Главная » 2009 » Апрель » 9 » На селетинской базе отдыха «Асель» рыбаки встретили Наурыз подледным ловом (Максим БАЛУЕВ)
11:47
На селетинской базе отдыха «Асель» рыбаки встретили Наурыз подледным ловом (Максим БАЛУЕВ)
Сборы не были долгими: фотоаппарат, пару зимних удочек в рюкзак, туда же коробочку для мормыша, пару мешков для рыбы (ох, и берегитесь подводные жители!) – и мы уже едем в машине с моим собеседником, председателем КСК «Заря» и бывалым егерем Василием Андреевичем Доценко, что на рыбалку меня пригласил. Едем в предвкушении отличной рыбалки, удачного соревнования по ловле рыбы и просто хорошего отдыха на базу отдыха Асель, что расположилась на берегу Селеты.

Зимняя рыбалка в моей жизни была только один раз – в прошлом году. Тогда, тоже, кстати, в первые весенние дни, стояла непогода, дул сильный ветер. На льду погода еще больше зверствовала, но это не помешало пробурить пару лунок и закинуть удочки. Почти в авральных условиях приходилось всем телом придерживать маленькую раскладную китайскую палатку, чтобы не улетела, а самому – насаживать на крючок извивающегося червяка-мормыша, напоминавшего мини-креветку, и следить за маленьким сторожком, который то и дело сигнализировал об ухватившей за крючок рыбине. К концу лова от неудобного, согнутого состояния спина отказывалась разгибаться, зато награда была хороша – около 15 килограммов окуней и подлещиков. Эта рыбалка запомнилась мне надолго! Об этом я, неумело и почти без прикрас (не научился рассказывать рыбацкие байки) и говорил своему собеседнику в дороге.
Истории Василия Андреевича, рыбака со стажем и человека мудрого и повидавшего, были куда намного интереснее, чем мои. Он родом из Новорыбинки, отец его был рыбаком и охотником. Немудрено, что и сына тоже приучил к этому занятию. Долгое время Доценко жил на севере, в Красноярском крае. Там и рыбачил (на Енисее, кстати), и охотился в глухих таежных лесах. Там, говорит, даже спичка от ветра не тухнет – так тихо. Недаром с теми краями связаны самые теплые рыбацкие и охотничьи воспоминания. В 1992 году приехал в Степногорск. Сегодня Василий Андреевич – егерь в крестьянском хозяйстве Асель, следит за порядком во вверенных ему угодьях. Работу свою любит. И жена у него – тоже рыбак, в последний свой улов умудрилась большого зеркального карпа выудить из реки.
Кстати, из нашего разговора я узнал, что зимой на льду можно ставить обычные рыболовные сети, правда, длиной около 10 метров. Делается это через предварительно прорубленную прорубь подходящего размера. Вот уж до чего прогресс дошел! Я поинтересовался, не жалко ли рыбу сетями ловить? А в ответ тоже неожиданное услышал. Мои мысли о том, что река Селеты сегодня, когда каждый второй рыбак позволяет себе «браконьерить» на водоеме, не может похвастаться большим количеством рыбы были разбиты в пух и прах. Рыба здесь есть, и даже много. Сегодня в Селеты – избыток рыбы, поэтому редко добычей рыбака может стать крупный экземпляр. Но порядочных природопользователей со всеми необходимыми документами не хватает, вот и развелось рыбы в водоеме много. Это как в однокомнатной квартире десятерых человек поселить, так и в реке – рыбе тесно, вот она и не растет. На каждый год даже существует план отлова рыбы – нынче это около 19 тонн. Вот и вспоминает Василий Доценко в этой связи одну историю.
Поймал он как-то щуку. Размеры, вроде бы, небольшие, а живот разнесло – как барабан. Когда вскрыли ей брюхо, то там оказались тридцать небольших красноперок. Зубастая (впрочем, как и другие обитатели речки) не утруждала себя поисками еды, а лишь открывала рот, куда почти по собственному желанию заплывали небольшие рыбешки. Другие хищники тоже жирнеют от своей неподвижности. Ну все, как у людей, прямо!
За беседами о рыбалке (так были интересно общаться с Василием Андреевичем) мы даже проехали мимо базы. В большом доме хозяев базы «Асель» Шайзы и Амангельды Дюкеневых (тети Сони и дяди Амана) уже сидит куча гостей. Все они не из Степногорска. За накрытым столом идут разговоры о рыбалке, о том, кто и когда самую большую рыбу вытащил. И тут уже не поймешь: то ли анекдоты рассказывают, то ли правду говорят.
Ближе к одиннадцати часам утра начались соревнования по подледному лову. В них были зарегистрированы около 33 человек – в основном это жители столицы, Кокшетау. Степногорцев немного. Солидное расстояние разделяло участников, собравшихся в группки. Обхожу всех с интересом – у кого же самый большой улов. Среди кучек окуней и подлещиков встречаются маленькие щучки – так называемые шурогайки. Рыбаки жалуются на то, что рыба устроила себе двухдневный выходной – суббота тоже прошла почти без улова. Но это не отнимает у них азарта, и они продолжают сидеть дальше. Коротали часы у лунок и женщины, которые, может быть, впервые взяли в руки удочки. Не боялись они насаживать на крючок и бормаша (мормыша на рыбацком слэнге) с  невероятным количеством ножек и черным, как бусинки, глазками. Чуть позже и я закинул удочку. Но вот удача мне, как и многим другим, так и не улыбнулась. Зато хороший «клев» был на информацию! Амангельды Дюкенев в перерывах между ловлей рыбы рассказывал о своем хобби.
- Я, моя жена, родственники и друзья – военные. Я всю жизнь хотел служить там, где тепло и вода. Вышло наоборот. Спустя долгие годы мечта начала сбываться. Вообще, на этом месте мы оказались случайно. Как-то ездили охотиться с друзьями и наткнулись на эту базу. Она была брошенная. Мы хотели ее разобрать, а потом подумали, что ломать – не строить. И решили восстановить. Вскоре я провел сюда электричество, сделал подъездную дорогу. Восстановил домики, привез мебель, проложили трубы, выкопали арыки. Четыре года назад мы с женой посадили здесь две с половиной тысячи деревьев, только тысячу сосен привезли из Семипалатинска, груши и яблони – из Омска. Не дожидаясь, пока деревья вырастут, на территории базы отдыха соорудили пальмы с железными, вечно зелеными листьями. Скотину разводим, птицу держим. Перепела нам каждый день почти по тазику перепелиных яиц давали. Голубями элитными занимаемся. Из Алматы привезли 10 катамаранов, моторные лодки.
Но и это еще не все. В прошлом году Дюкеневы, понимая, что и в природу надо вкладывать свою лепту, запустили в водоем почти пять миллионов карпов, но они как будто растворились… И не отчаялись Дюкеневы тогда, а решили сделать специальный пруд – питомник для выращивания рыб, чтобы их уже больших можно было запустить в реку. А пока за шесть километров от базы соорудили дамбу, где тоже разводят карпов.
Своя история здесь у каждого места. Вот этот полуостров назван Корейским за то, что первыми сюда ступили корейские друзья Дюкеневых. За Корейским полуостровом – бухта России. Там, делится со мной секретом Амангельды, россиянки в прошлом году плескались.
Прямо на льду установлены семнадцать флагов – казахстанский, российский, украинский, немецкий, узбекский и другие. Они символизируют страны, из которых в этом году приезжали рыбаки. Новая страна – новый флаг. Амангельды Дюкенев отмечает: главное, чтобы на сердце границ не было, а территориальные границы для настоящей дружбы и настоящего увлечения не в счет. Частые гости приезжают из Новосибирска, Омска, Краснодара, днем раньше наведывались алмаатинцы и талдыкорганцы… Алмаатинцы, жители казахстанского мегаполиса, поймали одну-единственную щуку, а разговор было – будто акулу поймали. Даже не знали, как эту несчастную рыбешку, в Алматы отправить.
- Вообще, здесь очень много народу отдыхает – поэтому каждое воскресенье здесь можно объявлять днем рыбака, - рассказывает Амангельды Резуанович. – Люди скучают по дикой природе в любое время года. Третий год мы проводим соревнования по подледному лову. Покупаем подарки, ведь взрослый рыбак – как ребенок. Даже за самую маленькую рыбку обязательно должен получить подарок. В этом году удачно совместили два праздника – еще и Наурыз. Всю прошлую ночь мы с приехавшими друзьями не спали. Поэтому сегодня все уставшие, даже рыба не клюет!
Как уже говорил Амангельды Дюкенев, все его друзья военные, полковники, подполковники… Но здесь они не танкисты, пехотинцы, тыловики, а просто Марат, Сакен, Влад…
- Даже военврач Влад Тарасов, - говорит Амангельды Резуанович, - взял в руки удочку. Рыбак-то он не очень, а вот охотник сильный. Гуся в ухо стреляет с расстояния больше 200 метров! Мы с ним в своей время по степям поохотились… Он в камыши может зайти с одним зеленым помидором и сутки так простоять, ничего не есть – лишь бы только с добычей вернуться.
За беседами подошло время награждения. К лобному месту стянулись все рыбаки, принявшие участие в соревновании. Они с гордостью вывалили улов из мешков. Первое место в номинации «Самый большой улов» по праву занял В. Карпинский. В отличие от тех, кто наступал ему на пятки по количеству выловленной рыбы, они признался, что ловил исключительно на мормыша, а не на дождевого червя. Второе место у А. Васильева, который выудил рыбы немногим меньше победителя. Третье место занял В. Сенкевич.
Первого места в номинации «Самая большая рыба» удостоился М. Науменко, который продемонстрировал средних размеров щуку, пойманную на удочку. Рыбу размерами чуть меньше поймал Д. Бычков. На третьем месте – В. Тарасов. В номинации «Самая маленькая рыба» отличился О. Скородубов, который достал из пакета мини-окуня. Никто не остался без подарков. Наградили даже тех, кто ничего не поймал. Мне, наверное, повезло больше всех: вместе с подарком за освещение событий жена Василия Доценко вручила мне собственноручно пойманных судака и щуку – так сказать, на память.
 
Доходит до смешного!
Василий Доценко рассказал историю из жизни. Приехал как-то один его знакомый на Селеты с друзьями. Закинули, значит, зимние удочки в лунки и ждут. У всех клюет, все достают рыбу, а мужик этот ну никак не может. Уже и прикормил хорошо, и приманку сто раз поменял – поклевка есть, а вытащить не может. Когда совсем достало мужика это безобразие, она в очередной раз достал удочку из воды и обнаружил… что крючки-мормышки привязал «вниз головой». Вот поэтому рыба и не могла его заглотить.
 
Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 7650 | Добавил: Admin | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
avatar