Главная » 2009 » Май » 16 » ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ЗАЩИТИТЬСЯ? (Надежда КАХАНОВА)
15:55
ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ЗАЩИТИТЬСЯ? (Надежда КАХАНОВА)
Каждый из нас, взрослых, знает, какие именно и на что он имеет права. И права свои, если потребуется, мы готовы отстаивать, невзирая на лица. А что мы знаем о правах ребенка?

Как выяснилось, взрослые имеют весьма смутные представления о том, какие права имеют их собственные дети. Большинство родителей считают, что если они произвели на свет свое чадо, то жить до определенного возраста он должен в соответствии с их представлениями, их желаниями и возможностями: я тебя кормлю, одеваю, забочусь о тебе - значит, ты обязан слушаться меня и делать то, что я скажу. Мы не допускаем мысли, что ребенок вдруг посмеет заявить о каких-то своих правах, да еще и отстаивать их, к примеру, в суде. А между тем, права у детей есть, они черным по белому прописаны в наших законах, и незнание этих законов не освобождает нас с вами от ответственности перед нашими детьми.
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая еще в 1989 году, обязывает все страны-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. Казахстаном Конвенция ратифицирована 12 августа 1994 года. Все государства, подписавшие Конвенцию, должны были привести свое национальное законодательство в соответствие с положениями этого международного документа. На сегодняшний день разработкой механизмов по защите интересов детей и их осуществлением занимаются 9 министерств и ведомств РК, что, естественно, приводит к разобщенности их действий. Создание единого уполномоченного органа в этой области еще только предстоит. Но уже в течение 8 лет в нашей стране действует Общественное объединение «Центр социальной адаптации детей» (ОО «Центр САД»). В настоящее время этот центр совместно с Общественным фондом «Альянс региональных СМИ» (ОФ АрСМИ) при финансовой поддержке Представительства Европейской Комиссии в РК проводит двухгодичный проект «Защити ребенка». Проект рассчитан на детей среднего школьного возраста. Одной из основных задач проекта является повышение уровня правовых и социально-психологических знаний учащихся, родителей, педагогов и школьных инспекторов. Другими словами, это своего рода правовой ликбез для взрослых и детей на предмет их взаимоотношений.
В рамках проекта было проведено анкетирование в 20 школах Астаны и 5 школах Акмолинской области, в том числе в двух школах нашего города. Результаты анкетирования представители вышеназванных общественных организаций озвучили на семинаре «Механизмы защиты прав ребенка», который прошел на прошлой неделе в средней школе №9.
Анкетирование показало, что большая часть детей не имеет представления о существовании законодательных актов, защищающих права ребенка, однако наличие таковых их не удивило. Дети совершенно справедливо считают, что они такие же граждане своей страны, как и взрослые, и должны иметь соответствующие права. А вот родители, напротив, были немало удивлены тем, как много, оказывается, прав есть у их детей.
Отвечая на вопрос анкеты: «Нарушалось ли хотя бы раз твое право ребенка или права твоих друзей?», почти половина школьников ответили, что нарушалось. Причем треть из них при решении проблем надеются только на свои силы, среди остальных большая часть в случае необходимости обратилась бы за помощью к родителям, меньшая – к учителям. Наводит на размышление такой факт: учителя считают, что права ребенка чаще всего нарушаются родителями, правоохранительными органами и сверстниками (именно в такой последовательности), а сами школьники считают, что чаще всего их права нарушаются учителями - родители в этом списке на последнем месте.
Без сомнения, сотрудники ОО «Центр САД» делают очень важное и нужное дело. В повседневной жизни у ребенка появляется очень много вопросов, на которые он ищет и часто не находит ответов. Накапливаемые стрессы, неразрешенные конфликты опасны не только для здоровья и трудоспособности, но даже для жизни детей. Психологи и юристы дают детям правовые знания, проводят тренинги, где в ролевых играх в доступной форме тренер объясняет, как нужно поступать в тех или иных ситуациях в школе, семье, обществе, чтобы не вступать в противоречие с окружающей действительностью и защитить себя.
И все же позиция представителей ОО «Центр САД» и ОФ «АрСМИ» по некоторым вопросам вызывает недоумение. При обсуждении вопросов: что делать, если учитель оскорбил ученика, если родители не разрешают ребенку заниматься интересным для него делом, или, наоборот, заставляют заниматься тем, что ему не интересно, основной рекомендацией было – ребенок должен обращаться в суд. То есть изучайте, дети, законы, знайте свои права и все споры, возникающие в жизненных ситуациях, разрешайте в суде. Конечно, случаются такие ситуации, когда без вмешательства правоохранительных органов просто не обойтись, и тогда соответствующие службы должны этим заниматься. К примеру, когда родители пьют и не заботятся должным образом о ребенке или ребенка бьют и «травят» сверстники, да – тут необходимо принимать жесткие меры. Но представьте, что будет, если каждый раз, когда нашим детям покажется, что мы в чем-то ущемили их права, они будут носить заявления в суд? Уровень воспитания у нас еще не настолько высок (если не сказать – низок), чтобы так широко пропагандировать детям, как можно приструнить взрослых.
Непонятен мне был и совет обращаться в прокуратуру, если детей заставляют работать на субботниках. Приводился в пример город Щучинск, где такой прецедент был. Родители обратились к прокурору с жалобой на решение акима о привлечении школьников для участия в субботнике, и тот вынес протест. А почему бы школьникам и не сделать что-то хорошее для родного города? Во-первых, их никто не заставляет надрываться до седьмого пота, во-вторых, никто не стоит над ними с плетками, а в-третьих, они живут в этом городе и чистота им нужна так же, как и всем остальным горожанам. Все мы – родом из детства, все каждую весну работали на субботниках и работаем до сих пор. Другое дело, что нужно обеспечивать детей средствами защиты: перчатками, мешками для мусора, специальными щипцами для сбора мусора и т.д.
Безусловно, правовые знания давать детям нужно. Ребенок вправе знать, например, что родители несут ответственность за обеспечение необходимого уровня его жизни, но также ребенок должен знать, что государство обязано создать соответствующие условия родителям, чтобы они этот уровень могли ему обеспечить, и не требовал от родителей невозможного. Прежде чем изучать права, ребенок, на мой взгляд, должен изучить свои обязанности. А самое главное, чтобы ребенок понял, как правильно пользоваться этими правами, учитывал, что вокруг него люди, которые тоже имеют свои права, и его права ничуть не важнее прав окружающих. 
 
Надежда Каханова
Просмотров: 756 | Добавил: Admin | Теги: защита детей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar