Главная » 2013 » Февраль » 23 » «Побочные эффекты» степногорской модернизации (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
22:37
«Побочные эффекты» степногорской модернизации (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Модернизация ЖКХ в Степногорске пошла полным ходом и, на фоне названных с различных трибун успехов, выявила немало «побочных эффектов». Поубавившие в мажорности речей агитаторы стали говорить и про «первый блин комом», и про «ошибки роста», которые обязательно будут учтены в будущем. Дай-то Бог, но вот только те, с кого начали обновление жилищно-коммунального хозяйства, платить будут без скидки на «первый блин комом» и чьи-то «ошибки роста».
Дома 3-19 и 3-21 были названы в числе успешно прошедших модернизацию в прошлом году – с одной лишь оговоркой: ремонт кровли в доме 3-21 решили приостановить до теплых весенних дней. Но вот жители этих домов никак не хотят видеть «головокружительных успехов» и начинают подсчитывать потери.


«А в остальном всё хорошо!»

Ситуация с модернизацией 21 дома напоминает мне песню Леонида Утесова «Маркиза». Помните? «Узнал ваш муж, прекрасная маркиза, Что разорил себя и вас, Не вынес он подобного сюрприза И застрелился в тот же час. Упавши мёртвым у печи, Он опрокинул две свечи, Попали свечи на ковёр, И запылал он, как костёр, Погода ветреной была – Ваш замок выгорел дотла. Огонь усадьбу всю спалил, А с ней конюшню охватил. Конюшня заперта была, А в ней кобыла умерла. А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо». А теперь на наш лад. По словам старшей по дому Евгении Кахановой, на радость жильцам установили лифт, но его не могут запустить, потому что нет тепла; тепла же нет, так как в подъездах не запустили систему отопления, а из-за холода на улице и в подъезде нельзя поставить пластиковые окна. А в остальном - все хорошо. Правда, как выясняется, и в остальном не все так уж хорошо.
Лучше всех хотел сработать кокшетауский подрядчик – ТОО «Кокше Лифт Монтаж», которое, по словам его директора Александра Слепченко, дорожит своей деловой репутацией. Но не дали: установка лифта должна была закончиться 25 ноября, а сдали работу месяцем позже. Оборудование в Степногорск привезли вовремя, да денег за лифты от «Степногорск Тазалыка» не было до последнего. Мало того, подрядчик вынужден был месяц платить за аренду помещения, где лифты хранились. В это время фирма упустила выгодные контракты с другими потребителями. Начали монтировать оборудование под областные гарантии, так как денег за лифты не перечисляли в течение всего периода их монтажа. Но и дальше дело не шло как по маслу: пришлось заниматься непрофессионально сделанным когда-то каркасом, хотя он не был включен в объем работ ТОО «Кокше Лифт Монтаж». Готовый лифт в 21 доме запустить не могут до сих пор (а значит, не имеют возможности проверить его надежность), так как он рассчитан на работу в теплых помещениях. Но в подъезде 21 дома - холодно.
Отопительной системой дома, а также его кровлей и заменой электропроводки занимался местный подрядчик - ТОО «КазСтройИнвест», руководит которым предприниматель Андрей Светлишин. С ним Евгении Кахановой далеко не всегда удается встретиться. Да и прораба ТОО «КазСтройИнвест» трудно было убедить, чтобы он вместе с технической комиссией прошелся по ремонтируемым объектам. В ответ, как говорит старшая по дому, звучало одно: вам надо – вы и ходите. Был бы контроль жестче, считают жильцы, и дело бы шло лучше.
К примеру, жителям дома так и не удалось убедить подрядчика, чтобы к теплосчетчику подвели 100-миллиметровую трубу, как это по проекту во всех 12-этажках, а поставили 89-миллиметровку. Объяснили замену меньшей стоимостью, хотя жильцы дома не собирались на трубах экономить.
В понимании жильцов модернизация - это и надлежащий эстетический вид всего, что обновляется. Но трубы в подвале, как говорит старшая по дому, лежат неаккуратно, вкривь и вкось. Задвижка должна стоять в одном месте – сделана в другом, уровнем ниже, что, по мнению специалистов, не лучшим образом может сказаться на циркуляции воды в системе отопления. Возможно, жители дома не разбираются во всех тонкостях строительного дела (хотя в доме подобралась технически грамотная команда – из строителей, электриков, кровельщиков), но, сетует Евгения Каханова, опереться особо не на кого из официальных контролеров: представитель государственного технадзора Людмила Рыльцева до нового года лишь раз пришла в дом – в двадцатых числах октября, когда, уже в холода, 21 дом подключали к отоплению. Хотя приглашалась не раз, да и не нуждалась, в соответствии с договором, в специальных приглашениях.
Худо-бедно запустили отопление, да стояки подвели. И опять остановка. О тепломодернизации в 21 доме вообще речи не ведут. Какая тепломодернизация, возмущается Евгения Каханова, если даже трубы в подвале изолировали не 60-миллиметровым, как планировалось, а 15-миллиметровым слоем.
С электропроводкой тоже не все вышло гладко. В планах было заменить ее полностью – от подвала до крыши, от распределительной коробки до ввода в каждую квартиру, к индивидуальным электросчетчикам. Общедомовой электросчетчик в подвале и магистральные провода поменяли, а до квартир проводку вести не стали – услышали, что кто-то из жильцов не согласен, заодно отмахнулись и от тех, кто ждал электромонтеров. Хотя, считают живущие в доме электрики, при новой магистрали слишком много нагрузки ляжет на старые провода. Их надо бы все-таки поменять. Да и, как принято говорить у электриков, сопли не убрали – провода открыто висят и торчат, хотя в смете были предусмотрены коробки – ни одной не поставили. Зато установили новую коробку на общедомовой электросчетчик, но все провода вывели в старую.
С кровлей тоже все могло бы быть гораздо лучше, если бы работы начались в срок. На крыше изначально должны были заменить всю старую стяжку, стыки и ливневку. Подрядчик сам торопил: не приходите к нам в сентябре – будет уже поздно. Жильцы дома заключили договор 25 июля на все виды работ. Но кровлю делать начали после ремонта системы отопления, в октябре. Хотя на этих двух направлениях трудились разные люди. Пошли дожди с мокрым снегом – работы на крыше пришлось приостановить. В условиях затянувшейся непогоды планы скорректировали: предложили менять не всю стяжку – не успеет высохнуть, а лишь в тех местах, где она испорчена. Жители дома, оценив состояние кровли, пошли и на это. Непогоду переждать не удалось – успели застелить кровлю руканом по краям крыши, но без учета стыков. Теперь бы успеть перекрыть середину крыши и до ума довести стыки - до того, как с наступлением теплых дней все потечет.
От недоделок, хотя они никому в доме не были нужны, один плюс есть: на теплоузле и кровле сэкономили 2,5 млн тенге. Их жильцы хотели попридержать до лучших времен, но предприниматель Светлишин, по словам старшей по дому, уже имел виды на эти деньги – предложил установить в подъездах пластиковые окна и замуровать нижний ряд старых окон – для большего тепла. А заодно можно восстановить отопление в подъезде. Планы толковые – это и скорейшему запуску лифта способствовало бы. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Протокол, дающий добро на работы, подписали в октябре - и только в декабре, после заседания у заместителя акима, подрядчик с жильцами поехал в «Караван» заказывать окна. Там потребовали 60-процентную предоплату - жильцы дома вынуждены были, чтобы подрядчик получил у «Степногорск Тазалыка» деньги, подписать документ, подтверждающий, что большая часть работ в подъезде уже сделана. Установка пластиковых окон – дело не для холодов. В «Караване», видимо, понимая это, договор на изготовление окон расторгли, предоплату вернули. И в результате ни новых окон, ни отопления в подъезде 21 дома - нет. Ну и закольцуем свой рассказ тем, с чего начали: в условиях холода установленный лифт так и не запущен.
А мне вспоминается, что сказал аким города Муратбек Такамбаев на встрече с журналистами 13 декабря: «Решили, что в этом году крышу в доме 3-21 делать не надо. Жильцы дали согласие на ремонт подъезда - эти работы можно и зимой проводить. В целом, все идет по плану...». Как в той песне: а в остальном – всё хорошо.

«Недешево, но сердито»

Евгения Каханова позавидовала 19 дому, где ремонт подъезда давно уже сделали. Жители 21 дома тоже хотят обновить свои страшные стены – чтоб не хуже, чем у соседей. Может быть, и их подрядчика к ремонту подъезда привлекут.
А соседи - жители 19 дома - всё чем-то недовольны. Накануне этой публикации собрали десятки отзывов о качестве проведенного капитального ремонта – и ни одного положительного. Вот лишь некоторые - от простых «Ужасно! Дешево и сердито», «Очень плохо!» до развернутых: «Качество ремонта неудовлетворительное. Покраска выполнена очень плохо. Двери в квартиры заляпаны краской, шпаклевкой. Проводка в кабельные короба не уложена. Полы на лестничных маршах и клетках – в краске, плинтуса отсутствуют. Новый лифт до сих пор в эксплуатацию не введен». Или вот еще: «К качеству потолков и окон у нас претензий нет – выполнены удовлетворительно. Выпуклости на стенах не зачищались, на некоторых этажах проглядывает старый слой краски. Закрашены двери и полы. Требуется дополнительная работа. По электрической части: в местах соединения проводов на некоторых этажах отсутствуют щитки, провода не закреплены. О сантехнических работах сказать ничего не можем, так как нас, жителей - может быть, не всех, но большую часть дома, с результатами работы не знакомили. Если говорить в общем, то ремонт выполнен неряшливо, не создает впечатления законченности. Надеемся, что весной все недостатки подрядчик устранит».
А он, подрядчик, вполне собой доволен. Когда кто-то предъявил претензии к цвету покрашенных стен: «Вы говорили, что краска будет песочного цвета. Но такой песок, по-моему, бывает только на Майами», - заместитель директора ТОО «Мурагерлер» Олег Терентьев в качестве контраргумента указал на соседей: «Вы зайдите в 21 дом, хотя бы для сравнения: вы зайдёте как в погреб, потому что с освещением реально визуальное восприятие другое – абсолютно! Сейчас давайте, положа руку на сердце, скажем: в гости приходят к вам другие люди - всем радостно».
Покончив с цветовой гаммой, люди перешли к разговору о том, что с ней, этой желтизной, на стенах недобрали, а в других местах перебрали: краской заляпаны двери и полы, ремонт которых в смете не учтен – до покраски считалось, что полы в хорошем состоянии». Но и на упрек в небрежности у подрядчика своя заготовка: «А что там беречь, если плитка отскакивает? Вопрос всё равно актуальный… Такой объём работ сделан за достаточно короткий промежуток, несмотря на все трудности… Разговор по полу был: что следующим годом будет делаться…».
В шумный спор вступил управдом, чтобы уточнить, что по смете заложено: «Мы обсуждали, какие работы в этом году делать. Замена лифта была? Ремонт сети отопления был? Ремонт в подъезде был? Был!». А в ответ реплика из зала: «Кровля была! Всё было! А полов не было!».
Когда заговорили о том, что углы выводились шпатлевкой: «Какая шпаклёвка будет на углах в подъезде держаться?! Задела женщина сумкой – и нет угла», - подрядчик пошел в наступление: «Так можно хоть что сломать. Отношение, когда идёт ремонт: метёт женщина, я её попросил: пожалуйста, не на лестницу! Девчонки только сделали потолок – а всё на лестницу выметается. Они заново переделывали».
Дальше – больше: «Ремонт начат был неправильно. Сверху вниз делается ремонт. У вас получилось как попало». - «Незакрашенные стены. Вот такие пятна! За что мы платили?» - «Перекрашивать надо!..».
Резюмировал управдом: «Тихо! Все замолчали! Я думаю, что ситуация понятна всем. Качество - неудовлетворительное. И что будем делать – вопрос».
На извечный вопрос «что делать?» взялся ответить начальник жилищной инспекции Сагындык Шабаров: «По ремонту подъезда давайте я скажу. Подрядчик - ТОО «Мурагерлер» - заключил трёхсторонний договор на ремонтные работы. Согласно этому договору 2 года гарантии он даёт. Конечно, если вы сами не обрушите эту стену. Где-то что-то подделать в рамках гарантийного обязательства надо будет - он сделает». Олег Терентьев усилил сказанное: «Я никуда не убежал, я не скрылся, я никакой не аферист, я сам в этом доме планирую жить. Поймите».
Трудно сказать, насколько поняли друг друга жители 19 дома и подрядчик. Ясно пока только одно: модернизация ЖКХ в Степногорске выявила немало «побочных эффектов», от которых, чтобы не подорвать саму идею, надо обязательно избавиться – для начала за счет подрядчиков устранить все выявленные жильцами дефекты. Во всех уже отремонтированных домах. И самое главное – не допускать новых «побочных эффектов» там, где только ожидают очереди на капитальный ремонт. Возможно, надо всего лишь не допускать к этому делу недобросовестных подрядчиков, имена которых нам в скором времени обещали назвать.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

Просмотров: 1620 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar