Всемирный день велосипеда 3 июня супруги Виктория и Дмитрий Макаровы встретили, как водится, на своих двухколесных друзьях. Молодые люди рассказали читателям газеты «Престиж» о том, как велосипед скрепляет брачные узы, почему сначала гонка, а потом ремонт. И как велосемья может стать самой крепкой ячейкой общества.
Что мне снег, что мне зной, когда велосипед со мной?
Дмитрия Макарова можно смело назвать основоположником современного велодвижения в Степногорске. Именно с его интереса к велосипедной езде более десяти лет назад, а точнее, с возвращения к почти забытому детскому увлечению, и началась мода на «велики» среди степногорцев. Глядя на шустрого поджарого велосипедиста, ловко лавирующего по городским закоулкам, появлялись единомышленники. Ширился спрос на транспорт, и, следовательно, стали открываться магазины и пункты проката велосипедов. И даже кое-где (недостаточно, конечно) со временем появилась соответствующая инфраструктура для велосипедной езды.
К слову, о серьезном увлечении Дмитрия велоспортом, велотуризмом, многодневными престижными веломарафонами уровня Silk Road Mountain Race пару лет назад на страницах нашей газеты рассказал мой коллега Владимир Красников. Конечно, за это время велосипедные хроники Дмитрия заметно обогатились: случилась очередная гонка Silk Road Mountain Race 2022, прошло путешествие по горному Алтаю, множество других велопоездок. Но сегодня нам хотелось бы рассказать, как увлечение любимого человека стало делом жизни и его спутницы Виктории, которая до встречи с будущим мужем и помыслить не могла, какое огромное значение в ее жизни приобретет велосипед.
Дмитрий вспоминает первую встречу с будущей избранницей:
- Начну, наверное, с того, что в детстве я был заядлым велосипедистом. У отца был классный для того времени велосипед «Спутник», скоростной, комфортный, и я преодолевал на нем довольно-таки большие расстояния. Но потом я вырос, в подростковом возрасте появились друзья, другие интересы. В начале 2000-х о здоровом образе жизни мало кто думал, все повально курили, и меня не обошла стороной эта печальная участь. И как-то совершенно случайно во время прогулки с друзьями увидел у парнишки велосипед. Дай, думаю, тряхну стариной, прокачусь для смеха. А не тут-то было! «Дыхалка» никакая, одышка жуткая, сил не было преодолеть несколько несчастных десятков метров. Это был последний день в моей жизни, когда я курил. Пришло осознание, насколько обессилен мой организм.
Тогда хороший велосипед в городе купить было невозможно, заказывал в России. Как же здорово он мне помог в работе! Я устанавливал роутеры для интернета по квартирам. Заявок было много, приходилось активно передвигаться по всему городу, и велосипед стал для меня настоящим спасением. И вот в один из таких рабочих визитов по установке роутера я встретил Викторию. По долгу службы мне не подобало засматриваться на клиенток, пусть даже и очень симпатичных девушек. Ей на тот момент было всего 16 лет, и, как я уже позже узнал, та встреча ей почему- то особенно запомнилась.
- Я тогда совсем юной была, - скромно улыбаясь, вспоминает смущенная Виктория. – Увидела Диму - и внутри что-то откликнулось. Запомнила его. А потом, спустя несколько лет, случайно увидела его страничку В Контакте. Поставила сердечко под его фото. И Дима мне написал. Оказалось, что он тоже меня помнил.
Педали крути по Шелковому пути!
Дмитрий вспоминает, как впервые усаживал Викторию на велосипед. Во-первых, для начала его нужно было найти. В прокате тогда выдавались сплошные «великаны». Худо-бедно подобрали подходящий, стали потихоньку выезжать. Сначала по городу, потом за его пределы. Со временем купили для Виктории хороший велосипед.
- Мы планировали ехать кататься в горы, - вспоминает Дмитрий. - Уже куплены билеты, настроились, а у Вики опыта нет никакого. Я ей говорю, собирайся, покатим на Селету. Она в шоке, будущая свекровь в панике: куда мою дочь увезти хочешь? Но я сказал, ничего не знаю, надо ехать. Как потом по горам кататься будем? Пока доехали до Селеты, море слез пролито было. Поездка была с приключениями. Зато нас гостеприимно встретили туристы, шашлыком накормили. Мы в речке поплескались, отдохнули. На обратном пути Вика уже смеялась, шутила. Любовалась природой. Просто ветер был в спину. Вот таким было ее первое боевое крещение.
Сегодня, спустя несколько лет после первой длительной поездки, Виктория со смехом вспоминает ту поездку. В ее нынешнем арсенале уже тысячи накатанных километров, и предела им не предвидится. В прошлом году она также приняла участие во всемирно известной длительной велогонке Silk Road Mountain Race 2022 в горах Кыргызстана.
- Старт гонки и большое количество участников вдохновили меня на более длинные дистанции, чем я обычно проезжаю, - рассказывает Виктория. - Первый день выводил меня из строя из-за кишечного отравления перед гонкой, но я неплохо проехала и на следующее утро уже преодолела высокий перевал Джиптик. Второй день был нетрудным, весь путь занимал асфальт, а погода не предвещала беды. Небольшие перевалы радовали приятными и ровными спусками. Я остановилась после небольших деревень рядом с рекой, после поселка Ак-телек. На третий было очень жарко, беспощадно пекло солнце, а гонщики постепенно проезжали село за селом, преодолевая небольшие подъемы. Местные дети встречали нас громкими криками «Hi», «Hello». Было тяжело ехать без остановок и отдыха. Но вполне терпимо. Я остановилась на ночевку возле Базар-Коргон - перед началом небольшого песочного перевала. Четвертый день встретил меня длительным ливнем, первый раз я вытащила свой дождевик. Затем пасмурная погода сменилась жарой, есть не хотелось. И я заменяла твердую углеводную еду на обычные сладкие соки. Далее я проехала орехово-фруктовый лес Арсланбоб, была рада прогуляться по фруктовым тропинкам, это было красиво и незабываемо. Подвесной мост перед следующим перевалом немного взбодрил, все шли по нему очень осторожно. Стемнело быстро, и я остановилась на середине перевала. На пятый день, утром, я прошла перевал, который встретил красивыми воротами низких гор. Спуск был мощным, старалась, по возможности, не останавливаться и избегать препятствия. К сожалению, ближе к деревне Октябрьское я получила травму. Камера переднего колеса лопнула по шву на кочке. И на большой скорости я не успела остановить велосипед. Падение было болезненным, пришлось сойти с пути для восстановления здоровья и починки велосипеда. Путь, действительно, был насыщен красивыми подъемами и спусками, горными реками, захватывающими рассветами и закатами.
Тайны Горного Алтая
Летом прошлого года Макаровы прокатились по Алтаю. В первый день преодолели живописный и достаточно сложный перевал Ороктой (1600 м).
- Спуск с перевала поразил меня большим и ровным зеленым ковром, свежим воздухом и ароматом разнообразных алтайских трав и цветов, - поделилась своими зарисовками с алтайской поездки Виктория. - Немного отдохнули и пообедали в селе Онгудай, после чего нас ждал красивый перевал Чике-Таман (1295 м). Взбирались по нему по старой щебеночной дороге, где у меня открылось «второе дыхание», и мы быстро добрались до смотровой площадки на вершине перевала. Первая остановка для лагеря была в небольшом уютном месте, рядом с мостом, на пересечении рек Большой Яломан и Катунь. В первый день преодолели 151 км. Следующее утро украсил пейзаж, где река Чуя впадает в реку Катунь. А рядом с обзорной точкой продавали вкусные и большие чебуреки. Постепенные подъемы приближали нас к сложному и пыльному перевалу Улаган (2080 м). Навстречу текла река Чибитка, затем виднелись несколько озер на высоте около двух километров. На пути мы встретили трех велопутешественников. Одному оказали маленькую помощь, подкачали колесо. Его спутники были в приподнятом настроении, несмотря на тяжелый путь, который они прошли и о котором нам поведали. Спуск с перевала впечатлял богатыми и зелеными лесами вдоль всей дороги. А солнце, уже почти на горизонте, добавляло необычную эстетику всей картине. Ничто так не пугает, как пасмурная погода с самого утра. На третий день нас догоняли тучи, и впереди не было позитивных просветов. Делать нечего - надо ехать! Подъемы местами были резкими, иногда невыносимо тяжелыми. Перевал Кату-Ярык (~1600 м) – возможно, самый сложный и опасный перевал Горного Алтая. Его сложность мы почувствовали на спуске, который имел резкий уклон. Но именно здесь нам встретились земляки Михаил и Сергей из Степногорска! Да еще и на велосипедах!
Мы узнали, что каждое утро с пляжа стартует паром. Пожалуй, это самый необычный способ перебраться на другой конец озера, и для нас было в новинку передвигаться на открытой воде. Загрузились на паром и оделись потеплее. Нос парома был плотно загружен машинами туристов, а сами туристы суетливо готовились к плотному завтраку. Все время пребывания на пароме мы восхищались видами гор и водопадов, продумывали новый маршрут и пили горячий чай, которым нас угощала веселая и дружная компания ребят. По прибытии в село Артыбаш мы первым делом немного подлатали велосипеды - и снова в дорогу. Нас встретил ливень, который не прекращался весь оставшийся путь. Промокшие, голодные и грязные, мы доехали до села Чоя, где впервые остановились в местной гостинице и смогли помыться и отогреться. Ночь была прохладной, поэтому пришлось утеплить ноги в спальнике, чтобы доспать последнюю пару часов. Утренний вид из палатки очень порадовал своей красотой.
Каракольские озера - это группа из семи водоемов на склоне хребта Иолго. Дорога к озерам только пешая, и мы, не торопясь, посещали каждое озеро. Тропа была сложно проходимая, но многих приезжих это не останавливало. Из семи озер мы смогли осмотреть только пять. Два следующих находились по другую сторону хребта, и до них добраться еще сложнее. Это заняло бы уйму времени. На обратном пути хребет накрыл густой туман и начался вначале редкий, потом сильный дождь. Мы и остальные туристы надели дождевики и стали резво возвращаться к месту, где оставили велосипеды. Кругом ручьи, мокрые камни, грязь, промокшие люди. Добравшись, мы поняли, что выезду обратно сегодня не бывать, так как дорога превратилась в грязевую ванну, стало прохладно. Мы нашли симпатичное ровное место для палатки, где и остались переночевать.
7 июля в России традиционно отмечается праздник Ивана Купалы. Дети из деревень с азартом ожидали вдоль дороги проезжающие мимо машины, чтобы окатить ведром речной воды на удачу. Нас, велосипедистов, тоже не оставили без внимания! Вечером мы постепенно набирали высоту с 600 м на следующий перевал - Багаташ (1985 м). Поднявшись на 1080 м, мы решили остановиться на ночлег, поскольку уже темнело и имелось ровное место для установки палатки. Наш ужин сопровождался фырканьем лошади, которая паслась в ближайшем лесу, и визжанием горных козлов - косуль. Перед отъездом мы запаслись алтайским мёдом…
Да будет гонка!
Сегодня супруги готовятся к очередной многодневной велогонке международного уровня Silk Road Mountain Race 2023 в горах Кыргызстана. В этот раз Макаровы будут ехать в паре, такой опыт, безусловно, им тоже интересен. Сейчас поддерживают спортивную форму, готовясь к сложным испытаниям.
- В начале мая мы совершили небольшое велопутешествие по Акмолинской и Северо-Казахстанской областям протяженностью 840 - 850 км, - рассказывает Виктория Макарова. – Дима составил замечательный маршрут, стараясь реже затрагивать асфальт, чтобы было больше бездорожья, лесов и полей. Впервые в пути повстречала большое количество птиц и животных, чего не увидишь вблизи крупных городов и сел. Проехали по дорогам давно забытых крупных лесов, побывали по колено в болоте и останавливались в красивых местах для ночевки. Маршрут проходил через Степногорск, Акколь, с. Вознесенка, с. Гордеевка, с. Смольное, озеро Шалкар, Зеренды, Бурабай. Через шесть дней мы вернулись в Степногорск.
Макаровы признаются, что в 2024 году желают сделать перерыв в участии в крупных международных велогонках, которые требуют больших физических, эмоциональных, моральных и материальных затрат. «Нужно возвращаться к земной жизни, - уверена Виктория. – Тем более в планах долгожданный ремонт в квартире!». «Да, - поддерживает супругу Дмитрий. - Хотя вдруг мы в этом году придем с тобой к финишу в числе победителей? Ведь тогда нас будет уже не остановить». Что ж, покрутим педали и увидим. Попутного ветра вам, Макаровы!
Беседовала Галия ХОЗИНА
|