Главная » 2013 » Февраль » 22 » Не суйтесь, куда не просят. Жуйте, что дали (Надежда КАХАНОВА)
00:00
Не суйтесь, куда не просят. Жуйте, что дали (Надежда КАХАНОВА)
Примерно так можно охарактеризовать суть противостояния родителей первоклашек и работников школьной столовой, которое уже полгода продолжается в школе №7.
Как рассказывают родители, обратившиеся в редакцию нашей газеты, их дети начали питаться в школьной столовой со второй учебной недели. Питание начальных классов в городских школах организовано по методу предварительно накрытого стола. Причем родители сами могут выбрать меню в соответствии со своими возможностями и пищевыми пристрастиями ребенка: суп, второе, бутерброды или булочку с чаем. Меню корректируется один раз в две недели и утверждается органами санитарно-эпидемиологического надзора. Все это вполне устраивало родителей, к тому же педагоги настоятельно рекомендовали кормить детей именно в школьной столовой, а не давать им с собой домашние бутерброды.
Поначалу родители не слишком интересовались тем, как и чем кормят их детей, думали, если уж это школьная столовая, то питание, само собой, будет организовано в соответствии со всеми требованиями здорового питания и санитарных норм. Но спустя какое-то время на естественный для любой мамы вопрос о том, что кушали в школе, дети начали отвечать, что не стали сегодня есть одно, завтра другое – не понравилось. Обеспокоенные родители решили заглянуть в столовую в обеденное время. И вскоре инициативная группа родителей 1 «Б» класса начала ходить в школьную столовую как на работу.
В списке претензий: блюда, заявленные в меню, почему-то регулярно заменяются другими; блюда, которые у нас принято именовать как «горячее», зачастую подаются холодными; на столах отсутствуют салфетки, в то время как в меню – жареная рыба, которую дети должны брать руками, поскольку вилки в школьных столовых под запретом. Возмущение родителей можно понять. Ну как не возмущаться, если, к примеру, сегодня согласно меню детей должны были кормить ватрушками, а вместо них дали простые булочки, которые и по цене, и по питательности значительно ниже. Однако в тот же день эти самые ватрушки продавали в буфете старшеклассникам. Кстати, в вопросах питания старшеклассники находятся в более выигрышном положении, поскольку имеют возможность самостоятельно выбрать и купить себе еду, тогда как первоклашки вынуждены либо есть холодные, слипшиеся рожки, либо уходить из столовой голодными. А между тем, существуют нормы, согласно которым первые блюда (супы) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры - не ниже 65°С. И как же не возмущаться тем фактом, что работники школьной столовой зачастую не соблюдают элементарные правила санитарии? Родители рассказывают, что не раз наблюдали, как сотрудницы столовой брали из рук посетителей деньги или протирали тряпками столы, а затем этими же руками, не надев перчаток или хотя бы полиэтиленового пакета, начинали раскладывать по тарелкам выпечку.
Нет, родители не молчали. Сначала они надеялись, что работники столовой отреагируют соответствующим образом на их устные замечания и записи в журнале жалоб и предложений. Не хотелось им, только что начавшим вместе со своими детьми школьный путь, начинать его со скандалов. Поначалу это действовало. День-другой в столовой не к чему было придраться. Но потом все повторялось снова. Конфликтные ситуации стали возникать все чаще и чаще, а в их орбиту попадало все большее количество людей. С каждым разом появление родителей в столовой воспринималось ее работниками все более агрессивно. В ход пошли требования, чтобы родители заранее согласовывали свои визиты. Дошло даже до угроз судебными разбирательствами. Все обвинения в том, что детям недокладывают продукты, решительно переводились в разряд клеветы. В ответ на претензии родителей работники столовой отвечали: «Мы все выкладываем на столы, а кто и что потом берет – не знаем. Предъявляйте претензии учителям» (в том смысле, что классные руководители обязаны контролировать обеденную процедуру). Поначалу родители засомневались было: может, и впрямь зря они грешат на работников столовой, может быть, действительно, школьники, входящие в столовую раньше других, забирают со столов выпечку? Но буквально на следующий день мамочки, финишировавшие у дверей столовой первыми, увидели на столах среди тарелок с хлебом всего лишь несколько пирожков – количество куда меньшее, чем количество учеников. Тем не менее, повара, явно не ожидавшие такой прыти от родителей, упрямо пытались доказать, что положили на столы нужное количество выпечки, а куда она подевалась – сам черт не разберет. В результате разгоревшегося скандала работникам столовой все же пришлось отдать классной руководительнице, пришедшей в кухню с пустой тарелкой в руках, недостающую выпечку.
Похожая ситуация сложилась и с недовесом горячих блюд. Когда после контрольного взвешивания родители предъявили поварам тарелку, в которой вместо положенных 250 граммов супа присутствовало 200, те недоуменно заявили: «Где вы вообще эту тарелку взяли?». Вопрос, конечно, интересный. Только задавать его нужно, скорее, не родителям, а самим поварам. Откуда в школьной столовой что берется и куда мистическим образом исчезает? «Что же, нам каждый день вот так стоять над кастрюлями, контролируя процесс раздачи, - возмущаются родители, - да еще слышать от поваров: «Надоели вы уже! Только в вашем классе такие проблемы». Да нет, такие же проблемы не только в этом классе, просто далеко не все родители имеют возможность каждый день появляться в школе. Поэтому они просят инициативную группу родителей 1 «Б» класса от имени всех довести дело до конца.
Кстати, многие учителя тоже возмущаются организацией детского питания в школьной столовой и с сожалением смотрят на то, в каких количествах оплаченная родителями еда летит с тарелок в помойное ведро, однако повлиять на ситуацию педагоги не могут, поскольку организация школьного питания давно уже существует (по-другому не скажешь) в конкурентной среде. Думаю, многие вопросы решались бы иначе, если бы в школах, как раньше, были штатные повара. Сейчас же ни руководство школ, ни даже руководство городского отдела образования не вправе контролировать работу школьных столовых, чем и пользуются их сотрудники. Школьные буфеты и столовые имеют право проверять только санитарные врачи, да и то лишь 1 раз в квартал. А тот факт, что договоры аренды помещений столовых ежегодно перезаключаются на конкурсной основе, не стимулирует вложение средств в развитие и стремление к хорошей профессиональной репутации. На мой взгляд, то, что от городского отдела образования никак не зависят итоги тендера и сегодня снова может выиграть тот, кто плохо зарекомендовал себя вчера, - абсурд. Неизвестно даже, имеет ли предприниматель, участвующий в тендере, квалифицированные кадры и материально-техническую базу. Все это вполне может создаваться уже по итогам тендера, «на скорую руку», а отсюда и результат.
Работники школьной столовой досадуют: к чему родители затеяли разбирательство? Зачем, как сыщики, всюду заглядывают да еще на камеру снимают? Ну, подумаешь, не понравилось ребенку что-то из еды – ничего страшного, все ведь знают, какими привередами иногда бывают дети. Иной раз и от маминой стряпни нос воротят. Ну, поедят после школы дома – чего шум-то поднимать? Так потому и поднимают родители шум, что многие малыши после школы не сразу идут домой, а отправляются на занятия в различные секции и кружки. И родителям вовсе не безразлично, голодным пойдет туда ребенок или сытым. Между прочим, материальный вопрос здесь тоже не на последнем месте. Дело даже не в размере суммы, которую родители еженедельно выкладывают за питание, а в том, что они не хотят платить эти деньги за содержимое помойного ведра. Нет, конечно же, мамы первоклашек вовсе не ожидали, что школьное питание будет сродни домашнему, но надеялись, что работники школьного общепита все-таки учитывают возрастные особенности детей в вопросах питания и уж во всяком случае будут кормить в соответствии с утвержденным меню и в полном объеме.
Полноценное питание школьника – вопрос вовсе не праздный. Как известно, о школьном питании всерьез заговорили пять лет назад, после того как ученые обнародовали сведения о заболеваемости казахстанских школьников. Оказалось, что общая заболеваемость учащихся выросла на 22%, в том числе анемия - в 2,5 раза, болезни органов пищеварения - в 2 раза, а расстройства эндокринной системы - в 1,4 раза. Ученые-диетологи связали это с режимом и рационом питания, а также с социальными условиями, в которых живут школьники. Физические, психологические, умственные нагрузки современного школьника постоянно растут, а значит, с питанием он обязательно должен получать все необходимое для нормального роста и развития. Поэтому радует, когда руководство школы не рассматривает вопросы питания учащихся отдельно от образовательного процесса. Получив письменную жалобу родителей 1 «Б» класса, директор школы №7 Валерия Лукашенко пригласила для разговора всех участников конфликта. Разговор был долгим и серьезным. Все согласились с тем, что было бы несправедливо утверждать, будто учащихся школы №7 постоянно кормят невкусно. Это не так. По словам исполнительного директора ИП «Максутов» (это предприятие арендует школьную столовую) Ляйлы Каировой, в настоящее время в столовой работают опытные повара. Хотя, действительно, был трудный период, когда повара часто менялись, среди них попадались даже пьющие. «Сейчас, - говорит Ляйла Каирова, - только-только все стало налаживаться. И вдруг такой конфликт! Если мы этих поваров потерям, где других взять?». Однако я не соглашусь, что найти в нашем городе хорошего повара без вредных привычек такая уж большая проблема. Может быть, дело в другом? Учителя намекают, что при той мизерной зарплате, какую получают школьные повара, никто за работу школьного повара особо не держится. Но главное даже не это. Из того, что я услышала от всех участников встречи, вывод напрашивался сам собой: корень проблемы - в отсутствии контроля со стороны дирекции ИП «Максутов». О чем вообще можно говорить, если, по признанию самой Ляйлы Каировой, она ни разу не читала журнал жалоб и предложений, где родители и учителя регулярно оставляли записи. Целых полгода связь была односторонней. А ведь это уже не первый конфликт вокруг ИП «Максутов». Год назад подобная ситуация сложилась в школе №8. И в прошлый раз претензии были абсолютно такими же. После проверки санитарными врачами школьных столовых, обслуживаемых ИП «Максутов», был выявлен ряд нарушений, среди которых недостаточная оснащенность бытовой техникой и посудой, нарушение технологии приготовления блюд, недостаточный контроль над качеством и безопасностью продуктов, несоблюдение санитарных норм персоналом. То есть практически все то же самое, что родители инкриминируют данному предприятию сегодня. Как и в прошлый раз, родители добавляют к этому списку вопросы о ценообразовании. Мне так и не удалось выяснить, почему простая булочка, которая в магазине стоит 20 тенге, в школьной столовой оценивается в 30 тенге? Из каких соображений питание детей стоит дороже, чем питание прочего населения?
Тем не менее, по информации начальника отдела образования Татьяны Семенюк, в течение 1 квартала текущего года, пока не прошел новый тендер и не началось финансирование, кормить школьников будут те же предприятия, что и в прошлом году. Вот только станут ли отзывы о работе школьных столовых, предоставляемые директорами школ, причиной для отказа некоторым предпринимателям на участие в новом тендере? И неудивительно, что они так рвутся на тендер – ведь это же золотая жила, если учесть, что в среднем в школьных столовых питается 82% учащихся, а это около 7000 человек.
Но, по-видимому, не только наши горожане ропщут на организацию школьного питания, и ропот недовольных был услышан в эшелонах власти, поскольку в последнее время все чаще стали говорить о необходимости возрождения утраченной в последние годы школьной индустрии питания. Первый комбинат школьного питания должен открыться уже в этом году в Астане. А в соответствии с программой «Школьное питание», разработанной Министерством образования, к 2015 году планируется во всех школьных учреждениях ввести в штат поваров и кухрабочих, обновить оборудование школьных столовых. Но пока все эти нововведения дойдут до нашего города, родителям, чьи дети обучаются в городских школах, придется самим стоять на защите прав своих детей. Родители имеют полное право интересоваться, как и чем кормят детей в школьной столовой, имеют право провести контрольное взвешивание, для чего контрольные весы должны находиться в зоне доступности. Обо всем этом и говорили участники конфликта на встрече в кабинете директора школы №7. В итоге исполнительный директор ИП «Максутов» Ляйла Каирова все-таки согласилась с претензиями родителей и педагогов, пообещав установить личный ежедневный контроль над работой школьной столовой. А мы со своей стороны обещаем через некоторое время вернуться к этой теме и рассказать об изменениях (если таковые будут) в организации детского питания в наших школах.

Надежда КАХАНОВА




Просмотров: 1761 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar