Еще сейчас, при входе в подъезды МЖК, можно
увидеть желтоватого цвета листы с обращением четырех председателей КСК к акиму
города, прокурору, начальнику УГСЭН и секретарю гормаслихата. Подписавшие
обращение Е.В. Марценюк, Т.В. Семенкина, И.Н. Юхман, Л.В. Шаповалова предупредили
Муратбека Такамбаева, что с 25 октября в домах КСК «Уют», КСП «Маяк», КСП
«Весна», КСК МЖК остановлено отопление. «Демарш» из ряда вон выходящий (особенно
на фоне прошедшего парада отчетов о завершившейся подготовке к новому
отопительному сезону), если иметь в виду, что зимние холода не заставят себя
ждать. Что же побудило
руководителей четырех КСК, за которыми 946 квартир, пойти на крайние меры? Авторы
письма объяснили остановку отопления в своих домах (а это всё высотки) большим
количеством воздуха в горячей воде, который, по мнению председателей,
образовался вследствие нарушения технологического режима энергетиками на
завершающем этапе подготовки воды. Нарисовав мрачную картину, председатели КСК
сдали властям энергетиков по полной: не проведена деаэрация (не удален кислород
из горячей воды), трубы не защищены от коррозии, нарушена проходимость
гидравлических систем, активно развиваются бактерии в условиях недостаточно
горячей (менее 60 градусов) воды. Заодно было указано, что кооперативам
собственников квартир не предоставлен температурный график работы системы
теплоснабжения в условиях зимы. В устной беседе один из председателей КСК
объяснил технологический сбой предшествовавшей этому аварией на ТЭЦ, которую,
якобы, замалчивают. Потребители
могли почувствовать на себе последствия случившегося похолоданием в квартирах.
И вот председатели четырех КСК пошли на крайний шаг – отключили в своих
высотках отопление, так как, по их словам, круглосуточное, уже в течение пяти
дней, стравливание воздуха никаких результатов не дает. При этом, уточняют
авторы обращения, в некоторых из пострадавших домов установлены общедомовые
счетчики, а это значит, потребителям придется платить за «тонны слитой воды». Главный
упрек в письме адресован энергетикам: «Приближаются заморозки, а отопление в
вышеперечисленных КСК и КСП отсутствует или работает с перебоями, но энергетики
утверждают, что у них все в порядке». За случившимся председатели видят
большее, чем нарушение технологического режима, и призывают власть предержащих
разобраться: «Просим принять меры для неповторения подобных ситуаций, так как
невыполнение должностных обязанностей энергетиков ведет к тому, что нарастает социальное
напряжение среди населения. А в КСК и КСП просто невозможно работать». Реакция
властей на коллективное обращение пока публично не проявилась (и это, по
меньшей мере, странно – при большом количестве втянутых в проблему), и мы, не
дожидаясь официальных ответов, отправились с копией письма к директору ТОО
«Степногорск-Теплотранзит», предложив ему «отдуваться» за всех энергетиков. Георгий
Шнайдер разделяет обеспокоенность председателей КСК, но, справедливости ради, предлагает
начать разговор не с этой «нештатной ситуации», а с того, что в нашем городе
отопительный сезон начался вовремя (с 20 сентября запустили тепло в детские
сады и школы). Да и председатели КСК, - отвечает Георгий Шнайдер на упрек о
недобросовестности энергетиков, - вполне довольны остались тем, как, без сбоев,
в короткие сроки, были подключены дома к отоплению (примерно то же самое мне
сказал и председатель КСК МЖК). Другое
дело, - не отрицает директор ТОО «Степногорск-Теплотранзит», - что проблемы
из-за попадания воздуха в трубопровод возникают ежегодно. Главное, по мнению
Георгия Шнайдера, взаимодействовать слаженно всем, кто задействован в этом
процессе, - не только энергетикам, но и КСК. Так, в этом году энергетики первой
запустили не пятисотку, как прежде, а восьмисотку (это основные трубопроводы),
воздух практически весь удалили из системы – и запустились быстро. Но
недавно, действительно, произошел сбой, который, по словам Георгия Шнайдера,
нельзя назвать аварией и из которого никто не делает секрета. На ТЭЦ вывели из
эксплуатации одну восьмисотмиллиметровую трубу – надо было устранить
повреждение. Произошел сбой. Кроме того, остановился на ТЭЦ сетевой насос.
Естественно, объясняет причину случившегося Георгий Шнайдер, гидравлика на
город упала с девяти до двух килограммов, и именно поэтому, а не из-за
невыполненной деаэрации (ее провели вовремя), в систему закачало воздух. Ситуация
нештатная, но, по мнению директора ТОО «Степногорск-Теплотранзит», не
критическая. Она лишь требовала общей ответственности на всем пути следования горячей
воды по трубопроводу. Главное здесь, других способов еще никто не придумал, -
удаление воздуха из системы. Энергетики с первого дня открывали воздушники и
травили воздух, но, по словам Георгия Шнайдера, «в магистралях вытравить его
очень сложно, так как он поднимается на верхнюю точку – там, где маленькие
скорости. То есть основная работа должна пройти у конечного потребителя – в
домах». Воздух,
действительно, собирается в домах, перечисленных в письме, - это высотки в 4, 9
микрорайонах и МЖК в третьем микрорайоне, которые к тому же, по воле
проектировщиков, выстроены на возвышенности. Именно из-за этого, поясняет
директор ТОО «Степногорск-Теплотранзит», энергетики вынуждены держать давление
до 10 кг на подаче – чтобы обеспечить высотки горячей водой. А во время
недавнего сбоя давление упало до двух килограммов (при том что в осеннем режиме
оно должно быть 9,1), и в первую очередь пострадали высотные дома – воздух
засосало в систему. Но не
так страшен черт, как его малюют. Тонны слитой воды, по мнению Георгия
Шнайдера, - следствие безграмотных действий тех, кто это допустил. По словам
директора ТОО «Степногорск-Теплотранзит», можно было бы ограничиться небольшим
количеством слитых в дренаж литров, если бы слесари по мере необходимости
поднимались на чердаки (верхние точки высоток, где собирается воздух) и
выпускали воздух из воздухосборников. Если не делать этого или если нет
расширительных бачков, воздух, собравшись в самой верхней точке, создает пробку
– и прекращается циркуляция воды, трубы в квартирах становятся холодными. А те
самые «тонны слитой воды», по словам Георгия Шнайдера, образовались из-за того,
что просто открыли расширительные бачки и, действительно, чтобы не сидеть
слесарю на чердаке, тоннами сбрасывали воду в дренаж. Можно и не сидеть, если
установить автоматические воздухосборники, тогда бы клапан сам открывался при
скоплении воздуха. Директор ТОО «Степногорск-Теплотранзит» советует: этим надо
заниматься – обойдется дешевле, чем гонять слесарей и нервировать людей тем,
что система остановилась. Но это внутридомовая система, поэтому, заключает
Георгий Шнайдер, главный спрос здесь не с энергетиков, а с КСК, с того
персонала, кто так неграмотно действовал. Узнали
мы и о реакции исполнительной власти на письмо четырех председателей: в акимате
поинтересовались, как можно ускорить процесс травления воздуха и восстановления
нормального режима теплоподачи. Директор
ТОО «Степногорск-Теплотранзит» предполагал, что на это уйдет недели две, но, по
словам Георгия Шнайдера, справились быстрее – сегодня обеспечивается
температурный график (кстати, подписанный энергетиками еще 1 августа, а акимом
– в начале сентября), рассылкой которого занимается энергоснабжающая
организация. И все
бы хорошо, да вот обидно только, что за чьи-то безграмотные действия опять заплатят
потребители.
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
|