Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Вкладывать в образование – вкладывать в будущее (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
21:36
Вкладывать в образование – вкладывать в будущее (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Непраздничный разговор с начальником городского отдела образования накануне Дня учителя

Профессиональный праздник, на мой взгляд, всегда хороший повод не только сказать добрые слова в адрес тех, кому торжество посвящено, но и обсудить непраздничные проблемы, решение которых способствовало бы улучшениям в той или иной профессиональной сфере. В нашем случае - в связи с Днем учителя – речь пойдет о проблемах педагогов, государственную поддержку которым ставит себе в заслугу государство, да только учительский воз и ныне тяжек. Как его облегчить, мы накануне праздника рассуждали с главной учительницей города - начальником отдела образования Татьяной СЕМЕНЮК.


- Татьяна Викторовна, на портале городского отдела образования немало вопросов со схожими проблемами, в частности, касающимися очередей на места в детских садах. Почему бы, наряду с размещением списков очередности не давать максимум информации о движении очереди с указанием причин, на основании которых кому-то выделяются места в детсадах вне общей очереди? Почему бы не обеспечить в этом вопросе максимальную прозрачность, тем более что вам в помощь и электронное правительство? Тогда, возможно, меньше было бы подозрений, что кому-то дали место в садике по блату или за деньги.
- Я согласна, что у родителей не всегда есть полная информация по поднятой вами проблеме, хотя мы и объявления в газетах даем, и на сайте отдела образования выложены списки очередности на места в детские сады. Не всегда есть понимание по поводу того, что наши детские сады не функционируют как ясли-сады и прием в группы у нас начинается с трехлетнего возраста. Порой приходится объяснять родителям, что у льготников, а их немало, есть приоритетное право на получение места в детском саду.
Но, согласна, здесь есть над чем поработать. Как только закончится новое комплектование списков очередности, также дадим информацию о том, кто и по какой причине получил место, кто отказался (есть и такие), кто льготник, то есть добавим графу «основание для предоставления места». Хотелось бы попросить и родителей, чтобы сразу с заявлением на место в детском саду приносили справку, подтверждающую, что они льготники (например, многодетные или военнослужащие). Такая информация иногда поступает к нам с опозданием, и, тем не менее, приходится учитывать это при корректировке списков очередности, а у не имеющих льгот иногда возникает к нам недоверие.
- Меньше бы возникало недоверия и вопросов у родителей малышей, если бы очередей вообще не было, если бы всем детям хватало мест в детских садах. Как решается вопрос со строительством новых детсадов и возвращением в городскую собственность старых, когда-то распроданных предпринимателям?
- В советское время в городе и поселках функционировало 27 детских садов. Они были ведомственными. Когда предприятия стали от них избавляться, отдел образования взял на баланс 4 детских сада. Потом нам передали детсад «Балдырган» в пятом микрорайоне. На сегодняшний день мы имеем 7 детских садов и 3 мини-центра.
Сейчас нам передали детсад в пятом микрорайоне, рядом с «Балдырганом». Его реконструкция включена в программу развития моногородов, выделено 5 млн тенге на изготовление проектно-сметной документации. В перспективе это дополнительно 280 мест. К сожалению, в этом году не будет введен в эксплуатацию новый детский сад, строительство которого велось в 7 микрорайоне. В настоящее время все остановилось на стадии судебного разбирательства: подрядчик считает, что неверно рассчитана смета на строительство детского сада, отдел строительства предъявляет претензии к предпринимателю как к недобросовестному исполнителю.
- Насколько велик список очередности на места в степногорских детских садах и как помогают решать эту проблему создаваемые при школах мини-центры?
- В очереди на детские сады стоят 2900 детей (1230 детей от трех до шести лет). Охват дошкольным воспитанием в прошлом году составлял 42,3% (дети от года до шести лет). В пределах 50% у нас будет охват в этом году. Некоторый рост обеспечивается и за счет мини-центров (в этом году мы открыли один дополнительный), и за счет того, что дети 5 – 6 лет могут заниматься предшкольной подготовкой в школе.
В этом году мы в порядке эксперимента открыли в 6-ой школе два предшкольных класса для детей пятилетнего возраста с двухгодичным циклом обучения. В Доме детского творчества открыт мини-центр «Школа радости» с неполным днем пребывания для 4-летних детей. Для того чтобы полностью обеспечить детей местами, надо, как минимум, еще три детских сада открыть.
- Просматриваются ли какие-то перспективы в этом деле? Я знаю, что есть микрорайоны – к примеру, четвертый или второй, где вообще нет садиков. Почему бы, при дефиците мест в существующие детские сады, не инициировать открытие частных?
- Сейчас областное управление образования работает над тем, чтобы построить в нашем городе специализированную коррекционную школу и высвободить здание детского садика в 4 микрорайоне, где сейчас размещается действующая коррекционная школа. Конечно же, освободившееся помещение будет отдано под детский сад.
Аким дал поручение поработать с теми, кто имеет в частной собственности бывшие детские сады, чтобы выкупить их для дальнейшего целевого использования. Мы подсчитали, что у нас порядка 30 процентов детей из посещающих детские сады, чьи родители работают на СПЗ. Может быть, завод заинтересуется в строительстве своего, ведомственного, детского сада. И к администратору городского суда мы обращались с предложением о возвращении детсада. В принципе пришли к согласию, но нужно найти или построить помещение под суд.
Мы уже третий год предлагаем нашим бизнесменам создавать частные детские сады. И были отклики. Но когда предприниматели начинают вникать в это дело, сколько требуется усилий и, главное, вложений, - отступаются. Тем не менее, один из предпринимателей готовит проект по открытию частного детского сада – решает вопрос с получением кредита. Мы очень заинтересованы в открытии частных детсадов, так как они могли бы работать по госзаказу, как это делается, например, в Астане.
- А есть ведь и категория детей, которым уже с маленького возраста нужна особая, индивидуальная опека. Как у нас обеспечивается их право на инклюзивное воспитание и обучение?
- Для детей с ослабленным здоровьем должны создаваться специальные условия. У нас есть такие детки и в первом саду – логопедическом (хотя там воспитываются дети и с более сложными диагнозами). В прошлом году во втором саду был ребенок с ДЦП. Да, такой ребенок должен развиваться в общей среде, вместе со всеми детьми, но когда в группе 25 – 28 детей, воспитателю сложнее уделять максимальное индивидуальное внимание детям с осложнениями в развитии. Наверное, в новых детских садах и школах должны быть учтены требования для полноценного обеспечения инклюзивного образования, как, например, в столице, где при строительстве новых школ все сразу учитывается – и подъемники, и лифты, и туалетные комнаты. Пока же такие дети до школы в основном только в семьях остаются.
- И организованной отделом образования подготовки детей дошкольного возраста на дому у нас тоже нет?
- Дошкольная подготовка на дому, к сожалению, не ведется. Только для детей школьного возраста. Потребность есть, но на сегодняшний день все наши программы подготовлены лишь для школ. В прошлом году возник такой вопрос: ребенку требовалась предшкольная подготовка на дому, мы в том конкретном случае проблему решили, хотя у нас все образовательные программы начинаются только с первого класса.
- Как сегодня работается в детских садах воспитателям? Нагрузка у них большая, но уж очень недостойно оплачивается их труд. Растет ли зарплата, есть ли льготы у работников детсадов?
- Оплата труда в детских садах, так же как и в школах, зависит от образования, от категории, от стажа работы. На уровне государства вопрос с увеличением зарплаты решался, когда педагоги стали получать доплату за первую, высшую категорию, но, к сожалению, обойденными остались те, кто не входит в категорию воспитателей, например, музыкальные работники в детском саду (а они по сути те же воспитатели). Сегодня средняя зарплата в детском саду - 40 тысяч тенге. Меньше, чем в школе, но никаких льгот воспитателям государством не предусмотрено.
- Татьяна Викторовна, а как обстоят дела с ремонтом детских садов и школ?
- В этом году мы отремонтировали 4 кровли за счет средств областного бюджета. Из местного бюджета были выделены деньги на капитальный ремонт спортивного зала четвертой школы. В общей сложности за один год капитально отремонтировали пять объектов. В прошлом году обновили кровлю в детском саду №3, в позапрошлом году – в шестой школе. Уже сделали ПСД на капитальный ремонт кровли и актового зала первой школы, кровли в четвертой школе и в четвертом детском саду. Ремонт запланирован на следующий год.
- Поселковые школы при этом не забываете?
- Не забываем. В 2009 году капитально отремонтировали кровлю средней школы поселка Заводского, в рамках текущего ремонта отремонтировали кровлю в средней школе №1 поселка Аксу, в Карабулаке ремонтные работы ведутся. Мы изготовили ПСД на капитальный ремонт кровли в Аксу и Карабулаке в следующем году. В рамках программы развития моногородов будет построена школа в Бестобе. Все наши потребности мы включили в эту программу, и все было принято – и кровля, и система тепло- и водоснабжения. За три года действия программы все наши школы будут приведены в хорошее состояние.
- Оснащение школ тоже оставляет желать лучшего. Очень много говорят о современном оборудовании для школ - тех же интерактивных досках, а почему их так мало у нас?
- Нас интерактивным оборудованием стали оснащать с началом перехода на 12-летнее обучение. 7 городских школ были укомплектованы новыми кабинетами, в том числе и интерактивным оборудованием. Сегодня в этих школах по 5 таких досок.
Да, этого недостаточно. В прошлом году мы были в Казани - на семинаре, посвященном электронному обучению. Посетили школу, где каждый ребенок имеет электронный планшет и где в каждом кабинете интерактивная доска. Конечно, в идеале так должно быть и у нас. Система казахстанского образования активно развивается в этом направлении. Электронное обучение включено в государственную программу, его внедрение в Акмолинской области начнется с 2013 года. 9 городских школ уже включены в эту программу, то есть будут обеспечены современной материальной базой за счет республиканского бюджета.
- А учителя, тем не менее, все равно в начале каждого учебного года воюют за парты, спускаются в подвалы в поисках неразбитой школьной мебели, привлекают родительские деньги для покупки стульев.
- Да, порой нам не хватает современной ростовой мебели. И родительские средства в каких-то случаях привлекаются, но на это должно быть решение родительского комитета.
Когда назначили акимом города Муратбека Шамиловича Такамбаева, он в первую очередь стал посещать объекты социальной сферы – школы и детсады и, осмотрев множество объектов образования, сказал: давайте в каждую школу ежегодно закупать хотя бы по три комплекта мебели. Уже на следующий год мы заложили в проект городского бюджета средства для покупки новых комплектов мебели в каждую школу.
- Почему мы не слышим о своих Амонашвили и Лысенковых – если говорить об учителях начальной школы, о собственных Ильиных и Шаталовых – педагогах-новаторах, работающих в среднем и старшем школьном звене, о степногорских Щетининых и Ямбургах – среди директоров школ, при том что наше среднее образование в былые времена отмечали как одно из самых качественных в стране?
- У нас много педагогов, которые разрабатывают свои электронные учебники, авторские программы. При отделе образования работает совет, где апробируются, адаптируются эти программы и учебники, а потом институт повышения квалификации распространяет их среди учительства области. Вот лишь некоторые имена наших творчески работающих учителей, имеющих свои электронные учебники, методические пособия по отдельным учебным разделам или авторские программы: учитель биологии Александр Евгеньевич Кинцель, учитель географии Елена Николаевна Садртдинова, преподаватель английского языка Надежда Михайловна Польченко, учитель русского языка и литературы Людмила Ивановна Мамонтова, учитель биологии Вероника Александровна Щербина, учитель истории Светлана Алексеевна Подманкова. Кстати, Александра Евгеньевича Кинцеля последние года три приглашают в центр по разработке тестовых заданий при подготовке ЕНТ. Опыт этих и других педагогов представлен в методкабинете отдела образования, изучается на заседаниях методических объединений - существует база, которую мы предлагаем учителям города и области.
Уже два года подряд проходят международные фестивали авторских проектов и разработок, в которых активно участвуют наши педагоги. В этом году в одном из таких конкурсов участвовала методист отдела образования Светлана Леонидовна Решетникова. В прежние годы отдел образования выставлял разработки степногорских педагогов на международных конкурсах, или, как их называют, ярмарках авторских разработок. Все степногорские работы были отмечены и раскуплены.
Может быть, соглашусь с вами, мы мало популяризируем наши педагогические разработки через СМИ.
- И не только в связи с этим недостаток информации. В свое время был замечательный праздник «Учитель года», проходили конкурсы молодых педагогов. В последнее время ничего не слышно об этом.
- Раньше конкурс «Учитель года» мы проводили каждый год. Сейчас много других конкурсов – по отдельным предметам, а традиционный общий проводится один раз в три года. В прошлом году мы его не проводили, и, кажется, нам самим чего-то не хватает.
- Я вот к чему веду. Если у нас такой большой опыт авторских методик и программ, почему бы степногорским учителям не поучаствовать в создании казахстанских учебников, к которым сегодня много претензий как у педагогов, так и у родителей?
- Когда учитель творческий, талантливый, может быть, и не так уж важно, какой учебник перед ним лежит, - все зависит от педагога, как он преподнесет тот или иной материал. Хотя, конечно, важно, какой учебник лежит перед ребенком, который по этой книжке готовит домашнее задание.
Я согласна, немало претензий к учебникам. В этом году на республиканском августовском педсовете, который проводил министр образования, вопрос содержания учебников тоже поднимался. Министр сам приводил примеры, когда учителям предлагают новые учебники, в которых в лучшем случае обложка обновлена, а содержание не изменилось. Здесь проблема есть, и она должна решаться на уровне государства.
- Как, впрочем, и проблема с учительскими кадрами. Не хватает учителей сегодня в городе?
- Все наши школы укомплектованы. Другое дело, что загруженность, может быть, большая, по полторы ставки, и учителя пенсионного возраста приходят к нам на выручку.
У нас вскоре может сложиться ощутимый дефицит кадров, так как работает немало учителей, чей педагогический стаж перевалил за 30 лет. А молодые специалисты, к сожалению, не очень охотно идут в школы.
- Что делается у нас для привлечения в школы молодых педагогов?
- В Карабулаке сегодня один молодой педагог работает, он получил подъемные. В доме 3-17 выделено из принадлежащих городу пять квартир учителям. Но проблема не только в квартирах и больших зарплатах – в наше время все сложнее и сложнее работать в школе. Надо успеть за всем тем, что делается в мировом образовании. Учителю, который не будет постоянно самосовершенствоваться, тяжело сейчас в школе работать. И дети, имеющие доступ к огромному информационному пространству, и их родители предъявляют школе все больше требований.
- И учителя должны соответствовать ожиданиям общества. Но вот на одном из недавних совещаний аким города критически оценил результаты ЕНТ в Степногорске, заметив такую странность: средний уровень профессиональной квалификации степногорских учителей выше областного, а средний балл по итогам ЕНТ у нас ниже среднеобластного. Может, все-таки не хватает профессионализма нашим педагогам?
- У нас 20 процентов выпускников отказались сдавать ЕНТ – это дети, которые учились на «четверки» и «пятерки», претендовали на аттестаты с отличием, а некоторые и на «Алтын белги», но они еще до экзаменов поступили в российские вузы. Такова специфика нашего города – теперь вот к Омску и Томску, с которыми мы давно сотрудничаем, прибавился Челябинск. Если бы все 100% выпускников сдавали ЕНТ, тогда, скорее всего, и картина была бы другая. Но заставить сдавать ЕНТ всех мы не можем.
Не исключаю и того, что в чем-то сами недорабатываем. Мы проанализировали результаты по каждому предмету за последние пять лет. Продумываем новые формы и методы подготовки к экзаменам. Сейчас на базе второй школы открылся центр по подготовке к ЕНТ, куда привлекаются педагоги только первой и высшей категории. Надеемся, по крайней мере, вернуться на прежнюю свою позицию, когда мы уступали лишь областному центру по результатам единого национального тестирования.
- По-моему, самое время пожелать учителям успехов в работе и, несмотря на множество нерешенных педагогических задач, выразить слова благодарности вашим коллегам за их нелегкий труд.
- Я желаю своим коллегам счастья, здоровья, благополучия! Чтобы их педагогическое творчество не иссякало. Чтобы молодые учителя приходили в школу и оставались в ней. Чтобы государство активно поддерживало педагогов страны, ведь сколько будет вложено в образование, столько будет вложено в наше общее будущее. С праздником, дорогие мои коллеги! С Днем учителя!

Интервью провел Виктор МОЛОДОВСКИЙ

Просмотров: 1382 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar