страшно ли ошибиться в диагнозе? Ведь у многих болезней симптомы схожие, и если неправильно оказать первую помощь, человеку это может дорого стоить. Не боится ли она брать на себя ответственность за чью-то жизнь? Светлана ответила не задумываясь: «Не боюсь. Профессия – это главное в моей жизни. После хорошей школы на химзаводе я чувствую себя уверенно и всякий раз испытываю радость от того, что удалось кому-то помочь. Лучше все-таки попытаться что-то сделать, чем жалеть о не сделанном». 
По мнению сотрудников управления степногорского энергокомплекса, своя фельдшерская служба - это очень удобно. Ведь здесь, как и на ТЭЦ, фельдшеры не только проводят ежедневное медицинское освидетельствование работников, но и оказывают весь спектр медицинских услуг, посильный уровню фельдшера. Благодаря их заботе людям не нужно по каждому поводу бежать в поликлинику, тратить время на простаивание в очередях к врачам, не нужно отпрашиваться с работы для посещения процедурного кабинета. И для предприятия выгода немалая – не тратится на это драгоценное рабочее время. Все необходимые медицинские процедуры и назначения: физиолечение, внутривенные и внутримышечные инъекции - сотрудники степногорского энергокомплекса могут получить, можно сказать, прямо на рабочем месте. Еще не было случая, чтобы фельдшеры кому-нибудь отказали в помощи. Да, профессия обязывает их помогать людям, но в медицине, как и в любой другой профессии, есть разные люди. А о своих фельдшерах энергетики говорят: это наша «скорая помощь», если надо, они и роды примут, а надо – будут работать в военно-полевых условиях. 
Такое отношение к работе просто не может быть незамеченным. И руководство предприятия замечает и поощряет. Вот, например, в следующем году медицинскую службу ТЭЦ ожидает приятный подарок – в помещении здравпункта будет проведен капитальный ремонт, чтобы и фельдшерам работалось веселее, и людям получать здесь медицинскую помощь было приятнее. Как сказал один из руководителей степногорского энергокомплекса, в энергетике всегда дефицит кадров, и каждым человеком мы должны дорожить. 

Надежда КАХАНОВА


Просмотров: 1691 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar