Главная » 2013 » Февраль » 22 » Кругосветка Виталия Мельникова. Испытание перед стартом (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
23:44
Кругосветка Виталия Мельникова. Испытание перед стартом (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Виталий Мельников привык быть первым во всем, за что берется. Быть вторым для него – значит проиграть. Первенство это началось еще в отборочных турах проекта «TERRA VITA» и проявилось в предстартовом морском испытании, которое наш герой прошел блестяще. Об этом испытании – сегодняшний наш рассказ.

Яхта для первой казахстанской кругосветки делалась по специальному заказу во Франции. Поскольку яхта предназначалась для кругосветного путешествия по морям и океанам, она должна быть особо прочной, с усиленными бортами, из кевлара (из него делают бронежилеты) – чтобы мощная  волна не разбила судно, и максимально оснащенной всем, что может понадобиться в длительном плавании, - прежде всего, современной электронной навигацией и опреснителем воды. 
Готовую яхту надо было доставить из Франции в Актау, где стартует первая казахстанская кругосветка. Отличный повод для капитана – проверить новых членов команды в настоящем, морском, деле. По сути, главное испытание перед началом кругосветного путешествия. «И ни с чем не сравнимая школа, - добавляет Виталий Мельников, - на себе испытать, что такое море, яхта, паруса. Замечательная возможность – лучше узнать друг друга в команде».
Все 12 участников проекта во главе с Александром Лавреновым прибыли во Францию. Капитан принял яхту. Ее назвали именем великого казахстанского просветителя и путешественника Чокана Валиханова, раскрасили и пустили на воду. Приятные воспоминания  об отдыхе в Таиланде, восторг от увиденного во Франции лишь укрепили желание всех членов проекта скорее отправиться в кругосветку: «И все подписались – готовы идти в плавание».
Основной интерес капитана теперь – хорошо узнать свою команду. Ни один капитан, каким бы он сам отважным ни был, не пойдет в море, не зная, с кем отправляется в длительное плавание. «И давай он нас гонять – по тревоге, в жилетах, - вспоминает Виталий Мельников. - Мы стали ссориться с капитаном: достал нас своими указаниями. Мы-то приехали загорать, отдыхать, купаться. А нам все это запрещают». Осознание того, что это была настоящая школа перед реальными морскими испытаниями, к членам команды пришло скоро – когда переправляли яхту к месту старта, в Актау.  
…Было решено: яхту из Франции в Казахстан будут вести сами участники проекта: основная команда, в которую включен и Виталий Мельников, - первую половину пути, из Франции до Турции, а резервная шестерка – вторую часть пути, из Турции до Казахстана. Забегая вперед, скажем: наш герой – единственный, кто прошел этот путь от начала и до конца. В шторм всех валила морская болезнь. Всех, кроме Виталия Мельникова. Он и сам удивлялся: почему так? Ведь даже капитан, проплывший на яхте за 40 лет тысячи морских миль, страдал от этой изнуряющей мореплавателей «спутницы», которая изматывает человека до предела – ни уснуть, ни сесть, ни встать. По статистике один из тысячи не болеет морской болезнью. А он, Виталий Мельников, - не знает, что это такое. Сам себе наш герой поначалу объяснял все отличной спортивной и армейской подготовкой, но встреча во Франции с итальянской семейной парой русского происхождения полностью развеяла предположения Виталия: «Мы с ними Новый год отмечали во Франции, разговорились – коснулись в беседе, среди прочего, и морской болезни. Я объяснил свою выносливость тем, что с детства занимался гимнастикой, а у гимнастов, делающих сальто, акробатические трюки, - отличный вестибулярный аппарат, они во время прыжка различают, где небо и где земля. У них все сбалансировано. Я думал, что именно поэтому не страдаю морской болезнью. Но итальянка только посмеялась над моими предположениями: я сама мастер спорта по спортивной акробатике, а рвет меня - дальше, чем вижу».
Как бы там ни было, но о морской болезни Виталий Мельников имеет представление только по виду других членов проекта: «Я видел, глядя на своих друзей, как это тяжело. Они не могли нормально поесть, поспать, зеленые, рвота – одна только желчь. Есть невозможно. Я ни разу этого не испытал. Если бы со мной такое случилось – наверное, ушел бы из проекта».
Виталий Мельников не ушел. Ушли другие, причем четверо еще до старта в Актау: «Мы возвращались в Казахстан. Идем через Черное море 3 дня. Попали в большой шторм – нельзя сойти на берег, потому что очень далеко. И тогда все стали задумываться: а вообще, мне надо это или не надо? Я знал, что мне это - надо. Я жажду адреналина, драйва. Чем ситуация опаснее, тем больше меня это заводит. Такой я по натуре. Для меня это скучно – когда спокойная погода. Мне нужен шторм. Но другие, когда попали в шторм, лежали трупами. И когда мы пришли к берегу – начались наши первые потери: ребята, извините, это не для меня. До начала путешествия 4 человека покинули проект».
Кого-то подкосила морская болезнь. Кому-то вскружила голову сама мысль, что он участник кругосветки, и все путешествие закончилось, еще не начавшись, - задержанием в вытрезвителе Актау. Кто-то не выдержал напряжения устроенных капитаном испытаний. Виталий Мельников, напротив, проявил себя с лучшей стороны. Он, отслуживший в армии, не понаслышке знал, что такое дежурство, и понимал: яхта не может идти сама по себе, нужно всегда стоять за штурвалом. Так считал наш герой, хотя, честно сказать, можно было на какое-то время и отвлечься, как это делали другие члены команды: благодаря современным технологиям не обязательно штурвалом рулить – поставь его на автопилот, и яхта сама пойдет по заданному курсу.
Так мог рассуждать кто угодно, но только не Виталий: «Матрос на яхте для того, чтобы смотреть вперед: вдруг на пути какое-то препятствие, корабль. Могут бревна плавать, контейнеры большие, киты. В общем, надо стоять за штурвалом». Причем бывший десантник по доброй воле нес вахту в самое трудное, ночное время, с 12 ночи до 4 часов утра, в самый сон. И, единственный, ни разу не отклонился от генерального курса: «Капитан приходит ночью и видит: яхта как шла по линии, так и идет. Он всегда удивлялся, как так у меня получается. Просто я всегда делал просчеты в голове. Единственный ориентир в плавании – заданные координаты, и любой человек придет к обозначенной точке. Но можно прийти наикратчайшим, прямым путем, а можно с большими отклонениями от маршрута». Конечно же, капитан Александр Лавренов это оценил: «Ты, Виталий, - номер первый, кто попадет в команду».
Наш герой  свято выполнял еще одно правило яхтсменов: когда яхта заходила в заграничный порт, Виталий не оставлял ее до тех пор, пока не наведет марафет на палубе и в своей каюте: «А у нас как получается: только пришвартовались, закрепили яхту к пирсу - и все быстрее на берег. Многие же приходят в гости на яхту и по ней судят о капитане, о стране. Я свое дело делал, потом уходил. Яхта – лицо команды, это представительство государства».
…Когда яхту пригнали в Казахстан, в Актау прилетел президент страны Нурсултан Назарбаев. Он напутствовал участников первой казахстанской кругосветки, вручил им флаг Казахстана. В морское путешествие уходило 8 человек: капитан яхты, оператор и 6 матросов, среди которых две девушки. Капитан назначил Виталия Мельникова старпомом – рулевым: «Ты будешь отвечать именно за штурвал. Ты на вахте не спишь, точно яхту по курсу ведешь. Ты главный мой помощник».
25 сентября 2007 года первая казахстанская кругосветка стартовала…


Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Окончание следует

Просмотров: 1175 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar