В один из дней февраля сотрудники ТОО «Гербициды» и ТОО «Промышленная Компания «Гербициды» (для удобства изложения опустим последнюю часть названия), что находится на территории бывшего завода «Прогресс», как обычно, шли на работу. Они приходили сюда каждый день и честно делали свое дело, несмотря на то, что уже больше года им не выплачивалась заработная плата. Однако в тот злополучный февральский день охрана на проходной просто не пустила их на территорию завода, объяснив это тем, что предприятия под названием ТОО «Гербициды» больше не существует. Люди недоумевали: как же так, о закрытии предприятии их никто не предупреждал, уведомления об увольнении они не получали, к тому же, сам генеральный директор до последнего обещал им, что предприятие вот-вот начнет работать и долги по зарплате будут погашены в полном объеме. А предшествовало этому неприятному событию вот что.
Проблемы у ТОО «Гербициды» начались еще в ноябре 2011 года. Тогда впервые работникам предприятия не выплатили заработную плату, и большая их часть была отправлена в административные отпуска с сохранением 50% от заработной платы. Поначалу люди верили, что все это временные трудности, и со дня на день ждали вызова на работу. Но время шло, а на работу их никто не звал. Желая как-то прояснить ситуацию и определиться со своими решениями по поводу дальнейшей работы, сотрудники ТОО «Гербициды» не раз обращались в устной и письменной форме к генеральному директору предприятия Улану Ксембаеву. В ответ получали заверения, что совсем скоро все наладится и предприятие продолжит работу. Вот, например, что ответил господин Ксембаев на коллективное письмо от 1 марта 2012 года. Задержки по зарплате он объяснил трагическими событиями в Жанаозене в декабре 2011 года, которые якобы стали причиной разрыва прежних контрактов с АО «КазМунайГаз» на поставку продуктов нефтехимии. При этом генеральный директор заверил коллектив предприятия, что он активно работает над исправлением ситуации сразу в двух направлениях: первое – это получение кредита или инвестиций с целью погашения всей образовавшейся задолженности, второе – заключение новых контрактов на поставку химреагентов. Оптимизма коллективу ТОО «Гербициды» добавило сообщение работодателя о том, что уже заключен некий договор с американской компанией «Бейкер Хьюз», а кроме того, налаживаются контакты с новым руководством АО «КазМунайГаз». В заключение господин Ксембаев обрадовал трудовой коллектив тем, что пообещал погасить всю задолженность по зарплате до конца апреля 2012 года.
Поверив слову не кого-нибудь, а самого генерального директора, часть сотрудников – преимущественно люди предпенсионного возраста – стали ожидать обещанного, едва сводя концы с концами, другие, устав жить ожиданиями и обещаниями, махнули на все рукой и нашли себе другую работу, а самые преданные продолжали исправно ходить на службу и охранять имущество предприятия. Они вспоминают, как с наступлением весенних паводков в цехе случился потоп и женщины – сотрудницы, чуть не плача, целыми днями таскали тяжелые ведра с водой на улицу. В то время они еще надеялись на благополучный исход затянувшегося кризиса и изо всех сил старались сохранить оборудование цеха в исправности. Но прошел апрель, пролетел май, а заработанных денег люди так и не увидели.
Нужно отдать должное сотрудникам ТОО «Гербициды» - они не сдались и начали отчаянно бороться за свои права. Письма полетели в Департаменты по контролю и социальной защите населения Акмолинской области и города Алматы (в этом городе проживает Улан Ксембаев), в прокуратуру Степногорска и Алматы. Ответы пришли незамедлительно. Причем, во всех случаях чиновники признавали правоту трудового коллектива ТОО «Гербициды» и предписывали работодателю в кратчайшие сроки погасить задолженность по зарплате. Вот содержание одного из таких документов: «Государственным инспектором труда по г. Алматы была проведена проверка в ТОО «Гербициды». В результате проверки установлено, что работодателем не выплачена заработная плата работникам за период с ноября 2011 года по май 2012 года. По результатам проверки работодателю за нарушение трудового законодательства выдано предписание о выплате заработной платы и юридическое лицо привлечено к административной ответственности. Исполнение предписания находится на контроле у государственного инспектора труда». В чем именно выражалась административная ответственность работодателя - из документа не ясно. А по прошествии двух лет с мая 2012 года не ясно и то, в чем же выражался «контроль» государственного инспектора по труду, если работодатель по сей день его предписание не исполнил. Это невероятно, но, как показывает история данного дела, все предписания чиновников, наделенных самой высокой властью, на деле не имеют никакой силы, поскольку должник-предприниматель позволил себе никак на них не отреагировать. Не произвел на него впечатления и протокол об административном правонарушении от 13 июня 2012 года за подписью государственного инспектора труда по Акмолинской области К.Г. Сердалиной. В нем, в частности, говорится: «При внеплановой проверке по коллективному обращению работников ТОО «Гербициды» установлено: просроченная задолженность заработной платы в сумме 7 474 157 тенге не погашена в установленные предписанием №42 от 21 мая 2012 года сроки, что является нарушением Кодекса РК «Об административных правонарушениях» и влечет ответственность в соответствии со ст. 356 ч. 3. Ответственным за допущенные правонарушения является должностное лицо – генеральный директор ТОО «Гербициды» Ксембаев Улан Шоранович (далее следуют паспортные данные с указанием места жительства нарушителя. – Н.К.)». Что последовало за столь «грозным» протоколом – неизвестно. Скорее всего, ничего, поскольку своих денег бывшие и настоящие сотрудники ТОО «Гербициды» не получили.
Почему же сей предприниматель так неуязвим? И почему законные требования чиновников с высокими должностями и большими погонами отскакивают от него, как резиновые мячики? Его «не пробило» даже уведомление Степногорского территориального отдела судебных исполнителей Департамента по исполнению судебных актов Акмолинской области от 9 июля 2012 года о принудительном (!) взыскании в пользу работников ТОО «Гербициды» задолженности по заработной плате. А ведь в данном документе содержалась прямая угроза о наступлении уголовной ответственности по ст. 362 УК РК в случае злостного неисполнения решения суда. Но и после этого господин Ксембаев не понес никакой ответственности. К делу подключилась начальник Управления по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводстве при генеральной прокуратуре РК Л. Жанысова. 14 сентября 2012 года она отправила прокурору Акмолинской области М.К. Исадилову и прокурору г. Алматы Б.Н. Асылову такое письмо: «Направляется для рассмотрения обращение трудового коллектива ТОО «Гербициды» о длительной невыплате заработной платы и неэффективности мер, принимаемых уполномоченными органами и прокуратурой по устранению нарушений трудового законодательства. О результатах рассмотрения прошу сообщить заявителю и в Генеральную прокуратуру за Вашей подписью». Стоит ли говорить, что и Генеральная прокуратура пополнила ряды уполномоченных органов, не сумевших совладать с «непробиваемым» предпринимателем.
В отчаянии работники ТОО «Гербициды» ухватились за последнюю надежду – привлечь внимание должностных лиц всех уровней посредством телевидения. В одной из программ КТК они рассказали о том, что уже несколько месяцев находятся в административном отпуске без средств к существованию. А ведь у них семьи, дети. Часть сотрудников имеет предпенсионный возраст, когда устроиться на другую работу практически невозможно. Перед всей страной люди требовали у ответственных лиц ответа на вопрос, как им выживать в таких условиях, и просили скорейшей помощи в решении проблемы. То ли ответственные лица, от которых зависит решение проблемы, не смотрят КТК, то ли они, заранее предвидя результат, не захотели ронять свой авторитет, но крик о помощи брошенных на произвол судьбы работяг остался гласом вопиющего в пустыне. Чем можно объяснить такую безнаказанность и циничное пренебрежение требованиями закона – мне лично непонятно. Или вправду у генерального директора ТОО «Гербициды» есть солидная «крыша» на самом верху властных структур, о чем уже открыто говорят его бывшие подчиненные. Вот что они написали в письме, которое направили в аппарат НДП «Нур Отан»: «В очередной раз убеждаемся, что мы – простые рабочие люди – никому не нужны, что наши интересы не защищены никакими законами. Не хочется верить в то, что в нашем государстве вершат не законы, а власть, деньги и связи». Кстати, ответ на это письмо – просто шедевр проявлений бюрократизма. В это трудно поверить, но письмо вернулось к отправителям с пометкой почтового отделения Астаны о том, что сотрудники НДП «Нур Отан» отказались его получать. А это означает, что они хорошо знали, о чем в письме идет речь, и решили поступить так, как «завещал» когда-то великий вождь пролетариата: есть письмо – есть проблема, нет письма – нет проблемы. Да и в самом деле, что они могут, если даже после жалобы обманутых работодателем рабочих в администрацию Президента вопрос о чудовищном попрании закона остался открытым.
В этом деле одна нелепость догоняет другую. Как, например, можно объяснять отсутствие каких-либо действий со стороны судебных исполнителей тем, что судебный иск за №4395 от 4 июня 2013 года, отправленный из Степногорска в Департамент судебных исков города Алматы, был утерян. А именно такой ответ получили в июне прошлого года бывшие сотрудники ТОО «Гербициды». Что же помешало степногорским судебным исполнителям отправить следом копию данного иска? Тем не менее, этого сделано не было.
А пока суд да дело, сумма долга Улана Ксембаева перед его степногорскими сотрудниками, спустя два с лишним года, увеличилась в разы. Ведь до сих пор никто из них так и не получил уведомления об увольнении и кое-кто по сей день числится в административном отпуске. Среди них те, у кого вся жизнь связана с «Прогрессом». Вот, например, Наталья Петровна Васильева работала на «Прогрессе» с первого дня его существования. Не ушла она и после развала предприятия – осталась работать аппаратчицей на вновь созданном предприятии по производству химикатов для сельского хозяйства ТОО «Гербициды». Такой же путь прошла и Ольга Николаевна Гребенюк, которая пришла на «Прогресс» в 1978 году. Говорят, они плакали, когда на заводской проходной у них отбирали пропуска. И сегодня эти женщины все еще надеются, что их все-таки услышат и им помогут. Между прочим, несколько бывших сотрудников ТОО «Гербициды» пострадали вдвойне, так как за это время они стали пенсионерами, а отсутствие пенсионных отчислений с ноября 2011 года повлияло, по их словам, на размер пенсии. Они задаются вопросом: если предприятие официально не уволило своих сотрудников, значит, формально оно все еще существует, тогда где же пенсионные отчисления, гарантированные законом? И куда смотрит налоговая инспекция? А если предприятие является банкротом, то почему до сих пор не была проведена процедура банкротства, ведь у предприятия есть имущество, реализация которого могла бы компенсировать долги по заработной плате? Кто ответит на эти вопросы? Может быть, те, кто в первую очередь обязан защищать интересы трудящихся Степногорска, то есть руководство города, социальная служба и народные избранники? Знают ли они о ситуации, сложившейся вокруг ТОО «Гербициды»? Что предпринимают для того, чтобы устранить грубейшее нарушение Трудового кодекса РК и удовлетворить законные требования горожан? Во всяком случае, нам ничего не известно о том, что генеральный директор ТОО «Гербициды» Улан Ксембаев когда-либо приглашался на трехстороннюю комиссию по урегулированию трудовых споров. Зато известно, что он периодически звонил из Алматы начальнику отдела кадров своего степногорского предприятия и просил его подготовить то один документ, то другой. И, судя по всему, господину Ксембаеву удалось-таки выполнить обещание, которое он дал рабочим два года назад. Помните строки из его письма: «…получение кредита или инвестиций с целью погашения всей образовавшейся задолженности». Как нам сказал директор по производству ТОО «Гербициды» Александр Белоусов, все имущество предприятия в настоящее время заложено, вот только на что были потрачены вырученные средства – одному Богу известно… и Улану Ксембаеву.
Надежда КАХАНОВА
|