Главная » 2009 » Январь » 4 » Если произошла авария (Георгий БАЖЕНОВ)
17:37
Если произошла авария (Георгий БАЖЕНОВ)
Даже самые опытные и осторожные водители не застрахованы от аварий. Как говорится, не ты - так тебя. Очень хотелось бы, чтобы все то, что будет написано далее, вам никогда не пригодилось. Но если случится авария, пусть эти советы помогут вам выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями.
 
Столкнулись два автомобиля, и нет пострадавших
 
Постарайтесь предельно корректно разговаривать с другим участником аварии, даже если он в непечатных выражениях оценивает вашу роль в случившемся. Очень редко кто признает себя виновным. Кроме того, даже небольшая царапина на боку крутой иномарки может вылиться в приличную сумму. А если машина новая, то потеря товарного вида может вылиться в такую сумму, узнав о которой даже самый выдержанный разразится «яркой речью» или, наоборот, потеряет дар речи.
Перспектива разойтись на месте очень заманчива. Но определить на месте стоимость ремонта – штука безнадежная. Можно ошибиться как в одну, так и в другую сторону. И никто просто так не желает платить большие деньги. Даже если чувствует за собой вину.
Предположим, вы считаете, что в случившемся виноваты вы. Уверены ли вы, что другой участник ДТП своими действиями не способствовал аварии? Уверены вы в том, что он не превысил скорость, соблюдал все правила ПДД, технически грамотно управлял автомобилем? Сам он вам об этом не скажет, так как его действия могут быть в прямой причинной связи с ДТП.
Может оказаться, что виноваты оба участника ДТП или вина целиком лежит на другой стороне. Главный вопрос, который требует решения: кто виноват и в какой степени?
«Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. При этом: 1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной; 2) вред, причиненный по вине обеих или нескольких сторон, возмещается соразмерно степени вины каждой из них.
При невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну».
И только после решения этого вопроса можно переходить к денежным проблемам. А не наоборот. Если главный вопрос не решен, вызывайте сотрудников дорожной полиции. Лучше вызывать их в любом случае. Согласившийся вначале от своих слов потом может отказаться. Не исключено, что в дальнейшем для установления истины потребуется проведение автотехнической экспертизы.
Отдельно следует сказать о случаях, когда в залог берут автомобиль. Старайтесь не отдавать его - это чревато неприятностями. Имейте в виду, что вашу машину могут начать эксплуатировать. И если совершат на ней ДТП, то ущерб придется возмещать вам - как владельцу источника повышенной опасности.
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
 
До приезда дорожной полиции

Вашей главной задачей является сохранение обстановки и следов на месте происшествия. Любопытные зеваки начинают их дружно затаптывать. Постарайтесь записать данные свидетелей. Если у вас с собой есть фотоаппарат или видеокамера, сразу же сделайте несколько снимков. На них должны быть запечатлены общая обстановка на месте происшествия и взаимное расположение транспортных средств. Желательно, чтобы в кадр попали номерные знаки.
Отдельно следует зафиксировать механические повреждения на машинах и следы на проезжей части: следы торможения, осколки стекол, осыпавшуюся грязь, следы технических жидкостей. И хотя ваши снимки не будут иметь той доказательной силы, как те, которые сделает (а сделает ли?) сотрудник дорожной полиции в присутствии понятых, тем не менее они будут приняты во внимание. Разумеется, если вы на этом будете настаивать.

Дорожная полиция появилась

Приехав на место происшествия, сотрудники дорожной полиции очень часто делают скоропалительный вывод о виновности одного из водителей, хотя их главная задача состоит в том, чтобы предельно точно зафиксировать обстановку на месте происшествия. Вопрос о чьей-либо виновности должен решаться только после того, как будут собраны все материалы по данной аварии. В протоколе, который вам дадут подписать, стоит «подпись нарушителя». Слово «нарушитель» обязательно исправьте на «водителя», «участника ДТП», «владельца транспортного средства». Иначе сильно осложните себе жизнь. Вам потом не раз припомнят, что вы свою вину уже признали. А ваша вина должна быть доказана конкретными фактами, показаниями очевидцев, ссылками на ПДД и т.д. Вина часто бывает обоюдной и делится в определенной пропорции между участниками ДТП.
Однако на практике всю вину обычно возлагают на кого-то одного. Так проще.
Но вернемся к осмотру места происшествия. Вы не должны безучастно стоять в сторонке. Помните: вы вправе обращать внимание производящих осмотр на те или иные детали обстановки, следы, другие важные моменты. Все ваши замечания должны быть внесены в протокол и в схему места происшествия. Прежде чем подписать протокол и схему, внимательно изучите их. В суде ответчик может доказывать, что в протоколе и схеме многое неверно. Тогда почему он их подписал? Объяснение типа «сильно волновался и больше думал о разбитой машине» - не доказательство. К тому же есть подписи понятых. Понятыми часто становятся случайные люди, и им чаще всего происходящее «до лампочки».
Проверьте, обозначена ли не схеме точка столкновения. Определить ее нетрудно. В момент столкновения, как правило, с крыльев осыпается сухая грязь, а следы торможения резко меняют направление. Следы торможения постоянно в протоколах и на схемах обозначают как тормозной путь. Это совершенно неправильно. На самом деле это только видимая часть тормозного пути. Сам тормозной путь гораздо длиннее. Проследите, чтобы темные следы скольжения шин на асфальте были точно замерены и названы, например, следами юза, следами скольжения шин, но только не тормозным путем.
Не питайте иллюзий, что осмотром будут заниматься опытные специалисты. Если нет пострадавших и пострадало только железо, то весь осмотр постараются сделать максимально быстро, чтобы скорее освободить проезжую часть.
Если в аварии есть пострадавшие, то все, что написано выше, следует соблюдать неукоснительно. Ведь в этом случае на карту будет поставлено не только ваше доброе имя, но и свобода.

 
Подготовил Георгий БАЖЕНОВ
Просмотров: 1908 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 daomao • 12:48, 05.01.2009
Очень полезная статья, спасибо Георгий!
avatar