Главная » 2009 » Декабрь » 6 » Вопросы на засыпку. О чем степногорцы спрашивали президента? (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
11:16
Вопросы на засыпку. О чем степногорцы спрашивали президента? (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
В пятницу, тринадцатого ноября, президент страны отвечал в прямом эфире на вопросы казахстанцев. Организаторы постарались: импровизация удалась. Из более чем 32 тысяч адресованных Нурсултану Назарбаеву вопросов в числе самых популярных оказался этот: «Говорят, что во время приемов президентам подают спиртные напитки. Какие именно Вы предпочитаете?». Что ж, видно, и вправду хорошо живется казахстанцам, если такие вопросы занимают третью строчку в рейтинге обращений к главе государства.

А о чем же хотели спросить президента степногорцы? Пишу «хотели», так как ни один из ста вопросов степногорцев не прозвучал в прямом эфире (правда, наш город был упомянут акимом Акмолинской области Альбертом Рау, да и то в связи с отсутствием воды в другом населенном пункте).
Начнем с социального блока, тем более что один из последних вопросов степногорцев, правда, появившийся на президентском веб-сайте уже после эфира, был в унисон вопросу №1 в условном народном рейтинге - о нехватке детских садов. Если глава государства видит в этом добрый знак (увеличивающаяся рождаемость - свидетельство растущей уверенности в завтрашнем дне), то степногорцы (в их числе Елена Кривец и Наталья Пауткина) привносят в радужную «ясельную» ситуацию местный «колорит»: «В Степногорске из 17 зданий детских садов действуют по назначению только 5. Детей берут в сад с трех лет. В одном детсаду 350 детей. Почему столько зданий детских садов, а детей не можем устроить?». Ну, понятно же почему: в вопросе молодой мамаши кроется и ответ. Хорошо бы узнать: что будет сделано (когда и кем), чтобы мест в детских садах Степногорска хватило всем желающим?
В социальном блоке выделяются вопросы, так или иначе связанные со средствами на существование. Вдова ветерана войны Нина Ахметовна Айсина, проживающая в общежитии, задается вопросом, к которому, думаю, присоединились бы многие степногорские пенсионеры (например, Виктор Ходарченков): «Я получаю всего 18000 тенге. Как можно прожить на такие деньги? Добавьте, пожалуйста, пенсионерам, чтобы можно было достойно дожить оставшиеся дни».
Пенсионер Николай Тихонович Маслов, по сути, нарисовал типичную картину жизни многих степногорских стариков: «Я сам 1942 года, вырос в детдоме. Родители погибли на войне. Стаж работы - 45 лет, 30 из них - в урановом производстве. А пенсию назначили 18000 тенге. Как можно прожить на такую пенсию? Кто повышает цены на коммунальные услуги? На продукты цены растут!». Не лучше ситуация и у Валентины Андреевны Горшковой, едва сводящей концы с концами на 15700 тенге в месяц. Отчаявшиеся пенсионеры, видимо, для большей остроты понимания своих чаяний, предлагают власть имущим какое-то время пожить на 15 - 18 тысяч.
Более реальное предложение, да и то вряд ли выполнимое, - у Юрия Николаевича Панина, проработавшего всю жизнь на стройке: он после множества безрезультатных обращений в госорганы просит у президента содействия в справедливом пересчете пенсии.
Валентину Евгеньевну Смирнову, услышавшую от кого-то, что в Казахстане будет снижен пенсионный возраст, интересует: как скоро это произойдет? А Николай Траутман предлагает не ждать - вернуть прежний, еще в советские времена установленный пенсионный порог: для женщин - 55 лет, для мужчин - 60.
Представив собственное видение проблем степногорского региона, с просьбой помочь в их решении обратилась к президенту наша землячка Дюсенбаева: «Мы с мужем 10 лет живем в общежитии, платим 11 тысяч тенге в месяц. Жилье это приватизировать не дают. Почему? В городе работы нет, цены на товары и коммунальные услуги высокие. Власти города никаких мер для усмирения цен, для уменьшения тотальной безработицы не принимают. Работают пенсионеры, а молодые люди и люди предпенсионного возраста ходят без работы. Химзавод - градообразующее предприятие - не работает в данный момент».
Многодетная мать Ляйла Шукеновна Аймаганова, не имея возможности найти работу в Степногорске для себя и мужа (он незрячий, как и один из их недавно родившихся сыновей), хотела бы переехать в Астану, но без президентской помощи обрести жилье в столице не сможет.
Виктор Борисович Гудвин, бывший воспитанник детского дома, никуда из Степногорска уезжать не собирается, но у него, в прошлом военного (оставил службу вследствие инвалидности), нет ни денег, ни возможности взять кредит для покупки квартиры.
Но не все так грустно на социальном направлении. Есть в числе обращений к президенту и благодарственные: от ветерана войны А.П. Рыбалко - за оплату коммунальных услуг, от начинающего врача Эдуарда Моха - за предоставленное молодому специалисту жилье, от Зиягуль Сансызбаевны Шариповой - за акцию «Дорога в школу», благодаря которой у детей есть все необходимое для учебы.
Жилищно-коммунальная сфера также не осталась без внимания степногорцев. Они, в частности Елена, жалуются на монополиста за непомерно высокую стоимость его энергоуслуг. В вопросах горожан нашли отражение и темы, поднимавшиеся газетой «Престиж», - о проблемах «Степногорск-водоканала» (Абай), о несправедливо поделенном (с учетом счетчиков) тарифе за тепло (Виктор Алексеевич Польшинский), о разбитых городских дорогах (пенсионерка Радаина).
Вспоминаются и дела давно минувших дней: «В нашем городе есть несколько пустующих, полуразрушенных домов и даже микрорайон. Дома не пригодны для жилья, так как в 90-х годах местная администрация вынудила жильцов покинуть дома (были бесхозные квартиры с большими долгами)». Галина просит президента содействовать в восстановлении брошенных домов: часть из квартир можно было бы вернуть их бывшим владельцам, а другую - отдать нуждающимся в жилье.
Квартирный вопрос поднял в своем обращении к президенту и житель Шантобе Кали Аннаев: ветеран труда, в перестроечное время из-за дороговизны коммунальных услуг передавший акимату свою 4-комнатную квартиру, просит о безвозмездном получении в собственность нынешней 2-комнатной. Пенсионерка Антонина Александровна просит о возвращении своей, обманным путем изъятой квартиры. Нина Николаевна Ищенко не может свободно распорядиться принадлежащей ей половиной квартиры и просит предоставить отдельную однокомнатную. Роза Сабитовна Айтжанова, мать двух детей-инвалидов, вообще может остаться без жилья, так как ей отказано в приватизации квартиры, где женщина проживала 11 лет: по решению суда ее выселяет новая собственница - родственница бывшей хозяйки квартиры (похожая история и у Бауыржана). Другим решением суда учительнице Гульнаре Сакеновне еще в 2003 году разрешено было приватизировать служебную квартиру, но за 6 лет дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Тем не менее, и в сфере ЖКХ нашли степногорцы за что поблагодарить главу государства: за большие деньги, направленные на реконструкцию городского водовода (Зоя Алексеевна Зозуля); за стабилизацию водо- и теплоснабжения (М.А. Макишев), за президентское внимание к городу и появившуюся уверенность в его будущем (Нэля Ильинична Рукавцова).
К президенту как к последней инстанции обращаются степногорцы в поисках правды, поднимая вопросы о нарушениях своих прав, законности и правопорядка.
Молодой юрист Татьяна Козлова, с отличием окончившая Кокшетауский университет, не может реализовать в Степногорске свое конституционное право на труд: везде отказывают в работе.
Берик Кенжебаевич Аймаганов, инвалид 3 группы и отец четырех детей, тоже просит президентского содействия в поиске работы, ну или хотя бы в получении заработанных в ТОО «Стройинвест-2007» трехсот тысяч - без этого никак не вернуть «Альянс-банку» кредит.
Свой счет - без малого 75 тысяч долларов и 8 миллионов тенге - к главному врачу городской больницы у индивидуального предпринимателя Игоря Жидкова, который тоже надеется на помощь президента.
О нарушениях человеческих прав со стороны блюстителей законности говорят в своих обращениях к главе государства владелица обворованных дачи и гаража Анна Васильевна Кавецкая (возмутившейся было на самоуправство женщине пригрозили судом и тюрьмой) и несчастная мать, считающая, что ее сын стал жертвой стражей местных «Гуантанамо» и «Абу-Грейб» (страшное откровение).
По сути о дорогой цене жизни и все адресованные президенту вопросы, отнесенные к разделу «Здоровье и здравоохранение».
Гульназ Нурбикенова, мать 4-летнего сына, у которого киста головного мозга, не понимает, почему при наличии большого количества медицинских центров их услугами не могут воспользоваться простые люди. Еще одно тому подтверждение - обращение к президенту другой матери, больного сына которой уже 2 года не удается устроить в Макинский психоневрологический интернат. А те, кому оказывается медицинская помощь, недовольны ее уровнем (речь, в частности, о лечении туберкулеза).
Есть претензии у степногорцев и к сфере местного образования. Для сына Ляззат оно недоступно (юноша с замедленным развитием не может закончить 9 классов в Степногорске), а у студента СГК Болата претензии к профессионализму преподавателей колледжа (особенно к тем, у кого нет педагогического образования и опыта работы).
Контрастом звучат обращения к президенту, связанные с промышленностью, сельским хозяйством и бизнесом, - от слов благодарности (секретарь Степногорского гормаслихата Г.Б. Копеева, председатель ассоциации предпринимателей Степногорска А.П. Смагин, директор ТОО «Тепличные технологии Казахстана» А.Н. Грибалев) до отчаяния (сокращаются объемы производства, на что обращает внимание главы государства работник СПЗ Павел Волков, и, вследствие этого, рабочие места - об этом пишет бывший работник СКЗ Степногорского горно-химического комбината Болат Алиев). Извечный вопрос: что делать?
Степногорские бизнесмены просят президента «о государственной поддержке предприятий пищевой индустрии и предоставлении государственных субсидий энергоемким производствам на компенсацию энергозатрат» (А.Н. Грибалев), а также о сокращении «до минимума количества разрешительных документов, сроков прохождения согласовательных процедур по строительным проектам и разработке более прозрачной системы выделения и продажи земельных участков в собственность для развития бизнеса».
В решении многих вопросов степногорцы делают ставку на «Дорожную карту», за которую благодарят Нурсултана Назарбаева: директор горнотехнического колледжа Т.П. Досанова - «за уникальную возможность обучиться специальностям, которые востребованы в нашем регионе»; мать выпускницы социально-гуманитарного колледжа Асемгуль Жумагуловна Тобышева - за предоставленную ее дочери «возможность сразу применить полученные знания на практике»; окончившая курсы поваров Батима Касеновна Абылкадырова - «за зарплату на период обучения и работы на социальном рабочем месте»; выпускник университета Владимир Бессуднов, долгое время не имевший работы, - «за полученный опыт в период молодежной практики».
Из раздела «Разное» я выделил бы вопросы, которые уже не раз обозначались на страницах газеты «Престиж», но так и остались без ответа, - о дорогостоящих и некачественных интернет-услугах «Казахтелекома» (Виктор), о возможном вреде Селетинскому водохранилищу в связи с развертыванием всех мощностей «Кызылту» на одноименном медно-молибденовом месторождении (Евгения Зажитько), о принудительной подписке на поддерживаемые властью СМИ (Алексей Трушке), о сроках реализации двустороннего российско-казахстанского соглашения, дающего гражданам возможность больше месяца находиться без регистрации на территории России и Казахстана.
Во время подготовки этого обзора вопросов, поступивших в адрес президента страны от степногорцев, я то и дело вспоминал о знаменитой некрасовской строчке: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». И в самом деле, не напоминаем ли мы, степногорцы, сами себе тех мужиков, которые в решении местных неурядиц уповают на сидящих далеко и высоко? Подумайте, ведь многих наших вопросов в адрес президента могло бы и не быть, если бы на совесть трудились все местные госчиновники. Посмотрим, что они нам ответят до 10 декабря - такой срок был установлен Нурсултаном Назарбаевым для ответов на поставленные казахстанцами вопросы.
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 1681 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar