Главная » 2013 » Август » 31 » Заплати долги – и можешь ехать за кордон (Надежда КАХАНОВА)
14:29
Заплати долги – и можешь ехать за кордон (Надежда КАХАНОВА)
К сожалению, иногда жизнь подбрасывает нам неприятные сюрпризы в виде конфликтных ситуаций имущественного характера. Причем, нередко мы сами являемся виновниками того, что решать конфликт приходится уже в суде. Взяли, например, кредит в банке - а расплатиться вовремя не смогли. Или решили ответить на плохую работу КСК отказом оплачивать его услуги - и накопили большие долги. И тогда в один из не самых лучших дней нашей жизни на пороге квартиры появляются судебные исполнители с письменным требованием исполнить решение суда в наш адрес в течение пяти дней. Иначе… Так что же будет иначе? И что это за служба такая - Степногорский территориальный отдел судебных исполнителей?
 
В обязанности судебных исполнителей входят такие действия, как взыскание штрафов, алиментов, конфискация имущества по приговору суда, выселение или вселение в жилище и даже исполнение решения суда по поводу общения с ребенком одного из родителей. Принятию дела в производство предшествуют либо решение суда, либо постановление одного из уполномоченных органов, например, налоговой службы, УВД или санэпиднадзора. И всем этим занимается степногорская служба судебных исполнителей, которая оказалась на удивление малочисленной – всего лишь пять человек, включая начальника отдела Шолпан Таукелову. Впрочем, даже если их было бы в два раза больше, считает Шолпан Таукелова, это еще не означало бы, что выходные сотрудники отдела могли проводить дома. По ее словам, восьмичасового рабочего дня при пятидневной рабочей неделе им явно не хватает – слишком много работы. «Осталось только принести в кабинет кровать и вообще не уходить с работы», - шутит Шолпан Таукелова.
Я недоумеваю: неужели в нашем городе так много должников, уклоняющихся от исполнения решений суда? Оказалось, немало. И самую большую головную боль среди них, как это ни печально, представляют нерадивые папаши, скрывающиеся от уплаты алиментов. Только вдумайтесь в эти цифры: в настоящее время в производстве у судебного исполнителя Ольги Хлебновой находится около 6000 дел по неуплате алиментов. И за каждым таким делом – конкретный ребенок, лишенный не только заботы, но и любви своего отца. Если прикинуть, сколько в городе проживает мужчин, имеющих детей, то, судя по цифрам, можно подумать, что чуть ли не каждый второй отец прячется от своих детей. Однако все далеко не так мрачно. Задолженность по алиментам имеют 1035 степногорцев-мужчин, и задолжали они своим чадам ни много ни мало – 66 миллионов тенге. То есть каждый из этих 1035 мужчин имеет не по одному ребенку, и даже не в одной семье. Причем треть беглых отцов является злостными неплательщиками, многие из которых ни разу не выплатили своим детям денежное содержание, вплоть до их совершеннолетия, что, впрочем, не освобождает родителей от обязательств перед выросшими чадами.
По словам Ольги Хлебновой, отговорка у отцов-беглецов одна: я, дескать, не работаю и платить алименты не имею возможности. Если судебному исполнителю все же удается обнаружить место работы такого родителя, то вопрос с уплатой алиментов еще можно как-то решить, но чаще всего, отцы-неплательщики – это пьющие люди без определенного занятия, а то и места жительства. И взять с него просто нечего. Максимум, что можно сделать – наказать его административно, то есть подвергнуть штрафу (что бессмысленно), либо арестовать на 15 суток. Отсидит такой папаша положенный срок и снова отправится «на дно» - все ему нипочем.
А бывает, что и вполне адекватные мужчины сами доводят ситуацию до абсурда. Есть в производстве у Ольги Хлебновой дело, по которому она пытается взыскать алименты с одного из наших горожан (имя которого здесь называть не будем) в пользу его малолетнего ребенка. Несмотря на решение суда, платить алименты - а к настоящему моменту его отцовский долг оценивается в 500 тысяч тенге - мужчина не хочет. Причем отказ мотивирует тем, что сомневается в своем отцовстве. Удивительно, но на дорогую экспертизу у «бедного» родителя деньги откуда-то вдруг нашлись. Однако папашу ждало горькое разочарование: исследования ДНК, проведенные в Астане, не оставили сомнений в том, что именно этот мужчина доводится отцом ребенку. Казалось бы, вопрос исчерпан – ничто не мешает проявить заботу о своей «кровинушке». Но не тут-то было. Понимая, что выплаты алиментов теперь не избежать, мужчина внезапно «вспомнил», что еще в нескольких городах у него подрастают «младенцы-иждивенцы», которых тоже требуется содержать (раньше он об этом как-то не задумывался), и теперь «любвеобильный» папаша пытается через суд снизить размер выплат до 1/6 от назначенной по суду суммы алиментов. И наплевать ему, что, образно говоря, он вырывает изо рта кусок у своего собственного ребенка.
Еще одна головная боль – это должники по коммунальным услугам. Таких дел в производстве у судебных исполнителей тоже немало. И самое сложное здесь – суметь встретиться с должником лицом к лицу, потому что единственная его защита, которой он широко пользуется, – это возможность просто не впустить судебного исполнителя в свою квартиру. Случается, что сотрудники отдела вынуждены приходить по одному и тому же адресу не один раз, стучать в двери, расспрашивать соседей, пытаясь поймать человека-невидимку. Иногда это удается. Но попасть в квартиру – это только полдела. Именно теперь начинается основная работа, а именно: суметь доказать должнику, и непременно мирным путем, что лучше бы ему уплатить долги добровольно и не осложнять себе жизнь. В ответ - для начала - крик, оскорбления, угрозы подать на судебных исполнителей в суд. Потом в ход идут слезы и уговоры. Судебный исполнитель (а в большинстве случаев это женщина), должен все это терпеливо выслушать, посочувствовать и, тем не менее, вручить должнику уведомление о добровольном исполнении решения суда в течение 5 дней, или хуже того, описать имущество, если пятидневный срок давно истек. Если ответчик все же воспользовался шансом добровольно уладить дело в течение пяти дней, то производство по нему судебный исполнитель, облегченно вздохнув, закрывает. Но, по словам начальника службы судебных исполнителей, наши горожане крайне редко дают повод порадоваться мирному разрешению спора.  
Я не могла не спросить о нравственной стороне дела при выселении из квартир людей, особенно имеющих детей. Шолпан Таукелова ответила, что такие действия судебный исполнитель не совершает в одиночку. Он обязательно получает поддержку со стороны акимата, полиции и даже «Скорой» - ведь неизвестно, как поведет себя в критическую минуту отчаявшийся человек. Правда, до крайних мер, по словам Шолпан Таукеловой, за время ее работы в отделе еще не доходило. Тут позволю себе не согласиться, поскольку не далее, как прошлой осенью наша газета писала о том, как во втором микрорайоне судебный исполнитель при поддержке представителей акимата и полиции выселял, в прямом смысле слова, на улицу женщину с семилетним ребенком. Нежелание Шолпан Таукеловой вспоминать об этом, можно понять. Как она сама признается, иногда судебные исполнители внутренне не согласны с тем, что им приходится предпринимать по отношению к нашим горожанам. Ведь всякие бывают ситуации. Случается, что человек был просто кем-то обманут и сам же вынужден нести за это ответственность. Но чаще всего выселение из квартир происходит в случае неуплаты банковских кредитов. И здесь налажена очень жесткая система. Задолжал банку – будь готов к тому, что по решению суда твое имущество (квартира) будет описано, оценено через областную структуру АО «Билогистик» и выставлено на торги. И всем этим тоже обязаны заниматься судебные исполнители. Правда, при выселении, как правило, предоставляются некоторые отсрочки, чтобы человек имел возможность подыскать себе другое жилье. Разумеется, при условии согласия на отсрочку взыскателя, то есть банка. «По-человечески этих людей очень жаль, - говорит Шолпан Таукелова, - но закон есть закон, и судебный исполнитель обязан этот закон соблюдать».
Меня очень интересовал еще один вопрос, который постоянно возникает на всех совещаниях в акимате с участием руководства КСК и КСП. Каждый раз с их стороны сыплются обвинения в адрес судебных исполнителей по поводу плохой работы с должниками кооперативов. При этом называются огромные суммы, по которым якобы есть решения суда о взыскании долгов, но дело не сдвинулось с мертвой точки. Не раз будучи свидетелем подобных разговоров, признаюсь, я с удивлением увидела в руках Шолпан Таукеловой кипу писем от председателей КСК, в которых они благодарили судебных исполнителей за своевременное взыскание долгов по всем поданным судебным искам. Что за чертовщина такая? Кто в данном случае лукавит?
Шолпан Таукелова объясняет ситуацию просто: некоторые кооперативы, по ее словам, не приносят исполнительные листы в отдел судебных исполнителей, считая, по-видимому, что достаточно только лишь решения суда, чтобы судебные исполнители уже начали работать. Однако они открывают дело о взыскании долгов с неплательщиков только при условии представления исполнительного листа – и никак иначе. По тем же исполнительным листам, что уже поступили в отдел от руководителей КСК и КСП города, работа ведется постоянно и довольно успешно, о чем как раз и свидетельствуют благодарственные письма. Интересно было бы послушать, что скажут по этому поводу председатели кооперативов, ведь теперь выходит, что их ссылки на недостаток средств для обеспечения нормальной работы КСК не имеют под собой никакой почвы.
Возможно, еще не все наши горожане знают, а знать это нужно, что с недавних пор борьба с должниками началась по всем фронтам. Работу судебных исполнителей существенно облегчило внедрение единой компьютерной базы с мудреным названием АСУКИП, в которую внесены данные всех граждан республики Казахстан. Теперь судебным исполнителям нет необходимости тратить массу времени на установление места работы или наличия недвижимого имущества кого-то из должников. Сотрудник отдела может узнать все это в течение нескольких минут, не выходя из своего кабинета. Мало того, нет надобности бегать за должником, уговаривая его расплатиться, если, конечно, он не относится к разряду граждан, ведущих асоциальный образ жизни. Теперь достаточно всего лишь внести в базу сведения об аресте имущества должника, его банковских счетов или наложить ограничение на выезд должника за пределы Казахстана, как тот сам явится и оплатит требуемую сумму. За последнее время удалось таким образом подействовать на многих должников, которые годами не оплачивали долги и штрафы, надеясь, что за давностью лет все забылось. Согласитесь, мало приятного, если на границе перед вашим носом вдруг закроют шлагбаум, в то время как вы целый год мечтали об отдыхе на Черном море. Или когда в последний момент вас не пустят в самолет, летящий в Турцию, и – прощай, путевка. Шолпан Таукелова вспоминает случай, когда из приграничной зоны ей позвонила женщина, слезно умоляя отменить запрет на выезд – ей нужно было срочно ехать к умирающей матери. «По-человечески я ее понимаю, - говорит Шолпан Таукелова, - у нас тоже есть матери. Но как сотрудник службы судебных исполнителей, не должна поддаваться эмоциям. Сразу хочется спросить: а где вы были раньше, когда мы бегали за вами, уговаривая добровольно исполнить решение суда?».
«Да, психологически работа судебного исполнителя очень тяжела, - признается Шолпан Таукелова, - тем более если учесть, что почти все судебные исполнители – женщины. Они не имеют права отвечать грубостью на грубость и обязаны строго соблюдать профессиональный кодекс чести, суть которого можно свести к двум словам: терпение и вежливость. А люди к нам приходят всякие. Бывает, что под грузом свалившихся на него неприятностей человек ведет себя не вполне адекватно. Но судебный исполнитель не должен поддаваться провокациям, хотя иной раз (все мы люди) сдержаться бывает очень непросто. Хотелось бы, чтобы наши горожане достойно несли ответственность за свои поступки, и не доводили решение спорных вопросов до крайних мер».
 
Надежда КАХАНОВА
 
 
Просмотров: 1295 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar