Главная » 2010 » Август » 19 » Вместо поэмы
15:23
Вместо поэмы
Однажды мне позвонила Анна Николаевна Ню. Голос ее был взволнован, и она сообщила печальную весть о кончине Валентины Алексеевны Абрамович, врача-стоматолога, замечательной женщины, которая долгое время жила и работала в нашем городе. Анна Николаевна просила написать о Валентине Алексеевне в газету, но не получилось исполнить эту просьбу...
…Прошло всего три недели, и некролог приходится писать совсем по другому поводу. Умерла Анна Николаевна Ню.


И теперь, когда ее не стало, мне показалось, что наш телефонный разговор был знаковым и что сейчас я просто обязана исполнить ее последнюю волю.
Об этой женщине сочинить бы поэму, и не мне, а приходится писать некролог.
Не стало Анны Николаевны Ню за две недели до ее 80-летнего юбилея. Мы все ее помним как блестящего доктора: она врач высшей категории, многократно награждалась грамотами, благодарностями Министерства здравоохранения, Главного Управления, ЦК Профсоюза, ей присвоено высокое звание «Отличник здравоохранения» за добросовестный труд в медицине.
Какой она была, Анна Николаевна? Одно ее имя стало при жизни символом высочайшего профессионализма, порядочности, гражданственности, верности своей профессии, несгибаемой воли. В ней сосредоточился сгусток лучших человеческих качеств. Авторитет ее был абсолютный, уважение огромное, до поклонения. Даже короткие встречи с ней превращались в маленький праздник. В каком бы обществе ни находилась Анна Николаевна, она всегда была в центре – такова сила притяжения ее личности. 40 лет жизни отдала она любимой профессии, пропускала через свое сердце чужое горе и боль.
Анна Николаевна принадлежала к тому много пережившему поколению, на долю которого выпало голодное военное детство (она маленькой девочкой собирала в войну хлопок на полях Узбекистана). После школы училась в Ташкентском медицинском институте, который закончила в 1953 году. Работала в маленьких городах Узбекистана врачом-педиатром, неонатологом, а с 1960 года акушером-гинекологом – эта профессия стала для Анны Николаевны любимой, верность которой она сохранила на долгие, долгие годы, считая ее самым лучшим делом на земле (не потому ли, что это была постоянная борьба сразу за две жизни – матери и ребенка?). С 1968 года Анна Николаевна жила и работала в Степногорске. Были и бессонные ночи кряду, и ответственные решения, которые надо принимать немедленно, сложные роды, операции, боль от утрат, в которых не было ее вины, и ликующая радость победы.
С 1980 года по состоянию здоровья Анна Николаевна вынуждена была оставить оперативную деятельность, взвалив на себя не менее ответственный участок здравоохранения – заведование отделением переливания крови, который в ее бытность из пункта в две маленькие комнатки превратился в хорошо организованное, надежное отделение. При необходимости сама Анна Николаевна и ее сотрудники сдавали кровь. Ей присвоено звание «Почетный донор СССР».
Того, что выпало на долю Анны Николаевны, хватило бы на несколько жизней.
...Вот и не выдержало сердце такого нечеловеческого напряжения в самый ответственный момент, когда шла борьба уже за жизнь самой Анны Николаевны, отказало, и это решило вечный спор между жизнью и смертью.
И вот ее уже нет среди нас. Но какова же была сила духа в этой женщине, если о том, как тяжело ей приходилось, знали только самые близкие.
Она достойно противостояла неизлечимой болезни и казалась всем бодрой, с ее неистощимым оптимизмом, с ее способностью к острой шутке, удивительным умением слушать и слышать собеседника, с ее отзывчивостью на чужую боль и радость. Не этим ли объясняется внезапность, неожиданность известия о кончине Анны Николаевны?
Как оказалось, многие видели ее накануне в неплохой форме, а те, кто разговаривал с ней по телефону, услышав в трубке знакомый, привычный бодрый голос, не догадывались обо всей серьезности ее положения.
У нее был независимый и не очень легкий характер, потому что она была требовательна к себе и другим и считала, что каждый должен делать свою работу хорошо. Это было ее жизненным правилом. Что бы она ни делала, все выполняла отлично и безупречно. Этому она постоянно учила детей и внуков.
Женщины с радостью шли на прием к Анне Николаевне. Они ее обожали, исповедовались ей в своих женских тайнах и маленьких секретах, они верили своему доктору, а она внимательно вслушивалась в их истории, любовалась видом будущей матери, была для них самым близким человеком, потому что деликатно и бережно общалась со своими пациентками. А когда решался вопрос о судьбе будущего ребенка - быть или не быть, Анна Николаевна всегда умела убедить в пользу будущей жизни, и кто знает, как много людей обязаны ей своим появлением на свет. Своим опытом, знаниями, безошибочной интуицией Анна Николаевна всегда своевременно решала вопрос о способе родоразрешения, в том числе и оперативном, которым владела в совершенстве.
Она всегда была собранна и не терялась в самых трудных ситуациях, а высокий профессионализм неизменно приводил к правильным решениям.
Анна Николаевна имела свободу всегда говорить то, что думает, кому бы то ни было. Она была неспособна к сомнительным компромиссам, ее не интересовала конъюнктура. С ее независимым характером она всегда умела отстоять свое мнение. Нельзя было не попасть под ее обаяние, ведь она была прекрасным собеседником. С Анной Николаевной можно было говорить о многом - о медицине, о литературе, об искусстве, музыке и политике. Она была ко всему причастна. С ней всегда было интересно.
Многие годы Анна Николаевна была самым активным участником литературных, музыкальных вечеров в городской библиотеке. Анна Николаевна была одной из центральных фигур этого интеллектуального клуба и сумела пробудить стремление к высокому у своих замечательных дочерей, а это удается не всякой маме.
С 1984 года, когда ушел из жизни Вильгельм Владимирович Ню, человек замечательный и очень уважаемый, Анна Николаевна одна воспитывала девочек, которые обожали маму. Она никогда не хвалила их, но в глубине души гордилась ими, и справедливо, потому что, несмотря на постоянную занятость на работе, стремительный ритм жизни врача, воспитала их достойно своим примером.
Елена и Галина стали врачами, а Светлана занимается музыкой. Они стали настоящими профессионалами, а главное – замечательными людьми. А семья между тем росла и развивалась под мудрым покровительством Анны Николаевны, где каждому было место в ее сердце и она для всех была мамой, бабушкой, другом, наставницей и неизменным прибежищем в трудную минуту. Для нее все были родными - и дочери, и их мужья, и, конечно, внуки. И для всех Анна Николаевна находила и доброе слово, и необычный подарок на день рождения (ведь она была большая выдумщица), и полезный совет. Потерять такую радетельницу – огромное горе, до физической боли, которая не исчезнет и со временем, разве только, говоря медицинским языком, перейдет в разряд терпимых.
Мужайтесь, потому что Анна Николаевна не хотела бы, чтобы дорогие ей люди впали в глубокое уныние. Гордитесь, что у вас была такая потрясающая мама.
А меня, как и многих, наверное, не покидает чувство образовавшейся пустоты.
Появилось навязчивое пронзительное чувство досады на себя, что не успела сказать Анне Николаевне важные слова, мало с ней виделась, не смогла поддержать, когда ей было плохо и когда она нуждалась в этом. Многое осталось недосказанным.
Как важно не откладывать теплое слово, телефонный звонок, чтобы потом не было мучительно больно.
На могиле одного знаменитого врача есть такие слова: «Спешите делать добро».
Анна Николаевна всю жизнь спешила на помощь людям.
Говорят, человек остается жив, пока его помнят.
Анне Николаевне предстоит долгая жизнь в человеческой памяти. Она заслужила эту вечную светлую память всей своей прекрасной, отданной людям жизнью.

Александра Анохина
Просмотров: 937 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar