Главная » 2013 » Ноябрь » 24 » Вскрытие показало… (Максим БАЛУЕВ)
20:40
Вскрытие показало… (Максим БАЛУЕВ)
В своеобразной кунсткамере городского морга от формалина режет глаза. Здесь в десятках банок «законсервированы» весьма любопытные экспонаты – от детей-уродцев до органов болевших при жизни людей.
 
Врач-патологоанатом Василий Ильич Карташов рассказывает, что сбором материала для своеобразного музея занимался с 1968 года. Молодой врач тогда часто ездил на специализации, и в одну такую поездку степногорская коллега Карташова не уберегла более 300 собранных им экспонатов – помещение кунсткамеры было заморожено, банки с образцами полопались, а их содержимое сразу было отправлено на свалку. Среди них, вспоминает Василий Ильич, были поистине уникальные случаи. К примеру, чего только стоит вполне доношенный ребенок, правда, без рук. Периодически Василий Карташов «прореживает» собранное за сорок лет – для пущей наглядности отсеивает непоказательные экспонаты.
В музее городского морга все разложено по полочкам. Вот стеллаж с сердцами умерших пациентов. В одной банке можно увидеть, как сквозь жизненно важный орган прошел кухонный нож. Пациенту было сделано ушивание, но все-таки он умер от обильной кровопотери. А вот в несколько раз увеличенное сердце больного ревматизмом – при этом надо учесть, что обычное человеческое сердце размером с кулак. Инфаркт, ожирение сердца и даже его разрыв – все это можно увидеть в музее. Показано здесь и сердце пожилого человека при атеросклерозе – в сосудах образуются тромбы, которые могут оторваться и вызывать инфаркт внутренних органов. А вот достаточно редкий случай – сердца новорожденного и подростка, которые имеют пороки. Это так называемое трехкамерное сердце. Как говорит Василий Карташов, дети с такими диагнозами либо сразу погибают, либо доживают до момента полового созревания, а то и дольше – если вовремя сделать операцию.
Несколько полок отведено под женские и детские болезни. На одном стеллаже показаны все стадии развития ребенка в утробе. Материал этот был собран в результате абортов и выкидышей у женщин. К слову, причиной выкидыша может стать недоразвитие плаценты, перекрут пуповины или узел на ней. Вот 22-недельный ребенок, и у него уже отчетливо видна патология: внутренние органы выпали наружу, а черепная коробка не имеет костей. Но даже такие дети, которые, казалось бы, должны погибнуть, продолжают развиваться в утробе благодаря подпитке через пуповину матери. Другие экспонаты вовсе не похожи на людей – скорее, на детенышей обезьяны или собаки, а может, даже на инопланетянина! А вот ребенок с болезнью Дауна – у экспоната явно увеличен головной мозг, в результате чего у таких детей обычно развивается слабоумие. К слову, этот ребенок вполне мог бы выжить, но это выкидыш. «Причин уродства очень много – начиная от воздействия на женский организм нашего радиационного фона, инфекционные заболевания матери в первые три месяца беременности, когда идет закладка органов. Кроме того, сказывается алкоголь в больших количествах и курение, которые дают интоксикацию. Ну и немаловажная роль – стрессы, которые могут вызвать не только нарушение формирования ребенка, но даже и преждевременные роды», - говорит Василий Ильич.
Другой образец демонстрирует такое заболевание у новорожденного, как «спленомегалия» - многократное увеличение селезенки. Орган, вырабатывающий кровяные тельца, выглядит по сравнению с крошечным тельцом просто гигантски! А вот совершенно здоровый 16-недельный ребенок, правда, его матери не удалось выносить беременность из-за анемии – произошел выкидыш плода. Единственный в музее экспонат – женская матка с нормальным, развивавшимся пятимесячным ребенком внутри. А все дело в том, что у женщины во время беременности удалили матку вместе с ребенком. У пациентки был чрезмерно узкий таз и воспаление стенок матки, что могло бы привести к заражению крови и гибели женщины.
Далее идет полочка с человеческими мозгами – вот менингит (об этом говорят зеленоватые области на «сером» веществе), а вот и раковая опухоль головного мозга. Кстати, львиная доля экспонатов действительно посвящена злокачественным опухолям печени, почек, прямой кишки. Причем показаны запущенные случаи, когда здоровые ткани настолько были изъедены раком, что начинают распадаться. «Раковые клетки потребляют в 5-6 раз больше полезных веществ, поэтому больные выглядят такими худыми», - объясняет Василий Ильич.
А вот доброкачественный собрат рака – киста яичника, размеры которой могут достигать размеры обычного садового ведра. Киста может иметь внутри жидкое содержимое, а может и твердое – с волосами и даже костями внутри! Это случается при нарушениях в развитии беременности. «До сих пор точно не изучено, от чего именно появляется киста у женщины. Иногда врачи даже диагностируют беременность у пациенток, пока не сделают УЗИ», - рассказывает Василий Карташов.
Отвращение вызывает циррозная печень – у пьющего человека гладкий орган превращается в бугристую массу с очень плотным «панцирем». Рядом стоит баночка с камнем в желчном пузыре – сам камень напоминает большую абрикосовую косточку. Страшновато выглядит желудок после отравления уксусной эссенцией – орган, отвечающий за пищеварение, становится в буквальном смысле черным от кислоты. Естественно, желудок был взят у уже погибшего самоубийцы.
«Когда я был на специализации в Москве и Санкт-Петербурге, то там музей построен иначе – сначала показывается здоровый орган, а затем его патология. Но я думаю, что такой музей имеет право на существование – человек по своей натуре, пусть даже если он не врач, всегда проявляет любопытство к тому, что же находится внутри него? Это хорошая возможность показать, что не нужно халатно относиться к своему здоровью и своевременно обращаться к врачу. Раньше в музей ходило много школьников, студенты медико-биологического факультета. Да и врачам-патологоанатомам из районов области тоже интересно, когда они приезжают на семинары», - говорит Карташов.
Есть в музее баночки и с сугубо «рабочим» материалом под названием «аутопсия». Это своеобразная коллекция кусочков органов, которые хранятся на протяжении пятнадцати лет – вдруг родственники умершего неожиданно пожалуются, что их близкий человек умер совсем не от того, от чего написали врачи?
Сам же экскурсовод Василий Ильич Карташов в юности мечтал быть юристом, а стал патологоанатомом. В Караганде, где он жил с родителями и десятью братьями и сестрами, не было юридического факультета, а был только медицинский. «Я в детстве очень боялся крови и падал в обморок. А если кого-то хоронили, то я убегал далеко», - рассказывает он. Отношение к мертвому телу изменил случай. Во время службы в армии на глазах Карташова утонул сослуживец. Когда утопленника достали, Василий Ильич пытался сделать ему искусственное дыхание. Тогда-то и страх как рукой сняло на всю оставшуюся жизнь.
Работа патологоанатома и судмедэксперта (а Карташов долгое время был старшим судмедэкспертом города) – очень важна. «Я иногда даже санитарам не даю к телу прикасаться. Они шутят, что со мной вскрывать – одно удовольствие. Мне всегда поручали самые сложные экспертизы. При вскрытии надо обследовать все органы, не пропустить никакое изменение. А иначе быть эксгумации», - объясняет мне Василий Ильич.
К слову, за 40 лет работы у Карташова был всего один случай эксгумации. При вскрытии трупа заключенного, который погиб от ножевого ранения, Василий Ильич скрупулезно вертел тело, осматривая его с ног до головы. А спустя восемь месяцев пришло заключение технической экспертизы, что на брюках убитого в области ягодицы было обнаружено повреждение, которое судмедэксперт не заметил и не зафиксировал. Труп откопали, и в ягодичной складке Карташов все-таки обнаружил маленький разрез. Правда, на смерть человека это никак не повлияло, но этот случай еще раз говорит об ответственности работы. Другого умершего заключенного в колонии просто повесили, хотя расследовавшая дело милиция утверждала, что сделал это он сам. «У человека были сломаны рожки подъязычных костей. Неделю органы искали убийц и нашли их среди его же «корешей». Тогда дело тоже чуть не дошло до эксгумации, так как я не отразил в протоколе, что взял ткани в архив», - вспоминает случаи из своей практики Василий Ильич, который имеет в своей копилке даже благодарности за раскрытие преступлений. Одно из них – дерзкое убийство в поселке Заводском. В районе поселкового стадиона был обнаружен мужчина, с задранными вверх руками, со спущенными брюками, изуродованным лицо, перерезанным горлом и пачкой сигарет во рту. Стражи порядка ждали, что кто-то спохватится и начнет разыскивать пропавшего убитого. Однако время шло, а его никто не искал. Чуть позже в убитом признали бывшего сидельца колонии в поселке Заозерном. Еще тогда судмедэксперт Карташов предположил, что крепкого на вид мужчину убивали и тащили несколько человек. Когда же подозреваемых задержали, то Василий Ильич пошел на уловку – сказал убийцам, что взятые материалы из-под ногтей подозреваемых совпали с теми материалами, которые были взяты у тела. «Хотя какой там материал под ногтями после двух недель? – смеется Василий Ильич. – И эти трое сознались, что убили своего бывшего бригадира в колонии».
Сегодня вскрытий, а следовательно, и интересных экспонатов в музее стало намного меньше. У родственников умершего, если это не криминальный случай, есть возможность отказаться от вскрытия. «Я иногда убеждаю родственников, обещаю, что все сделаю аккуратно. А все для того, чтобы родные узнали точную причину смерти человека. Ведь иногда врачи ставят разные причины смерти, однако не все они подтверждаются», - заключил Василий Карташов.
 
Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 5130 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar