Главная » 2022 » Ноябрь » 19 » Зачем ТОО «Adelya Gold» руслоотводной канал? И в связи с этим чем встревожена общественность? (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
19:44
Зачем ТОО «Adelya Gold» руслоотводной канал? И в связи с этим чем встревожена общественность? (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)

В одном из недавних номеров нашей га­зеты было опубликовано объявление о том, что ТОО «Adelya Gold» проводит обще­ственные слушания по Отчету о возможных воздействиях строительства руслоотводно­го канала реки Аксу для проведения опера­ций по недропользованию на контрактной территории ТОО «Adelya Gold».

Так вышло, что ТОО «Adelya Gold» вос­принимается немалой частью обще­ственности поселка Аксу как предприятие, с которым связывают возможные угрозы экосистеме региона. И в том же строитель­стве руслоотводного канала реки Аксу обще­ственники видят лишь вред окружающей среде и человеку.

При таких обстоятельствах руководство ТОО «Adelya Gold» задалось вопросом: как донести до общественности свое виде­ние волнующих людей проблем, чтобы, с одной стороны, быть услышанными ими еще до слушаний и, с другой стороны, чтобы жители Аксу и все обеспокоенные обще­ственники получили максимум объективной, компетентной информации о проектах ком­пании. В данном случае о руслоотводном канале, которому посвящены общественные слушания в конце ноября.

Мы в редакции «Престижа» посоветовали руководству ТОО «Adelya Gold» на стра­ницах нашей газеты еще до общественных слушаний разъяснить встревоженной обще­ственности, зачем компании руслоотводной канал, и дать прямые ответы на волнующие людей вопросы. И сделать это должны, по возможности, высокого уровня независимые специалисты в сфере экологии и гидрогео­логии. С нашим предложением согласились, и такой разговор состоялся.

Предваряет разговор заместитель ге­нерального директора ТОО «Adelya Gold» Александр Брык:

- Напомню. Когда мы дошли до изучения темы опытно-промышленной работы по золотодобыче, пригласили представителей Есильской бассей­новой инспекции, и они нам дали рекомендацию построить руслоотводной канал, чтобы улучшить проходимость воды. ТОО «КАЗНЕДРОПРОЕКТ» сделало нам проект руслоотводного канала реки Аксу. Но у общественных активистов к этому про­екту есть вопросы. И вот для разъяснения нашего проекта, а также для ответов на волнующие обще­ственность вопросы мы пригласили независимых и высокопрофессиональных специалистов – геолога Сергея Васильевича Христюка и гидрогеолога Иго­ря Серафимовича Дарвина. Когда они начали из­учать наш проект, я сразу сказал им, что не надо ни в коем случае искать пути обхода требований природоохранного законодательства.

Разъяснения исполнительного директора ТОО «Adelya Gold» понятны, и я предложил сразу при­ступить к комментариям специалистов, четко при­держиваясь основной темы разговора – руслоот­водного канала реки Аксу. И в этих комментариях дать ответы на вопросы, которые уже ставились общественностью во время предыдущих встреч с руководством ТОО «Adelya Gold». В частности, по руслоотводному каналу, коль скоро он выносится как главная тема на предстоящие общественные слушания.

Свои комментарии дает Сергей Василье­вич Христюк. Свои комментарии дает Сергей Василье­вич Христюк.

Справка «Престижа»

С.В. Христюк – горный ин­женер-геолог. Живет в Степ­ногорске с 1972 года. Работал на различ­ных геологических должностях на здеш­них и соседних месторождениях. Бывший старший геолог партии Степногорской геологоразведочной экспедиции (занимал­ся открытием и первыми этапами раз­ведки месторождения Семизбай), главный геолог одной из шахт Германии, главный геолог СГХК с 2004 по 2008 год, главный геолог компании «Байкен-U», главный геолог рудника Семизбай. В настоящее время пенсионер.

- Тема нашего разговора – руслоотводной канал реки Аксу, - уточняет Сергей Васильевич. - Главное предназначение канала – предохранить карьер, где будут вестись разработки, от затопления паводковы­ми водами. Сопутствующим, на мой взгляд, положи­тельным моментом этого канала является, с одной стороны, упорядочение и увелечение стока реки Аксу в водохранилище седьмого рудника. Сейчас, при паводках особенно, река растекается на большую площадь, идет интенсивное засоление почв, интен­сивное испарение и, соответственно, уменьшается и ухудшается сток воды в это водохранилище, то есть дальше по реке Аксу. И, с другой стороны, это предо­хранение от дальнейшего засоления и заболачива­ния земель в районе дач. Те, кто когда-то там имел дачи, знают, насколько засолены были эти почвы. В частности, из-за этого ушли люди с «прогрессов­ских» дач, которые практически «сожрал» солонец. А руслоотводной канал позволит отрезать от расте­кания паводковых вод участок в районе дач к югу от канала. При достаточно долгом функционировании водоотводного канала, если приводить его в порядок постоянно, возможно будет расширить садовые хо­зяйства – снова выйти на эти солонцы. Я считаю, что это благо для населения, которое тут живет.

После развернутого комментария инжене­ра-геолога я попросил дать ответы на те во­просы жителей Аксу, представителей обще­ственности, которые так или иначе связаны с руслоотводным каналом реки Аксу.

Вот один из вопросов:

- Кто дал разрешение на проведение от­крытых горных работ в русле реки Аксу с грубейшим нарушением водоохранной по­лосы, водоохранной зоны?

- Этот вопрос не к нам, он к тем, кто утверж­дал этот проект, - поясняет Сергей Васильевич Христюк, хотя и признает, что любые водные вопросы касаются и русла реки Аксу.

Сконцентрироваться на той части этого вопроса, которая касается заявленной темы сегодняшнего разговора, предложил Игорь Серафимович Дарвин

Справка «Престижа»

И.С. Дарвин жил в поселке Шантобе (1-ое рудоуправление Степногорского горно-химического комби­ната). По окончании Свердловского горного института в 1975 году приехал на работу в Степногорск. Начал трудовую деятель­ность в Степногорской геологоразведочной экспедиции, на месторождении Семизбай (в то время проводились работы по подсчету запасов урана). Работал в Центральной на­учно-исследовательской лаборатории (в частности, в лаборатории подземного вы­щелачивания). В 1984 году, когда началась опытно-промышленная работа на место­рождении Семизбай, работал там замести­телем директора рудника по геотехнологии. Работал в советско-германском обществе «Висмут» в ГДР – занимался там добычей урана. По возвращении в Степногорск рабо­тал в СГХК в качестве гидрогеолога. В 2007 году, когда возобновились работы на Семиз­бае, работал там сначала гидрогеологом, потом заместителем директора рудника по геотехнологии. Позже перешел работать на южные месторождения урана, в частности, в рудоуправление Каратау (месторождение Буден­новское-2). Сейчас на пенсии.

- По поводу работ в водоохранной зоне русел реки, - поясняет Игорь Серафимович. – Я делал подборку, в частности, по Казахстану, по России. 14 марта 2019 года – подготовка к паводковому сезону в Астане. Среди мероприятий – расши­рение и углубление русел реки, в частности, ручья Сарыбулак. Далее. Было большое наводнение в 2020 году на реке Жабай в районе Атбасара. Там, к сожалению, после вызванных экстремальными паводками бедствий, тоже проводили работы по расширению и углублению русла реки.

- Как эти примеры помогают разъяснить волнующие степногорцев вопросы?

- Задаются вопросы: почему проводят горные работы в пределах русел реки? И мы отвечаем: это не является чем-то новым. Это проводится, когда есть та или иная необходимость.

- А у нас какая необходимость?

- Необходимость в том, что специалисты про­вели расчеты максимально возможного притока воды в период паводка. Эти расчеты у нас есть, их сделала аккредитованная организация - ТОО «С-ГеоПроект» (г. Астана). По ним получается, что максимально возможный приток воды в пе­риод паводка будет 30,76 кубических метра в се­кунду. Это значит, что может произойти высокое поднятие уровня воды и большое подтопление. В том числе в районе карьера, в том числе в рай­оне дач. Вот для того чтобы предотвратить это поднятие уровня воды, проводятся работы по руслоотводному каналу.

- Давайте поясним читателям, как будет реализовываться руслоотводной канал реки Аксу. Будет меняться русло реки?

- Этот руслоотводной канал делается таким се­чением, чтобы пропустить именно вот этот макси­мально возможный приток воды – 30,76 кубических метра в секунду. Русло реки концентрируется целе­направленно в руслоотводной канал. Заместитель генерального директора ТОО «Adelya Gold» Алек­сандр Брык перечислил, для последующих коммен­тариев специалистов, основные вопросы, которые волнуют общественников в связи со строитель­ством руслоотводного канала реки Аксу:

- Люди обеспокоены тем, что в этом слу­чае будут нарушены естественные природ­ные течения и это нанесет вред окружающей среде.

- Да, мы нарушим, но во благо, - утверждает Сергей Васильевич Христюк. – Не было в че­ловеческой жизни такого, чтобы хоть как-то не нарушалось устроенное природой. Начиная с того момента, когда человек начал рубить дро­ва, жечь костры и готовить себе пищу, и кончая любыми сегодняшними сооружениями, здания­ми, водохранилищами. всегда были нарушения. Главное - минимизировать отрицательное воз­действие на природу. Я уже говорил, что кроме основной задачи – предохранения карьера от подтопления – строительство водоотводного канала несет еще дополнительные функции по упорядочению стоков воды, по улучшению стока воды, по увеличению пропускной способности (потому что здесь все это растекалось на огром­ную площадь, от испарения уменьшалось коли­чество поступаемой воды). А теперь все упоря­дочится – будет идти по определенному проло­женному нами руслу.

- А мы можем обозначить, где будет про­ложен этот руслоотводной канал реки Аксу?

- Само русло будет проходить южнее карье­ра. Река у начала руслоотводного канала раз­брасывается по нескольким направлениям. Одно из них проходит к северу, другое стекает к югу. Как на всяком болоте, все это растекается, по­том как-то собирается постепенно и уходит в основное русло реки Аксу. К югу от реки Аксу, в сторону дач, обширные засоленные почвы, которые, как я уже говорил, в свое время заста­вили людей уйти с насиженных мест садоводче­ского хозяйства «Прогресс». И, если все так и оставить, постепенно станут солончаковыми и «Тимирязевские» дачи. Русло, которое мы про­ведем через эти болота, южнее основного русла Аксу, позволит предотвратить эти растекания и, соответственно, предотвратить засоление почв, а значит, отрицательное воздействие на садоводческие хозяйства (потому что с солью очень тяжело бороться). Водоотводной канал в этом смысле несет пользу для людей. И плюс он улучшит сток водохранилища и его пополне­ние водой. Идя по руслу, сконцентрировавшись по нему по заданному направлению, вода будет протекать и больше сохраняться, так как у кана­ла меньше площадь испарения.

- Ширина водоотводного канала – 25 метров по нижней части и 30 метров по верхней части. Длина – 1726 метров, - уточняет Игорь Серафи­мович Дарвин.

- Давайте обозначим начало и конец водо­отводного канала.

- Начало – это место, где река Аксу начинает распадаться на многочисленные руслица, кото­рые образуют болота, - поясняет Сергей Васи­льевич Христюк. – И заканчивается в продол­жении русла реки Аксу. Канал будет сбрасывать воду в основное русло реки Аксу, которое уходит затем в водохранилище.

У общественников был еще вопрос о том, что при прохождении реки она будет дрени­роваться по трещинам, входить в карьер и куда-то еще…

- Давайте я дам комментарий к этому вопро­су, - слово берет Игорь Серафимович Дарвин. - Наши оппоненты говорят, что по руслоотводному каналу вода может уходить, по существу, не по поверхности, а по подземным стокам, в том чис­ле в карьер.

Так будет это или нет? Для прояснения это­го вопроса что было сделано? По будущему руслоотводному каналу был намечен профиль инженерно-геологических скважин. Пробурено 10 скважин глубиной 5 метров. Отбирали пробу, чтобы определить, какая там находится порода, какой у нее коэффициент фильтрации (он опре­деляет водопроницаемость пород). Понятно, что все породы имеют разную пропускную способ­ность по воде. Допустим, глины практически воду не пропускают, являются водоупором. Пропуск­ная способность песков зависит от их состава. Крупнозернистые пески пропускают через себя большее количество воды, среднезернистые – меньше, глиняные – еще меньше. То есть ко­эффициент фильтрации характеризует водопро­пускную способность породы. Он дается в циф­ровых выражениях – в метрах в сутки.

Итак, пробурены эти 10 скважин по профи­лю будущего руслоотводного канала. Выявлено 3 типа пород: супеси (песок с глиной), суглинки (глина с добавлением песка) и глинистая кора выветривания. Есть разрез, где все это показа­но. По каждой скважине наносится, какая мощ­ность каждой из этих пород. Потом делается разрез. Определены коэффициенты фильтра­ции для этих пород. Для супесей коэффици­ент фильтрации – 0,64 метра в сутки (среднее значение, утечки воды возможны как в верти­кальном, так и в горизонтальном течении), для суглинков – 0,16 метра в сутки (являются водо­упорными породами, по ним вода практически растекаться не будет ни в вертикальном, ни в горизонтальном разрезе) и для щебенистых грунтов – 2,4 метра в сутки (они через себя бу­дут пропускать большое количество воды, хоро­шая водопропускная способность породы).

Теперь по этому разрезу нанесли проектное положение дна руслоотводного канала. И мы начинаем смотреть, возможны или невозмож­ны утечки. Взяли пограничный коэффициент – 0,2метра в сутки. Меньше этого – это непроница­емые породы, утечек не будет. Больше 0,2 метра в сутки – здесь у нас уже возможны утечки.

И начинаем смотреть, где у нас проходит дно канала. Получается, минимум 70% проходит по водонепроницаемым породам. Только в концевой части (где она будет примыкать к впадению в рус­ло реки Аксу) у нас начинает идти русло канала по породам, где возможны утечки воды как в горизон­тальном направлении (вода будет растекаться), так и в вертикальном. Поэтому проектом пред­усмотрено на этом самом участке дно канала и его откосы заизолировать глинистым материалом (будем брать его на тех участках строящегося рус­ла, где есть глина). Таким образом мы предотвра­щаем возможность дальнейшей утечки воды из руслоотводного канала реки Аксу. Тем более это не интересах компаний - как тогда производить в будущем разведку или добычу руды в карьере?

Возвращаемся к поставленному вопросу – о возможных утечках воды из руслоотводного ка­нала в окружающую среду. И наш ответ таков: там, где возможны эти утечки, мы сделаем до­полнительные работы для предотвращения этих утечек. Таким образом, сделав эти дополнитель­ные работы, мы гарантируем, что утечек в русло­отводном канале реки Аксу не будет.

Необходимо подчеркнуть, что руслоотводной канал строится для того, чтобы вода в паводко­вый период не поступала в карьер. Поэтому в ин­тересах компании ТОО «Adelya Gold» провести работы качественно и не допустить утречек воды и руслоотводного канала. В технологическом процессе, согласно проекту, не предусматрива­ется использование вод реки Аксу.

- Еще надо добавить, - дополняет Сергей Ва­сильевич Христюк, - что все дно руслоотводного канала будет дополнительно доукрепляться ще­бенистым грунтом (крупнокусковая щебенка из отвалов карьера) для того, чтобы предотвратить размывание (это предусмотрено проектом).

Еще был вопрос о том, что мы ведем рабо­ты в устье реки Аксу.

Устье реки Аксу расположено отсюда прибли­зительно в 30 километрах, и оно впадает в озеро Алтайсор. Ни о каком устье реки, которое мы яко­бы загаживаем, речи идти не может в принципе.

Таким образом, строительство руслоот­водного канала реки Аксу, как минимум, не ухудшает экологию региона. Благо в том, что карьер не будет затапливаться. Не будет за­соления почв. А также произойдет упорядоче­ние движения реки и улучшение стока воды в водохранилище, тем самым улучшится его по­полнение водой.

 

Просмотров: 397 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar