Главная » 2009 » Апрель » 24 » Жизнь-песня Кантжамал Медрисовой (Антонина ПЛАТОНОВА)
09:53
Жизнь-песня Кантжамал Медрисовой (Антонина ПЛАТОНОВА)
Почему для беседы я выбрала именно эту женщину? Прекрасных тружениц в нашей стране много. Может, потому что она мать-героиня? Но есть и другие женщины, отмеченные этим высоким званием. Или дело в том, как она жила? Может, все дело в том коротком КАК? Как относилась к делу, как относилась к людям, окружающим ее, как воспринимала те или иные явления в жизни. Может, в этом слове «как» и прячется отгадка того, что ее любят и уважают не только дети, внуки, но и соседи, знакомые дорожат ее мнением.
 
Я слушаю Кантжамал Калиевну Медрисову, и перед взором оживают все радости и беды, выпавшие на долю этой удивительной дочери Казахстана.
Родилась Кантжамал в колхозе Баскуль Шортандинского района, в семье пастуха, в трудные годы всеобщей коллективизации. Жили надеждами на лучшее, радовались даже маленьким успехам.
В четыре года Кантжамал осталась без мамы, следом умирает старшая сестра. Отец погоревал, погоревал, но жизнь продолжалась, а дом без хозяйки – пустой. И он надеялся, что привел в дом хорошую хозяйку и заботливую мать осиротившим детям. Но ошибся. Злая мачеха избивала детей, выгоняла из дома, не давала еды. Кантжамал не жаловалась, видя страдания отца. В таких семьях дети рано взрослеют. «Вот выучусь и сама буду жить», - мечтала Кантжамал.
Да не суждено было сбыться мечтам. Страшная война обрушилась на страну, когда Кантжамал закончила три класса. И вот дети вместе со взрослыми пропалывают хлеба, возят и сушат зерно, пасут скот… Быки падают от усталости и голода, люди пухнут от голода, раздетые, босые. Из шкур забитого скота по ноге раскраивали обувь, сшивали вручную. В непогоду она размокала, «чавкала», становилась неподъемной. А в сухую погоду ссыхалась так, что ноги судорогой сводило. Часто ли болели? Смеется. Во время войны болезни не было. По штатному расписанию не полагалось. Дисциплина была жесткая. За прогул - как за воровство: 1 кг зерна – тюрьма.
– Что поделать, время такое, все держалось на плечах женщин, стариков, детей. Многому учились, как дети ходить. Ошибались, набивали шишки, но упасть духом не давали друг другу, помогали. И встречались друг с другом как родные, дома не запирали, не делились по национальностям. И радость, и горе было на всех – одно.
Кем хотела стать, какая профессия нравится?
- Я дочь пастуха. И наша профессия выбиралась жизнью. Может, вам покажется смешным, но и в этой работе есть мастерство, как вы выражаетесь, «штрих». Так вот, этому мастерству родители учат нас с детства, чтобы подготовить нашу душу.
Это у плохих пастухов худая скотина, низкие надои, плохая шерсть с овец. Нужно и график выпаса соблюдать, чтобы не загубить траву, давать отдых, и от зноя, от овода, от волков уберечь. Много нужно потрудиться, как и в любом деле. Не только о себе думать.
- Кантжамал Калиевна, вас судьба будто испытывала на прочность. Подарит лучик радости - и тут же бедой остудит. Голодное лихолетье военное, несытные послевоенные годы. Палочное, полынно-горькое детство… Представить трудно, а как пережить? Откуда силы брали?
- Вера в лучшее и дружба помогали. Делились друг с другом последним куском, учились друг у друга. Приехала я в Коксал, дали мне избенку, глину белую. Я все побелила, полы вымазала. А в избе – пусто, ничего. Помогали люди, собрали - как невесту на выданье. Кто ложки принес, кто - казан, кто - тазик, матрац, соорудили закуток для хранения продуктов, тапчан. В голодное время даже продуктами поделились: и местные, и эвакуированные. Научились выращивать картошку, капусту и другие овощи. Подушки и «перины» делали из цилиндрических головок камыша – рогоз. Ходим скопом, везли, несли кто как мог и для стариков, и для больных.
Меня послушать, так все люди красивые, хороши? Знаете, тогда ковров не было, и муж красками на стене рисовал такие красивые картины, как степь живая. Ведь чтобы создать красоту, нужно ее представить, а мы видим ее сутками перед собой. Нужно брать пример с природы-матушки. Она не всегда в ярких красках, отцветают яркие цветы… Но как вольно изогнут неяркий, сизый стебелек грациозной былинки. А ковыль наш шелкоструйный о чем шепчет? А какая деревня без полыни, ее горечью вся жизнь наша пропитана, и хлебушко наш. А во время войны она и лечила нас, и от многого спасала. Вот так и человек. Бог создал человека по своему подобию. Внешняя простота-то сразу бросается, а вот внутреннюю красоту, душу свою нужно уметь воспитывать. Иной человек так кудревато говорит, а душа пустая. А другой незаметен, как былинка, а душа-то, душа добротой красна. Будь сам добрым, и к тебе люди потянутся с тем же.
Да, тогда жили бедно, трудно, но и двери домов, и души были открыты, делились последним. А сейчас отгородились от мира металлическими решетками, двойные двери на сердца навесили. Не докричишься. А мы даже пели. Я всю жизнь в клуб ходила, в самодеятельность. Очень люблю петь. Пели разные песни: и казахские, и русские, и татарские, и украинские. Дети? Детей брали с собой.
 Знаете, жизнь самый лучший учитель. Можно делать замечания, одергивать, наказывать, но ничего не добьешься. Мы с мужем не наказывали детей, а просто жили. И дети это повторяли. Муж голоса не повысил на меня и детей. Он 22 года проработал учителем в Богембае. Наверное, есть за что, раз его портрет до сих пор на доске почета в школе, как заслуженного учителя. Даже жестокость мачехи научила меня главному - любви к людям, терпимости.
Любовь? В таком понятии, как сейчас, нет. Я рано вышла замуж, бежала от мачехи. Встретились на покосе. Он сделал предложение, я отказала. Он писал письма. А потом я согласилась, уважала, но не успела полюбить. Он был «ученый», учился в Акмоле. Это был настолько обаятельный, чуткий, покладистый человек, что я его полюбила. Может, потому дочки мечтали: «Когда я вырасту, я найду себе человека, похожего на папу, - умного, понимающего, мудрого человека».
А дочь Зина пошла по стопам папы, тоже выбрала профессию учителя. Дети считают, что «все, чего мы достигли, - благодаря маме и папе». Дочь Алия говорит, что «мы все любим маму - как лучшего друга. И очень благодарны ей за ее терпение и неиссякаемую нежность. Наша мама очень ласковая, добрая, справедливая, ее нежности нет предела. Ее жизнь для нас всегда была примером. Теперь, повзрослев, мы по-иному оцениваем многое, на что раньше и внимания не обращали, принимая как должное.
Будто сам по себе приходил в дом порядок. Родители всегда поддерживали авторитет старших детей. И это научило нас уважать родителей. Никогда домашние дела не были в тягость. Как-то умела мама организовать все так, что все дела делали вместе, радостно и легко было в нашем доме. И всегда в доме были гости. Мама считает, что дом без гостей - пустой дом. Она и сейчас чуть ли ни со всеми в доме знакома, сидят во дворе, о чем-то говорят, часто поют песни, играют».
Я слушала эту изящную, словно египетская статуэтка, женщину, такую же прекрасную, как и ее душа, и думала: никто не учил ее педагогике, а жизнь научила ее основным законам этой сложной науки. Можно было позавидовать, как легко и умело находит она общий язык с разными людьми. Как просто и понятно говорит о дружбе, о справедливости, о честности. Она ничего не придумывала, а просто шла по своей Земле, смотрела на жизнь и пела о том, что видела, что пережила, что чувствовала. И все беды будто отступали, растворялись в ее удивительно ясных глазах, чистых, как голубое мирное небо над ее любимой Родиной – Казахстаном.
О чем мечтает эта мать-героиня, потерявшая четырех детей (один из них погиб в армии, а последнего, младшенького, в рабстве забили)? Что хочет?
- Да ничего. Смеется. Только бы мир был, не было бы голода, жили в согласии все. Любите друг друга, люди!
У меня четыре внучки и пять внуков. Пусть в мире и достатке живут. Мне скоро будет… (смеется). Молодая я, самый маленький внук в школу скоро пойдет. Хочу попеть на его свадьбе.
А голос у Кантжамал, скажу вам, роскошный, сильный. И я даже осмелилась подпевать. Если сложить все ее дни жизни, больше половины она проработала. Была и уборщицей, и сторожем. Но жалоб от нее я не услышала!
Скоро у нашей милой Кантжамал юбилей. Здоровья ей, пусть сбудутся все ее желания, надежды. И пусть летит ее песня над степью.
 
Антонина ПЛАТОНОВА
Просмотров: 1383 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar